Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Мочалова, виктория валентиновна. — Вы их посещали

Кандидат филологических наук, руководитель Центра славяно-иудаистических исследований Института славяноведения и директор Центра «Сэфер».

Окончив в 1968 году филологический факультет МГУ, училась в аспирантуре Института славяноведения. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию «Идейно-стилевое своеобразие польской прозы и драматургии второй половины XVI - первой половины XVII вв.».

Награждена медалью «Amicus Poloniae», и Премией РАН и ПАН за вклад в науку (2008).

Историк польской и чешской литературы, исследователь литературных связей и межкультурного диалога. Наряду с польской литературой занимается проблемами поэтики, изучением межславянских и иудео-славянских контактов в восточноевропейском регионе.

Курсы лекций:

Курс 1. Диалог между иудеями и христианами в Восточной Европе

Курс 2. Евреи, католики, протестанты, православные в Восточной Европе: контакт, диалог, конфликт

Курс 3. История и культура евреев Восточной Европы (Польша, Литва, Украина, Белоруссия)

Курс 4. Польша как центр еврейской учености в XVI-XVII вв.


Труды

Мир наизнанку: Народно-городская литература Польши XVI - XVII в. М., 1985.

Miejsce anonimowej prozy plebejskiej w rosyjsko-polskich związkach literackich XVII w. // Tradycja i współczesność: Powinowactwa literackie polsko-rosyjskie. Wrocław , 1978.

Гротескно-фантастический жанр новин польских совизжалов (истоки, традиции, значения) // Славянское барокко: историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.

«Низовое барокко» в Польше: драматургия и поэзия // Барокко в славянских культурах. М., 1982.

Русско-польские литературные связи XVII - XVIII вв. и становление личностного начала в русской литературе // Литературные связи и литературный процесс: из опыта славянских литератур. М., 1986.

«Иррациональный гротеск» в польской и русской советской литературе 20-30-х годов // Сравнительное литературоведение и русско-польские литературные связи в ХХ веке. М., 1989.

Еcha poezij Jana Kochanowskiego w literaturze rosyjskiej // Jan Kochanowski, 1584-1984: Epocha - Twórczość - Recepcja. Lublin, 1989. T. 2.

Этапы развития повествовательных жанров в польской литературе XII - XVI в. // Развитие прозаических жанров в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1991.

Nieznany egzemplarz siedemnastowiecznego wydania polskiego Sowizrzała odnaleziony w Moskwie a problem edycji naukowej tego utworu // Problemy edytorskie literatur słowiańskich. Wrocław, 1991.

Трансформация воспринимаемого в процессе литературных связей // Функции литературных связей: на материале славянских и балканских литератур. М., 1992.

Чешский Освобожденный Театр: текст и контекст // Литературный авангард: особенности развития. М ., 1993.

Historia sub speciae litteraturae // Necessitas et ars: Studia Staropolskie, dedykowane Profesorowi Januszowi Pelcowi… Warszawa, 1993. T. 2.

Евреи в Польше: история в зеркале литературы // Славяне и их соседи. М., 1994. Вып. 5.

Философия и поэтика: casus Станислава Игнатия Виткевича // История культуры и поэтика. М., 1994.

Тоталитарная идеология как суррогат религии // Знакомый незнакомец. Социалистический реализм как историко-культурная проблема. М., 1995.

Картины мира и язык культуры (о походах Стефана Батория в польской и русской литературах // Узаемадзеянне лiтаратур i моу. На прыкладзе беларуска-польска-рускiх сувязей. Гродно, 1995.

Борис Федорович Стахеев (1924-1993) // «Путь романтичный совершил...»: Сборник статей памяти Бориса Федоровича Стахеева. М ., 1996.

The Moscow School of Postmodernism // Postmodernism in Literature and Culture of Central and Eastern Europe. Katowice, 1996.

Демонические посредники между мирами // Миф в культуре: человек - не человек. М., 2000.

«Евреи» и «грех» в польской литературе XVI - XVII вв. // Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2000.

Пушкин и польская тема // А. С. Пушкин и мир славянской культуры: к 200-летию со дня рождения поэта. М., 2000.

Век Александра Вата (1.V.1900 - 29.VII.1967) // Славянский альманах 2000. М., 2001.

Еврейская демонология: фольклор и литературная традиция // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2002.

Образ Марины Мнишек в историографии и литературе // Studia polonica II: К 70-летию Виктора Александровича Хорева. М., 2002.

Представления о России и их верификация в Польше XVI-XVII вв. // Россия - Польша: образы и стереотипы в литературе и культуре. М., 2002.

Иудеи между католиками и протестантами в Польше XVI-XVII вв. // Свой - чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003.

Время и вечность войны: галицийская перспектива // Первая мировая война в литературах и культуре западных и южных славян. М., 2004.

Миф Европы у польских романтиков // Миф Европы в литературе и культуре Польши и России. М., 2004.

Еврейские пищевые предписания и запреты глазами польских полемистов XVI-XVIII вв. // Пир - трапеза - застолье в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2005.

Кризис начала ХХ века глазами еврейских интеллектуалов: оценки, реакции, отражение в творчестве // Мировой кризис 1914-1920 годов и судьба восточноевропейского еврейства. М., 2005.

Александр Ват: тринадцать тюрем // Деятели славянской культуры в неволе и о неволе: ХХ век. М., 2006.

«Мы будем как во сне...»: представление о сне и сновидце в еврейской традиции // Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2006.

«Порнография» Витольда Гомбровича: штрихи к интерпретации // Творчество Витольда Гомбровича и европейская культура. М., 2006.

«Славянская» тема у польских романтиков // Поэтический мир славянства: общие тенденции и творческие индивидуальности. М., 2006.

Юлиан Тувим, Александр Ват, Бруно Ясенский: драма русско-еврейско-польского пограничья культур // Русско-еврейская культура. М., 2006.

Представление поляков о русских в XVII в. // Россия в глазах славянского мира. М., 2007.

Polski tekst literacki w perspektywie recepcji oraz polityki rosyjskiej XVII wieku // Literatura, kultura i język Polski w kontekstach i kontaktach światowych. III Kongres Polonistyki zagranicznej. Poznań, 2007.

Петербургские поляки (Сенковский, Булгарин) и Мицкевич // Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре. М., 2007.

Исцеление, спасение, избавление в еврейской традиции и магическая практика (еврейский обряд кладбищенской свадьбы и его славянские параллели) // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2007.

Cветская и церковная власти польско-литовского государства и еврейское меньшинство: политика и идеология // Анфологион: власть, общество, культура в славянском мире в средние века. К 70-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2008.

Представление о русских и образ Московии в «Истории Владислава, польского и шведского Королевича» (1655) Ст. Кобежицкого // Мелодии, краски, запахи «малой родины» Адама Мицкевича. Гродно, 2008.

Проблемы еврейской эмансипации и ассимиляции в прозе и публицистике Болеслава Пруса // Творчество Болеслава Пруса и его связи с русской культурой. М., 2008.

Пути и способы перемещения в Святую Землю в еврейской традиции // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2008.

Участие евреев в польских военных конфликтах XVII века // Jews&Slavs. Vol. 21. Jerusalem; Gdansk, 2008.

Образ русского, русской власти, польско-русские отношения в польской политической публицистике 70-х годов XVI в. // Русская культура в польском сознании. М., 2009.

Еврейские легенды о «начальных временах» в Чехии и Польше // История - миф - фольклор в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2009.

Вклад Меера Балабана в деятельность Еврейского историко-этнографического общества // Parlamentaryzm - konserwatyzm - nacjonalizm. Sefer jowel. Studia ofiarowane Profesorowi Szymonowi Rudnickiemu. Warszawa, 2010.

Trzy spójrzenia na Polskę z Rosji (1863-1916) // Polonistyka bez granic. Materialy z IV Kongresu Polonistyki Zagranicznej. T. I. Kraków, 2010.

“Отцы и дети” по-еврейски // Диалог поколений в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2010.

Отражение конфликтов еврейского мира в прозе Семена Ан-ского // На зламі століть: Історія та культура східноєвропейських євреїв (1880-1920): Зб. наукових праць. Киев, 2011.

Публикации

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989 (сост., коммент).

Словацкий Ю. Бенëвский: Поэма / Перевод Б.Ф. Стахеева. М., 2002 (сост., один из комментаторов).

"Семейка Аддамс" — группа вымышленных персонажей, созданная в 1938 году американским художником Чарльзом Аддамсом для газетных комиксов, публиковавшихся в газете "The New Yorker". Комиксы о них выходили до смерти художника в 1988 году. Фамилия дана вымышленным персонажам в честь их создателя.

На этой фотографии реальная "семейка Аддамс", живущая в России, — Виктория Мочалова и её сын известный блогер Антон Носик.

Виктория Мочалова — филолог-полонист, кандидат наук, заведующая Центром славяно-иудаики Института славяноведения Российской академии наук, возглавляет Центр иудаики "Сэфер".

В 2013 году этой улыбчивой даме в Государственном Кремлёвском дворце была вручена премия "скрипач на крыше" . По этому случаю спустя 12 дней глобальный еврейский on-line центр напечатал статью с интервью, взятом у Виктории Мочаловой.

Приведу только фрагмент этого интервью:

"Среди евреев тоже бывают дураки"

— Как вы относитесь к тому, что церемония вручения еврейской премии «Человек года», которая теперь переименована в «Скрипач на крыше», проводится в Кремле?

— Конечно, я к этому отношусь крайне негативно, потому что Кремль — это не нейтральное место, это место очень нагруженное в смысловом значении, и причём негативно. Там была резиденция людоеда и кровавого тирана, который именно там вынашивал все свои злодейские планы: убийство Михоэлса, расстрел членов Еврейского антифашистского комитета, процесс «врачей-отравителей», планы депортации еврейского населения — это всё было там . И от этой злодейской ауры, атмосферы этого места вы не можете отделаться, она присутствует. Кроме того, мне это место кажется совершенно некошерным: там кругом христианские святыни, христианские храмы, кресты, там совершенно неуместно быть евреям. Дело не в том, что какие-то антисемиты могут чувствовать себя оскорбленными и в этом обвинять, хотя и это тоже.

— Атмосфера там все-таки особенная, не просто так Кремль был возведен именно на этом месте.

— Это, конечно, очень красиво, это исторически ценно. Но я сейчас говорю об этих наросших, напластовавшихся, навалившихся исторических ассоциациях, от которых все равно нельзя отделаться: Москва — Кремль — Сталин .

— Тогда почему вручают премию именно в Кремле? Это делается специально?

— Думаю, да, хотя мне трудно толковать мотивы организаторов. Может быть, это какие-то галутные комплексы: раньше нас гнали, преследовали — а сейчас мы в центровом месте. Но мне лично это кажется неуместным...

— Расскажите, как был создан ваш проект?

— Это родилось в голове великого мечтателя — a dreamer. Это совершенно потрясающий человек — Ральф Гольдман, почетный вице-президент «Джойнта». Он был очень тесно связан и сотрудничал с Еврейским университетом в Иерусалиме. И там, в частности, есть такой International Center for University Teaching of Jewish Civilisation (Международный центр университетского преподавания еврейской цивилизации , МЦУПЕЦ — прим ред.), некогда его возглавлял Моше Дэвис, а в наше время — профессор Нехемия Левцион, да будет их память благословенна. Ральф Гольдман с Моше Дэвисом очень пеклись о еврейских исследованиях и образовании — во всем мире, и эту функцию выполнял International center. У них был центр в Иерусалиме, был филиал в Оксфорде — для Западной Европы, в Будапеште — для Восточной Европы, а для развалившегося Советского Союза, для всего этого огромного пространства, у них не было никакого центра. А ведь эту деятельность надо было налаживать, координировать (лекции, студенты, университеты и т.д.) — то есть это огромная работа. К этому времени у нас уже открылись еврейские университеты в Петербурге, в Москве, в Киеве, и Еврейский университет в Иерусалиме нам очень помогал. Они нас собирали у себя, привозили, устраивали семинары, нам читались лекции, нас снабжали литературой по еврейской истории — в общем, они нас опекали . И вот во время одного из таких семинаров они нам сказали, что есть такая проблема: на всём постсоветском пространстве нет никакого центра, который бы всем этим занимался, подумайте, не хотите ли вы создать такой у себя. Для нас это было дело очень новое, совершенно непонятное, непривычное, мы же все — академические учёные, скорее кабинетного типа...

— Непонятно, что и как начинать.

— Да-да. Очень вдохновился этой идеей Американский еврейский объединенный распределительный комитет «Джойнт». Наши отцы-основатели — это Еврейский университет Иерусалима, МЦУПЕЦ (научная, академическая часть), и «Джойнт» — как организатор и финансист. И вот они предложили создать такую организацию. Дело-то, конечно, хорошее. Вы себе представьте: перестройка, всё вдруг стало возможным...

— Надежды...

— Да, какие-то надежды. У нас открылись еврейские университеты , открылась замечательная программа "Project Judaica" в РГГУ — это тоже было совместное предприятие, понятно, что без помощи Запада мы тогда ничего не могли бы сделать. То есть было несколько высших учебных заведений, где были либо кафедры иудаики , либо, как это было в Петербурге и в Москве, целиком еврейские университеты . Мы знали, что существовала огромная богатая традиция еврейских исследований в дореволюционной России, и даже до сталинского периода, когда он все это перечеркнул, всех убил и закопал. Но до этого-то это существовало, здесь была высокая наука. Здесь выходила Еврейская энциклопедия, здесь работало Еврейское историко-этнографическое общество, здесь был Ан-ский, здесь был Гинзбург — тут было богатство. И потом вот такая цезура, такая хирургия — и все, и мертвая пустыня. Нельзя, конечно, так сказать, что была пустыня-пустыня...

Справка: РГГУ — Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) — российское высшее учебное заведение в Москве, организованное Юрием Афанасьевым в марте 1991 года на базе Московского историко-архивного института. В 1919—1932 годах — «Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова », ранее он назывался «Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского »; Но самое интересное название у университета было в период с 1939 по 1991 годы — «Высшая партийная школа при ЦК КПСС» . Традиция, однако!

— Всё ведь ушло в подполье.

— Да, всё было в подполье. Не было учреждений, не было институтов, но научную мысль нельзя остановить. Поэтому были квартирные семинары...

— Вы их посещали?

— Что-то я посещала. У Михаила Анатольевича Членова (сейчас он — председатель Академического совета «Сэфера»), например, были подпольные семинары , курсы иврита. Для меня лично активное посещение было довольно затруднительно (когда у вас маленький ребенок, когда вы не очень принадлежите себе, а при этом нужно учиться, нужно кончать аспирантуру). Но во всяком случае, был еврейский самиздат , и, например, «Тарбут», все это распространялось. Эта жизнь существовала, просто она была видна только нам — и кэгэбэшникам. Им казалось, что они всё запретили, они всех расстреляли, всё разрушили, и ничего не было.

— Но мысль не убьёшь.

— Конечно. Всё было, только оно имело скрытую, подпольную форму. И после перестройки всё это вырвалось наружу , поэтому был огромный энтузиазм, было воодушевление. И что ещё было замечательно в этом всём — тот контингент, который был и потребителем, и производителем. Это был очень симпатичный контингент... Это еврейская интеллигенция, это учёные — мне кажется, это лучшее, что вообще существует.... .

Есть такая пословица "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке" .

С евреями подобное происходит и по трезвому, когда они дают интервью еврейским журналистам для еврейских сайтов. В такие моменты они начинают выдавать многое из того, что у них "на уме". Здесь мы видим, что Виктория Мочалова высказала в своём интервью всё, что она думает о Московском Кремле, о Сталине, который за 30 лет сумел сплотить в одну дружную семью под названием СССР сотню народов, о Христианстве и отношении к нему евреев...

Самым большим откровением для меня стала озвученная новость, что в современной России открылись "целиком еврейские университеты" . Ну надо же! А наивные русские дураки всё ещё считают себя "государствообразующим народом" ! Судя по реальным фактам, государствообразующим народом в России являются евреи , которые не только считают, что "еврейская интеллигенция, учёные — это лучшее, что вообще существует" , но и празднуют свой в Московском Кремле!

Почему именно там?

На этот вопрос уже дала ответ в своём интервью Виктория Мочалова: "Кремль — это не нейтральное место, это место очень нагруженное в смысловом значении, и причём негативно. Там была резиденция людоеда и кровавого тирана, который именно там вынашивал все свои злодейские планы: убийство Михоэлса, расстрел членов Еврейского антифашистского комитета, процесс «врачей-отравителей», планы депортации еврейского населения — это всё было там ".

Справка: "Ханука" - иудейский праздник , основанный в честь военной победы иудеев , совершённой в 165 году до н.э . над царем Антиохом греческого происхождения из Сирии. Вместе с тем, Ханука это празднование чуда, которое произошло с ритуальным иудейским светильником во время этой победы. .

Вот вам ритуальный иудейский светильник на Красной площади Москвы, и вот вам Ханука в Кремле , в котором была резиденция , которого они называют "людоедом", "кровавым тираном" и т.п.

Однако, не всё так однозначно и гламурно в нашей жизни.

Три дня назад в Москве неизвестный киллер большого еврейского учёного, интеллигента, реформатора и либерального оппозиционера Бориса Немцова , одного из главных организаторов антикризисного марша "Весна", который был запланирован на 1 марта 2015 г. Кто его убил, я полагаю, мы никогда не узнаем, потому что киллеру удалось убить Немцова и скрыться с места преступления всего за 5 секунд, при этом его внешность не смогли запомнить трое очевидцев , оказавшихся в непосредственной близости от убитого, даже Анна Дурицкая , которая, скорее всего, и предложила известному оппозиционеру прогуляться пешком по Москворецкому мосту.

И чтобы вы думали?!

Ни одному нормальному человеку не пришло в голову подумать о том, что "убийство Бориса Немцова "заказал" Владимир Путин" !

Однако, сын Виктории Мочаловой — Антон Носик , известный блогер с ником dolboeb , не только так решил , но и опубликовал в "Живом журнале" заметку с кричащим заголовком :

Путинская хрустальная ночь

Прочитал на «Кольте» репортаж Светы Рейтер о питерском неонацизме .
Имею сказать ровно одно.

У нынешней власти в России нет другой опоры, кроме нациков.
Сурков это понял давно, оттого и крышевал
БОРН .
Володин, если до сих пор не понял, то поймёт со дня на день.
И тоже станет крышевать.

Путин усердно и успешно лепит из России клон гитлеровской Германии .
Как будто не знает, чем это для Германии кончилось.
Или верит, что ошибки фюрера учтены, и теперь всё будет по-другому.
Но только зря он в это верит. Будет всё в точности как в Германии.
Сперва коллективное помешательство, потом — такое же коллективное отрезвление.

Способ выжить в такой стране называется «эмиграция», увы.
Так в гитлеровское безвременье поступили учёные, музыканты, художники.
Некоторые потом вернулись.
Но основная масса осталась там, куда уехала.
Не говорите, что я вас не предупреждал.
.

Судя по всему, ник блогера dolboeb соответствует натуре Антона Носика .

В его утверждении, что "у нынешней власти в России нет другой опоры, кроме нациков" , присутствует явная шизофрения , которая, увы и ах, даже в США считается "еврейской болезнью" .

Должен заметить, что вертикаль путинской власти опирается на силовые структуры , но прежде всего она опирается на региональные, областные, городские и сельские организации , которые руководят жизнью регионов, областей, городов и посёлков в Российской Федерации. И там, в этих государственных структурах, доля евреев весьма значительна. В целом по стране доля евреев в структурах государственной власти составляет никак не меньше 50%. Поэтому писать о "Путинской хрустальной ночи", проводя аналогию с "Хрустальной ночью" в нацистской Германии, мягко говоря, глупо. А вообще это называется провокацией !

Справка: Хруста́льная ночь (Ночь разбитых витрин) (нем. (Reichs-)Kristallnacht) — погром (серия скоординированных атак) против евреев во всей нацистской Германии и части Австрии 9—10 ноября 1938 года, осуществлённый военизированными отрядами СА и гражданскими лицами. Официальные власти не вмешивались в события. Нападения привели к тому, что улицы были покрыты осколками стекла из окон принадлежавших евреям магазинов, зданий и синагог. Поводом для нападения было убийство 9 ноября немецкого дипломата Эрнста фом Рата Гершелем Гриншпаном — польским евреем немецкого происхождения, жившим в Париже. После Хрустальной ночи последовало дальнейшее экономическое и политическое преследование евреев, и она рассматривается историками как часть расовой политики нацистской Германии и знаменует собой начало Окончательного решения еврейского вопроса и Холокоста. .

Я бы сказал так: в многонациональной России подавляющее большинство евреев живёт хорошо , в том числе и благодаря Путину, но есть некоторая доля евреев , которых ещё в начале ХХ века английский премьер-министр Черчилль назвал "демонической частью" , вот они, эти евреи , в силу их демонизма , никогда и ничем не бывают довольными, они всегда выступают как провокаторы, как дезинформаторы, как разрушители культур, как разрушители государств, полностью соответствуя своему библейскому названию "власть тьмы ".

Историческая справка: 5 ноября 1919 года Черчилль выступил в Палате Представителей, где произнёс речь, ставшую исторической. В числе прочего там были и такие слова: «Нет надобности преуменьшать роль, сыгранную в создании большевизма и подлинного участия в русской революции, интернациональных евреев-атеистов. Более того, главное вдохновение и движущая сила исходят от еврейских вождей. В советских учреждениях преобладание евреев более чем удивительно . И главную часть в проведении системы террора учреждённого чрезвычайной Комиссией по борьбе с контрреволюцией, была осуществлена евреями и, в некоторых случаях, еврейками. Такая же дьявольская известность была достигнута евреями в период террора, когда Венгрией правил Бэла Кун. Похоже, что Евангелию Христа и проповеди антихриста предначертано было родиться в недрах одного и того же народа, и что эта мистическая и таинственная раса была избрана для высших проявлений как божественного, так и дьявольского .... Всемирный заговор для ниспровержения культуры и переделки общества на началах остановки прогресса, завистливой злобы и немыслимого равенства продолжал непрерывно расти. Он (заговор) был главной пружиной всех подрывных движений 19-го столетия; и, наконец, сейчас эта шайка необычных личностей, подонков больших городов Европы и Америки, схватила за волосы у держит в своих руках русский народ, фактически став безраздельным хозяином громадной Империи . Нет нужды преувеличивать роль этих интернациональных и большей частью безбожных евреев в создании большевизма и в проведении русской революции. Их роль несомненно очень велика, вероятно она значительно перевешивает роль всех остальных...»

Спустя год, в 1920 году, Черчилль опубликовал статью "Большевизм и сионизм", в которой были и такие слова: "Евреи дали нам в христианском откровении ЭТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ, которая, даже если её полностью отделить от сверхъестественного, является САМЫМ ДРАГОЦЕННЫМ из всего, чем владеет человечество, превосходящую все другие плоды мудрости и знания вместе взятые. На этой СИСТЕМЕ, и этой ВЕРЕ, со времени падения Римской империи, построена вся наша цивилизация. ...В настоящее время эта удивительная раса находится в процессе создания новой системы морали и философии, настолько же ПОРОЧНОЙ, насколько христианство было благочестивым, которая, если не будет остановлена, безвозвратно РАСШАТАЕТ всё, что стало возможным благодаря христианству. Похоже, что и ЕВАНГЕЛИЕ ХРИСТА и ЕВАНГЕЛИЕ АНТИХРИСТА должны были быть порождёнными ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ НАРОДОМ, и что эта мистическая и таинственная раса была избрана ДЛЯ ВЫСШЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ как БОЖЕСТВЕННОГО, так и ДИАВОЛЬСКОГО..." . (1920 год, Уинстон Черчилль, статья "Сионизм & большевизм").

Вот вам и "бедный, вечно гонимый народ. .." И после этого кто-то смеет называть Сталина "...юдоедом" и "кровавым тираном" ? Он всего лишь очистил общество от некоторой части демонических евреев , которые выступили палачами русского народа в годы Гражданской войны 1918-1922 годов и в последующем активно вредили ходу строительства СССР.

Когда мы, россияне, столкнулись с вопиющим фактом — на территории Украины в 2014 году демонические евреи организовали сначала майдан, потом революцию, затем Гражданскую войну и после всего этого они обвинили во всех бедах украинского народа Россию и российского Путина, я не удержался и написал статью с говорящим названием "что делать Путину, если значительная часть евреев — шизофреники" .


Поразительное сходство Бориса Немцова и Петра Порошенко, прямо братья!

Сегодня, когда после убийства неизвестным киллером Бориса Немцова некоторые евреи начали кричать про "Путинскую хрустальную ночь" , про то, что "Путин прямо или косвенно виновен в убийстве Немцова" , я хочу вновь задать читателям тот же вопрос.

«Среди евреев тоже бывают дураки»

Филолог-полонист, кандидат наук, заведующая Центром славяно-иудаики Института славяноведения Российской академии наук. Все эти строгие научные звания теряют свою неприступность после знакомства с ней. Тем более что знакомство состоялось на фоне впечатляющей панорамы Москвы — романтичное место эта Академия наук. И конечно, можно согласиться с тем, что врученная ей премия «Скрипач на крыше» принадлежит всему коллективу Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер». Но как только начинаешь с ней разговаривать, сразу становится интересно все и хочется тут же приступить к изучению этого всего. Своей бодростью, энергией, смехом, остроумием она просто-таки толкает на совершение великих дел и открытий. Многие знают ее как мать Антона Носика, ее мужьями были писатель Борис Носик и художник Илья Кабаков. Но возможно, если бы не эта женщина, не было бы и этих известных имен. Занимаясь генеалогией своей семьи, она создала сайт семейств Керштейнов и Марголиных, благодаря которому ей удалось обнаружить в США более 900 родственников.

Разговор с Викторией Валентиновной Мочаловой проходил в перерывах между докладами, во время очередной конференции Центра славяно-иудаики РАН.

«МОСКВА — КРЕМЛЬ — СТАЛИН... ОТ ЭТИХ НАРОСШИХ, НАПЛАСТОВАВШИХСЯ, НАВАЛИВШИХСЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ АССОЦИАЦИЙ НЕЛЬЗЯ ОТДЕЛАТЬСЯ»

РОССИЯ И ХАНУКАЛЬНЫЕ СВЕЧИ

— Как вы относитесь к тому, что церемония вручения еврейской премии «Человек года», которая теперь переименована в «Скрипач на крыше», проводится в Кремле?

— Конечно, я к этому отношусь крайне негативно, потому что Кремль — это не нейтральное место, это место очень нагруженное в смысловом значении, и причем негативно. Там была резиденция людоеда и кровавого тирана, который именно там вынашивал все свои злодейские планы: убийство Михоэлса, расстрел членов Еврейского антифашистского комитета, процесс «врачей-отравителей», планы депортации еврейского населения — это все было там. И от этой злодейской ауры, атмосферы этого места вы не можете отделаться, она присутствует. Кроме того, мне это место кажется совершенно некошерным: там кругом христианские святыни, христианские храмы, кресты, там совершенно неуместно быть евреям. Дело не в том, что какие-то антисемиты могут чувствовать себя оскорбленными и в этом обвинять, хотя и это тоже.

— И очень в большой степени.

— Но я сейчас говорю немножко с другой стороны, с внутренней еврейской точки зрения. Я уж не говорю о том, что поскольку это Кремль, поскольку это «сердце нашей Родины», там очень сложная пропускная система: очереди, пропускные пункты, даже на билетах пишут, что начинают пропускать за 1 час 45 минут до начала. То есть лучше людям прийти за час сорок пять, потому что если они придут, как они приходят в нормальный театр, за 15-20 минут, они просто не попадут — ведь на билетах написано, что опоздавших в зал не впускают. То есть это даже для публики неудобно. Конечно, мне это совершенно не нравится, и я бы предпочла, чтобы это было какое-то нейтральное место. Например, Фестиваль Соломона Михоэлса проходил в Большом театре, театр — это нейтральное такое место. Либо нейтральное место, либо какое-то еврейское место, тот же самый МЕОЦ.

— Но он не сможет вместить столько народу.

— Да, я слышала такое соображение, что зал, который мог бы вместить шесть тысяч человек, очень трудно найти. Но бывают же какие-то «Лужники», стадионы... Можно найти такие места, с которыми меньше ассоциаций, и таких траурных, таких кровавых, как с этим местом. Разумеется, когда я говорю негативно о Кремле, я не имею в виду замечательную итальянскую архитектуру, прекрасные исторические памятники, эту архитектурную красоту.

Эммануил Виторган, исполнивший на сцене Кремлевского дворца "Крутится-вертится шар голубой", и один из ведущих церемонии Валдис Пельш

— Атмосфера там все-таки особенная, не просто так Кремль был возведен именно на этом месте.

— Это, конечно, очень красиво, это исторически ценно. Но я сейчас говорю об этих наросших, напластовавшихся, навалившихся исторических ассоциациях, от которых все равно нельзя отделаться: Москва — Кремль — Сталин.

— Тогда почему вручают премию именно в Кремле? Это делается специально?

— Думаю, да, хотя мне трудно толковать мотивы организаторов. Может быть, это какие-то галутные комплексы: раньше нас гнали, преследовали — а сейчас мы в центровом месте. Но мне лично это кажется неуместным.

— Вы чувствуете себя «Человеком года»?

— Нет, конечно (смеется ).

Виктория Мочалова, директор Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер», лауреат премии в номинации «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

— Что для вас значит эта премия?

— Я была очень тронута и благодарна, но я считаю эту премию признанием достижений всей нашей ассоциации еврейских исследований, всех наших коллег, Центра «Сэфер» в целом, а я ее получила символически — просто как директор «Сэфера». Ничего подобного я в одиночку не смогла бы сделать, создать такой network, развивать такие успешные программы — мы же существуем уже двадцать лет!

Израильский скрипач Саня Кройтор, многократно солировавший на сцене Кремлевского дворца на протяжении церемонии

«ЕВРЕЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, УЧЕНЫЕ — ЭТО ЛУЧШЕЕ, ЧТО ВООБЩЕ СУЩЕСТВУЕТ»

— Расскажите, как был создан ваш проект?

— Это родилось в голове великого мечтателя — a dreamer. Это совершенно потрясающий человек — Ральф Гольдман, почетный вице-президент «Джойнта». Он был очень тесно связан и сотрудничал с Еврейским университетом в Иерусалиме. И там, в частности, есть такой International Center for University Teaching of Jewish Civilisation (Международный центр университетского преподавания еврейской цивилизации, МЦУПЕЦ — прим ред .), некогда его возглавлял Моше Дэвис, а в наше время — профессор Нехемия Левцион, да будет их память благословенна. Ральф Гольдман с Моше Дэвисом очень пеклись о еврейских исследованиях и образовании — во всем мире, и эту функцию выполнял International center. У них был центр в Иерусалиме, был филиал в Оксфорде — для Западной Европы, в Будапеште — для Восточной Европы, а для развалившегося Советского Союза, для всего этого огромного пространства, у них не было никакого центра. А ведь эту деятельность надо было налаживать, координировать (лекции, студенты, университеты и т.д.) — то есть это огромная работа. К этому времени у нас уже открылись еврейские университеты в Петербурге, в Москве, в Киеве, и Еврейский университет в Иерусалиме нам очень помогал. Они нас собирали у себя, привозили, устраивали семинары, нам читались лекции, нас снабжали литературой по еврейской истории — в общем, они нас опекали. И вот во время одного из таких семинаров они нам сказали, что есть такая проблема: на всем постсоветском пространстве нет никакого центра, который бы всем этим занимался, подумайте, не хотите ли вы создать такой у себя. Для нас это было дело очень новое, совершенно непонятное, непривычное, мы же все — академические ученые, скорее кабинетного типа...

— Непонятно, что и как начинать.

— Да-да. Очень вдохновился этой идеей Американский еврейский объединенный распределительный комитет «Джойнт». Наши отцы-основатели — это Еврейский университет Иерусалима, МЦУПЕЦ (научная, академическая часть), и «Джойнт» — как организатор и финансист. И вот они предложили создать такую организацию. Дело-то, конечно, хорошее. Вы себе представьте: перестройка, все вдруг стало возможным...

— Надежды...

— Да, какие-то надежды. У нас открылись еврейские университеты, открылась замечательная программа Project Judaica в РГГУ — это тоже было совместное предприятие, понятно, что без помощи Запада мы тогда ничего не могли бы сделать. То есть было несколько высших учебных заведений, где были либо кафедры иудаики, либо, как это было в Петербурге и в Москве, целиком еврейские университеты. Мы знали, что существовала огромная богатая традиция еврейских исследований в дореволюционной России, и даже до сталинского периода, когда он все это перечеркнул, всех убил и закопал. Но до этого-то это существовало, здесь была высокая наука. Здесь выходила Еврейская энциклопедия, здесь работало Еврейское историко-этнографическое общество, здесь был Ан-ский, здесь был Гинзбург — тут было богатство. И потом вот такая цезура, такая хирургия — и все, и мертвая пустыня. Нельзя, конечно, так сказать, что была пустыня-пустыня...


Виктор Вексельберг, лауреат премии в номинации «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ» за создание попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности в Москве

— Все ведь ушло в подполье.

— Да, все было в подполье. Не было учреждений, не было институтов, но научную мысль нельзя остановить. Поэтому были квартирные семинары...

— Вы их посещали?

— Что-то я посещала. У Михаила Анатольевича Членова (сейчас он — председатель Академического совета «Сэфера»), например, были подпольные семинары, курсы иврита. Для меня лично активное посещение было довольно затруднительно (когда у вас маленький ребенок, когда вы не очень принадлежите себе, а при этом нужно учиться, нужно кончать аспирантуру). Но во всяком случае, был еврейский самиздат, и, например, «Тарбут», все это распространялось. Эта жизнь существовала, просто она была видна только нам — и кэгэбэшникам. Им казалось, что они все запретили, они всех расстреляли, все разрушили, и ничего не было.

— Но мысль не убьешь.

— Конечно. Все было, только оно имело скрытую, подпольную форму. И после перестройки все это вырвалось наружу, поэтому был огромный энтузиазм, было воодушевление. И что еще было замечательно в этом всем — тот контингент, который был и потребителем, и производителем. Это был очень симпатичный контингент... Это еврейская интеллигенция, это ученые — мне кажется, это лучшее, что вообще существует.

— Сейчас этот контингент как-то изменился по сравнению с теми, кто начинал?

— Нет, сейчас изменилось другое. Изменилась атмосфера, умерился энтузиазм, и это превратилось уже, не скажу, в рутину, но в обычную научную работу.

— Появилась осознанность?

— Осознанность была всегда. Но раньше это был запретный плод, впервые можно было что-то узнать — и тогда энтузиазма было, может быть, больше, чем науки.

— Какие программы сегодня осуществляет «Сэфер»?

— Мы проводим конференции, мы организуем зимние и летние школы для студентов, причем они бывают разных видов. Есть стационарные школы, когда мы привозим отовсюду по сто пятьдесят человек, помещаем их в Москве, в Подмосковье, в Киеве, и им с утра до вечера читают лекции — израильские преподаватели, наши преподаватели. Есть и другие школы — это полевые школы, экспедиции, когда мы собираемся и, как, например, в этом году, едем в Грузию и изучаем тему «История евреев Грузии». Одни студенты занимаются эпиграфикой: расчищают мацевы и прочитывают их, это как летопись, которую они читают. Есть этнографы, которые работают с населением, у них разработаны специальные опросники...

— Местное население не бывает против?

— Они даже очень рады, что у них спрашивают, и старички, и старушки. Где сохранились евреи — в Черновцах, в Бельцах — они тоже охотно общаются.

Посол Государства Израиль Дорит Голендер с лауреатами в номинации «КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ ГОДА»: за организацию в Государственном Эрмитаже выставки "Белый город. Архитектура баухауса в Тель-Авиве" премию получили инициатор и куратор выставки Нитца Метцгер Шмук, сокуратор выставки Таль Ияль и продакшн-директор Смадар Тимор

«ДУМАТЬ О СЕБЕ НЕ КАК О ЖЕРТВЕ, А КАК О ПАЛАЧЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО, ЭТО СЛОЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ»

— Большую часть ваших исследований составляет история Холокоста. Как можно объяснить тот факт, что на территории многих республик бывшего СССР для населенного пункта было достаточно двух эсэсовцев — все остальное делало местное население?

— Это, скорее, характерно для Польши. И, опять же, нельзя говорить однозначно. Мы не можем сказать, что все так поступали — а кто-то и укрывал, и самое большое количество Праведников — в Польше. Это сложные вещи. В 1939 году Сталин оттяпал восточную часть Польши, тогда он делал ставку на евреев как на чужаков среди местных. Их вербовали в службы КГБ, и они принимали активное участие в сталинской политике, местное население их так и называло — жидокоммуна. Поэтому весь сталинский коммунистический режим ассоциировался у местного населения с евреями.

— С научной точки зрения так говорить нельзя. В науке не бывает «если». Но моя личная точка зрения такова: все, что в истории было, свидетельствует о том, что это в принципе может произойти. Все это касается не только еврейской истории. И мы все это сами можем наблюдать. Когда мы были молодыми, у нас была иллюзия: нам казалось, что стоит только устранить советскую власть и коммунизм — и все будет прекрасно. Но многое из того, что было присуще советской власти и идеологии, свойственно человеческой природе. Например, та же концепция внешнего врага, которая сплачивает народ. Сейчас Путин сплачивает украинскую оппозицию, это для них общий враг — москаль, который не пускает их в Европу.

— Что для современных поляков значит проблема раскаяния?

— Это для них больной вопрос. Это очень трудно. За долгие годы у них сложилась такая национальная мифология, что Польша — это жертва.

— Как это получилось?

— Это пошло, наверное, со времен разделов Речи Посполитой в 1772 году между Австрией, Пруссией и Россией. Тогда и родилась эта мессианская идея о том, что Польша — это жертва, это «Христос народов». Если говорить о качестве жизни, то лучше всего жилось тем, кто оказался на территории Австро-Венгрии, потом шла Пруссия и, наконец, Россия: здесь были худшие, самые бесчеловечные условия, постоянные ссылки в Сибирь — мы-то знаем, что такое Россия. Поэтому идея жертвенности доминирует в польском историческом сознании. Пришли немцы и опять же подтвердили эту теорию. И вдруг появляется, например, некий Ян Томаш Гросс со своей книгой «Соседи» о событиях в Едвабне. Это была взорвавшаяся бомба. Думать о себе не как о жертве, а как о палаче очень трудно, это очень сложные психологические процессы. Конечно, многие этому сопротивляются, называют это клеветой и поклепом на польский народ. Но многие понимают, что сложно идти вперед, если есть скелеты в шкафу. В Польше это предмет общественной дискуссии, на эту тему издано много литературы.

— Как могло произойти, что в 50-е годы уже прошли международные судебные процессы над нацистами, концлагеря уже были открыты как музеи и их посещали иностранцы, а многие поляки только в 90-е годы узнали о том, какие страшные события происходили в их собственных городах?

— Это свойство человеческого сознания, человеческой психологии: люди не хотят знать какие-то неприятные вещи. Всем известно, например, что в России сейчас есть заключенные, что это страна, в которой есть подобные сталинским лагеря. И читая, например, письмо Надежды Толоконниковой, мы понимаем, в каких ужасных, нечеловеческих условиях люди там содержатся. Это все происходило, и это все происходит. И что, современное российское общество начинает бить себя в грудь? Что, те, кто живут сейчас в районе Коммунарки или Бутовского полигона помнят о том, что их дома находятся на костях? Современный город Освенцим, в трех километрах от которого находится бывший концлагерь, — это обыкновенный европейский городок, благостный и провинциальный. Человеческая психика не может этого выдержать, и срабатывает закон вытеснения того, что не может быть осознано. Банальность зла — это все очень страшно. Люди, которым удалось пережить Трагедию, потом кончали с собой, и таких случаев много. Я знала одного польского еврея, которому удалось спастись. Он был очень худеньким мальчиком, и когда их везли в поезде в концлагерь, удалось выдавить доску и помочь ему выбраться наружу. Он оказался один, среди леса, голодный, холодный. Он набрел на избу, ему открыл поляк и сказал: если ты поляк, то уходи, у меня для тебя ничего нет, если ты еврей, то заходи. Так он пережил эти годы. После войны вместе со многими выжившими еврейскими детьми его перевезли в Израиль, он женился, у него родились трое детей. А потом однажды он в Тель-Авиве снял номер в гостинице и покончил с собой. То, что эти люди несут в себе, нам просто невозможно представить.

— По специальности своей вы славяновед, в какой момент у вас возник именно научный интерес собственно к иудаике?

— Я по специальности филолог-полонист. У меня был и личный — помимо чисто академического — интерес к иудаике, ибо это — мои корни, прадедушка Янкель Лейб Керштейн и все его потомки, в числе которых — я. Тут научное помножилось на личное.

— Почему в 1920-х годах ваши родственники уехали из белорусского местечка в Москву? Почему в Москву, а не в Америку или Палестину, куда уезжали почти все?

— Это с их стороны было очень большой ошибкой. У моего прадедушки Янкеля Лейба Керштейна было семеро братьев и сестер, и все они уехали в Америку, он один остался в Белоруссии. Среди евреев тоже бывают дураки, семеро умных уехали, один остался. В Америке теперь более 900 наших родственников, Керштейнов, а многие из тех, кто остался в Белоруссии, погибли в Минском гетто. И могил теперь не найдешь. А у брата моего дедушки, Меера, — могила на одном из лучших еврейских кладбищ Нью-Йорка, на Лонг-Айленде, и наследство мы от него получили: каждый из двадцати девяти человек, оставшихся в галуте. А молодое поколение моей мамы рвануло в свое время в большие города, в том числе, в Москву.

— В вашей семье сохранялся еврейский дух и еврейская атмосфера, а сохранилась ли традиция?

— Конечно. Бабушка пекла лейках, тейглах, мама делала цимес, я просто обожаю гефилте фиш.

— Сами готовите?

— Я работаю сорок восемь часов в сутки, и это просто невозможно, но рыбу, которую делает моя тетя, я готова есть в огромных количествах.

— Что стало с религиозной традицией в вашей семье?

— Ее соблюдал мой прадедушка, но в моей семье ее не придерживались еще в Белоруссии.

— Почему?

— Мне это не известно, в нашей семье это было строго за кадром.

— Что для вас входит в понятие еврейства?

— В двух словах и не выразишь… Это, пожалуй, особое состояние духа, бодрствование неленивого ума, так сказать, интеллектуальная живость, своеобразный склад эмоциональной сферы и неисчерпаемая энергетика.

"Мочалова виктория Валентиновна"- как значение свойства

Уникальное обозначение: Мочалова виктория Валентиновна (7 мая 1945)
Обозначение: Мочалова виктория Валентиновна
%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%5B>(>%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0Сущность ⇔ персона
Описание:

Дата рождения:

7 мая (1945-05-07 ) (72 года)

Место рождения:

Москва , СССР

Страна:

СССР
Россия

Научная сфера:
Альма-матер :

Виктория Валентиновна Мочалова (род. 7 мая , Москва)- российский филолог, руководитель центра иудаики Сэфер , кандидат филологических наук, сотрудник с 1973 года.

Занимается своей генеалогией, создала %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1www.myheritage.com%E2%95%B1site-20466151%E2%95%B1kersteinmargolin%E2%81%87lang=RU<%5D<)+%7D">сайт семейств Керштейнов и Марголиных и является его администратором

Награждена медалью «Amicus Poloniae », и Премией РАН и ПАН за вклад в науку (2008). Лауреат премии ФЕОР за 2013 год в номинации "аидыше маме".

Работы

  • Мир наизнанку: Народно-городская литература Польши XVI-XVIIв. М., 1985.
  • Miejsce anonimowej prozy plebejskiej w rosyjsko-polskich związkach literackich XVII w. // Tradycja i współczesność: Powinowactwa literackie polsko-rosyjskie. Wrocław , 1978.
  • Гротескно-фантастический жанр новин польских совизжалов (истоки, традиции, значения) // Славянское барокко: историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.
  • «Низовое барокко» в Польше: драматургия и поэзия // Барокко в славянских культурах. М., 1982.
  • Русско-польские литературные связи XVII-XVIIIвв. и становление личностного начала в русской литературе // Литературные связи и литературный процесс: из опыта славянских литератур. М., 1986.
  • «Иррациональный гротеск» в польской и русской советской литературе 20-30-х годов // Сравнительное литературоведение и русско-польские литературные связи в ХХ веке. М., 1989.
  • Еcha poezij Jana Kochanowskiego w literaturze rosyjskiej // Jan Kochanowski, 1584-1984: Epocha- Twórczość- Recepcja. Lublin, 1989. T. 2.
  • Этапы развития повествовательных жанров в польской литературе XII-XVIв. // Развитие прозаических жанров в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1991.
  • Nieznany egzemplarz siedemnastowiecznego wydania polskiego Sowizrzała odnaleziony w Moskwie a problem edycji naukowej tego utworu // Problemy edytorskie literatur słowiańskich. Wrocław, 1991.
  • Трансформация воспринимаемого в процессе литературных связей // Функции литературных связей: на материале славянских и балканских литератур. М., 1992.

Вам также будет интересно:

Крупнейшие морские сражения в истории России (12 фото)
Пусть слово в слово входит круто, Пусть будут камнями слова Пусть слава русского Гангута...
Сонник: к чему снятся родственники, толкование сна для мужчины и женщины
Родственники являются самыми близкими людьми для нас, а потому их участие в нашей жизни...
Сонник видеть во сне ящерицу
по соннику Цветкованеприятная особа; много ящериц - потери через тайных врагов. Значение...
Скачать образец ходатайства о снижении суммы штрафа
Налоги – обязательное бремя для физических и юридических лиц. Чем больше размер выплат, тем...
Образец претензии по досудебному урегулированию споров
Чтобы сразу расставить точки над «i», следует сказать, что любая письменная претензия носит...