Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Строение и функции белковой части гемоглобина – глобина

Как справиться с пищевой аллергией у детей?

Как приготовить настоящий плов: секреты и правила, без которых не обойтись

Чтобы всего хватало: чем заменить мясо вегетарианцу

Что калорийнее - шмат сала или стакан подсолнечного масла?

Наличные и расчетный счет в "1С:Бухгалтерии" Создание «Поступления на счет» на основании счета на оплату

Признаки и симптомы сглаза на человеке, как определить порчу в домашних условиях

Что такое УИН при оплате в Сбербанк Онлайн

Нейтральный флаг или бойкот?

Общество потребителей, или что делает нас заложниками своих предубеждений и страхов Общество потребления было сделано еще

Проблемы общества потребления

Значение старов иван егорович в краткой биографической энциклопедии

Проблемы международной пролетарской революции

Истории о путешествиях кошака

Отношение коренных жителей к русским иммигрантам

Можно ли молиться за усопших. Почему мы молимся за усопших? Важность Таинства крещения для человека

Стоит ли молиться за умерших?
Нет. Это страшное заблуждение. Многие современные Православные священнослужители прекрасно понимают, что эти молитвы, как говорят в народе – «как мертвому припарки», но продолжают эту нелепую и пагубную традицию религиозного оккультизма, «вводя в заблуждение и заблуждаясь».
«Корень всех зол – сребролюбие, (любовь к деньгам) которому, предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10). Многие священники погрязли в этом страшном обольщении, и отправляют всевозможные панихиды, литургии и обедни «за упокой» и повторяют безумные слова бизнесменов от религии – «от этого ремесла зависит благосостояние наше», (сравни с Деян. 19:25). На каком основании православие утверждает, что надо молиться за умерших? В Писании ничего не говорится об этом (апокрифы и предания я не считаю богодухновенными).
Если в Божьем Слове - Библии, ничего не говорится о возможности молитвы за умерших, то, как же быть со ссылками на древние тексты книг Маккавейских?
Первый аргумент православной стороны, что нужно молиться за умерших – это ссылка на книгу Маккавеев. Все три книги Маккавейские, как и II, III книги Ездры, Варуха, Иудифи, послание Иеремии, Премудрости Соломона, Сираха и Товита – это не Библия. Эти книги неканонические, хотя и содержат некую полуправду. Ни одна из Православных юрисдикций до сих пор не признала эти книги богодухновенными, Священным Писанием, хотя многие считают их полезными и поучительными.
Второй аргумент – это ссылка на Новый Завет:
37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
(Лук. 20:37,38)
и якобы они молятся за мертвых, не как за мертвых, а как за живых. У Бога действительно живы все дети Его, не исключая умерших. Однако - это не повод молиться за них. Почившие христиане не нуждаются в молитве об их спасении, поскольку они уже спасены, если они искренно веровали и осознанно посвятили свою жизнь Христу. Они не обременены и проблемами, присущими этому миру. Поэтому, совершенно естественным представляется то, что в Новом Завете ничего не говорится о молитве за умерших. Почившие дети Божьи находятся всецело в руках Христа и не нуждаются в наших молитвах. Молитвы возносят за тех, в жизни кого ещё возможны перемены, но если человек умер, его положение в Вечности уже определено раз и навсегда и молиться за него бесполезно. Нельзя «отмолить» грехи человека после его смерти.
Третий аргумент – это множество ссылок на предания, из-за, которых устраняется заповедь Божья и Его вернейшее пророческое Слово. В Библии есть множество мест, которые отвечают на этот вопрос. Вот некоторые из них: «…Человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр. 9:27). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Иоан. 5:28-29). «…Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). «…Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14). «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер. 17:10). Когда ученик и Апостол Иисуса Христа, Иоанн, был сослан на остров Патмос за веру в Бога, Господь ему на протяжении некоторого времени показывал видение о том, что ожидает человечество при кончине века и в Царствии Небесном. Все это записано в Новом Завете в книге Откровения Иоанна Богослова. Там есть такие слова: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть КНИГА ЖИЗНИ; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И КТО НЕ БЫЛ ЗАПИСАН В КНИГЕ ЖИЗНИ, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:11-15). Вот так говорит Библия. Бог не человек, которого можно подкупить, упросить, заставить. Будет Суд, на котором Праведный Судья будет рассматривать жизнь человека, а не молитвы, вознесенные за него. Но хотим вас обрадовать тем, что чуть больше 2000 лет назад за грехи всего человечества принял, лютую смерть Сын Божий Иисус Христос. Сам Бог спустился на нашу грешную землю, чтобы отдать Свою жизнь за нас. В Библии сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан. 3:16-18). После того, как Иисус Христос отдал Свою жизнь за человечество, спастись стало возможным, покаявшись в своих грехах, приняв Его жертву, поверив в то, что Его Кровь пролилась и за ваши грехи! Вспомните о разбойнике на кресте, который за несколько часов до смерти покаялся перед Иисусом, уверовал в Него и получил прощение и спасение. Иисус сказал ему: «Сегодня же будешь со Мною в раю». Вот она, великая милость Бога к людям! Господь все сделал для нас, чтобы мы не попали в ад, но спаслись. Грехи не отмолить после смерти, потому что Богу нужна душа, которая при жизни, пусть перед самой кончиной своей, признала бы Его Богом, Его суверенную власть над собой, попросила прощение за свою жизнь.
Каждый из нас на протяжении своей жизни хотя бы раз слышал слова Божии, обращенные к нему, призывающие покаяться в своих грехах, принять жертву Сына Его и служить Богу. Господь не лишил нас собственной воли, поэтому ответственность за принятое решение лежит только на нас. А шанс что-то изменить есть у нас только до того времени, пока не прекратилось дыхание наше. Некоторые люди говорят: «Ну, ничего, я еще успею покаяться перед Богом, а пока еще погуляю!» Но никто из нас не знает ни дня, ни часа, когда предстоит ему покинуть эту землю. Иногда смерть постигает человека внезапно. Поэтому покайтесь в своих грехах и примите Христа сейчас, пока не поздно. Ведь как страшно у великого Белого Престола потом услышать такие слова: «Мог бы спастись, да сам не захотел...»

Все христианские конфессии говорят о том, что даже после смерти человека, его душа продолжает жить. Поэтому принято считать, что для Бога все люди живы. Выстроив логическую цепочку, можно прийти к заключению, что молитвами просить у Бога за живых или мёртвых - это не грех.

Нужно ли и как молиться за усопших? В своё время Иисус рассказывал историю о том, как богач после смерти попал в ад, а Лазарь в рай. Каждый из них получил «награду» по заслугам. Богач всю свою жизнь нарушал библейские законы, и тем самым угодил в ад, где ему придётся отвечать за содеянные грехи.

В свою очередь Лазарь, был противоположным богатею человеком, поэтому он заслуженно был отправлен в рай. Поэтому многие люди считают, что только жизненные поступки могут определить, куда попадёт душа. А все молитвы за умерших - это всё выдумки людей.

С другой стороны, как говорилось ранее, для Бога не существует разделения на мёртвых и живых. Поэтому он должен оберегать, как первых, так и вторых. Если следовать такой логике, то можно сделать вывод, что все молитвы за усопших действительны и необходимы. Таким образом, родные просят Бога быть снисходительным перед умершим и предоставить ему хорошие условия в ином мире.

Искренняя молитва поможет

Всё же, так или иначе, церковь молится об усопших, поэтому говорить, что это бесполезно, нельзя. Служители Бога утверждают, что самый полезный промежуток времени для молитвы, это первые 40 дней после смерти. Это вовсе не означает, что родные должны сутками напролёт молиться первый месяц. Но в то же время нельзя игнорировать молитву и забывать об умершем человеке. Ведь с помощью молитвы, человек может помочь душе, которая по-прежнему остаётся жить, даже после смерти плоти.

Популярные молитвы за покойных

Как молиться за усопших? Первый способ - это молитва обрядовая, внешняя или, как её ещё называют, законническая. Второй способ - это искреннее, покаянное и жертвенное прошение. К большому сожалению, первый способ чаще всего преобладает, поэтому молитву подменяют её формой. По незнанию именно первую молитву называют обращением к Богу. Но это неправильно.

Не бойтесь и не стесняйтесь задавать вопросы служителям церкви, ведь в этом нет ничего постыдного или зазорного.

Все походы в Церковь, стояние там и обычный ритуал - «дай-ка поставлю свечку» ничего не изменят. Да, это тоже важно, но ко всему этому нужно помолиться, послушать пение, покаяться в своих грехах. Если Вы искренне хотите помолиться за покойного, лучше всего обратитесь к служителю Церкви. Он обязательно поможет Вам и скажет, как правильно молиться за усопших. В этом случае Вы будете уверены в том, что сделали всё верно.

Упокоение души

Однозначного ответа на то, можем ли мы чем-то помочь усопшему, не существует. И когда и как молиться за умершего, решают сами его родные. Однако верующие христиане должны сделать множество обрядов и действий с покойным, чтобы он обрел спокойствие в ином мире. Одним из самых главных пунктов такого действа и является молитва за усопшего. Таким образом, родной или близкий человек, просит Бога подарить душе умершего спокойствие и направить его в рай. Все люди грешны, поэтому каждый из нас имеет причины попасть в ад.

Молитва «За всякого усопшего»

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Однако есть грехи, которые не должны прощаться, а есть те, на которые «можно закрыть глаза». Во втором случае, душе умершего необходимы молитвы. Ведь именно с помощью них человек после смерти сможет получить хорошие условия и освободиться от своих грехов, совершенных на земле.

Еще с глубокой древности все молятся за умерших людей, и этот благочестивый обычай сохраняется по сей день.

Молитва «О всех усопших христианах»

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священическом церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных убиенных в междуусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Мы можем видеть подобные молитвы уже в литургии апостола Иакова. А это - лишь очередное доказательство того, что подобные вопросы волновали людей и много веков назад.

Что же побуждает столь многих молиться за усопших? Следуя слову Иисуса Христа, люди должны любить своих ближних, как себя самих, поэтому в молитве проявляется величайшая любовь. Она сокровенная и бескорыстная. Умершим очень дорога эта любовь, потому что она приносит помощь. Говорят, что крайне безжалостны люди, забывающие о покойниках.

Нередко некоторые ставят безумно дорогие памятники, могилы обсаживают деревьями и цветами, хранят личные вещи усопших людей. Но необходимо ли умершим это? О такой ли памяти они мечтали? Это больше напоминает то, как если бы умирающему от голода и жажды принесли цветы вместо хлеба и воды. После смерти почившим нужна только наша искренняя молитва и ничего больше. В молитве нужно просить об упокоении души и это будет самое лучшее для тех, кого уже нет в нашем мире.

Видео: как молиться за усопших

«Тайна сия велика есть». Меру подаваемого по нашим молитвам облегчения участи грешника узнать невозможно. Святитель Афанасий Великий полагает, что души грешников тоже получают некое благодеяние от Бескровной Жертвы. Однако он добавляет, что это происходит «так, как знает и повелевает лишь живых и мертвых Владыка и Бог наш ». Таким образом, святитель Афанасий не разрешает этой проблемы, поручая ее человеколюбию Божию.

«Участь отшедших не считается решенною до

всеобщаго суда, - говорит и свт. Феофан Затворник. - Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие ».

И наша Святая Церковь молится не только за «в покаянии» отшедших, но и за тех, кто преставился «во грехах». Церковь из любви молится за всех. Однако, молясь и за грешников, Матерь Церковь не обещает, что умершие без покаяния получат отпущение грехов. И святые отцы, подвигающие нас молиться и за грешников, также не утверждают, что с помощью молитв и поминовений мы избавим последних от мучений ада и переведем из места наказания в рай, «отмолим» их.

Они отмечают лишь, что покинувшие этот мир со своими грехами получают через все эти молитвы некоторое утешение, что их наказание становится несколько легче. Но, как учит нас св. Марк Эфесский, хотя несчастные грешники продолжают пребывать в наказании, то малое и временное утешение, которое получают они от наших молитв и поминовений, для них поистине велико.

Святой пишет в точности следующее: «Даже то краткое и временное утешение, которым они удовольствуются, - великое дело для них».

Молитва наша о страждущем - это луч света, пронзающий адскую тьму и свидетельствующий: о нем помнят, его любят. Любовь живых людей, их молитва, которая посылает как бы «воздушный поцелуй» на тот свет, может пробудить в душе поворот, вывести ее из состояния обращенности на себя. Но это - только при условии, что в человеке было что-то доброе, пусть и покрытое накипью грехов и ржавчиной страстей. Тогда начинается долгий путь очищения души, который в православной традиции называется мытарствами души.

«Давайте без устали помогать нашим близким, отошедшим в жизнь иную, - говорит святитель Иоанн Златоуст. - Давайте будем смело молиться о всем мире, давайте поминать наших усопших вместе с мучениками, исповедниками, священниками. Ибо все мы, верные, составляем единое духовное тело, пусть даже некоторые его члены “светлее” других. Давайте будем их поминать, давайте всячески испрашивать для них прощение: молитвами, приношениями за них и с помощью святых, поминаемых вместе с ними во время Божественной литургии».

Молитва друг за друга является естественным выражением христианской любви, именно поэтому она угодна Богу и имеет большую силу. Христиане всегда должны поддерживать друг друга в трудных ситуациях - поддерживать и материально (если человек в чем-то нуждается), и душевно (когда нужно участие и доброе слово), и духовно (т.е. молитвой). Переход в иной мир, безусловно, является для любого человека моментом весьма важным и трудным, поэтому и здесь ему нужна наша поддержка. И теперь, когда человека уже нет с нами, и мы не можем поддержать его какими-то привычными человеческими средствами, мы должны поддержать его единственным оставшимся у нас средством - молитвой.

Должны ли мы скорбеть об умерших?

С одной стороны, скорбь является вполне естественным для человека выражением чувства некой ненормальности происходящего. Человек как бы не может согласиться с тем, что кто-то умирает. И это понятно: ведь человек изначально создан для бессмертия, и смерть действительно для нас ненормальна, поскольку является следствием греха. С другой стороны, смерть христианина принципиально отличается от смерти неверующего человека тем, что христианин умирает в надежде будущей жизни, которая, если мы будем этого достойны, будет гораздо лучше этой. Более того, всё христианское осмысление смерти сводится к тому, что смерти для нас просто не существует, поскольку она уничтожена негаснущим светом Воскресения Христова, в котором все мы также получаем дар воскресения из мертвых.

Поэтому смерть близкого человека для нас - всего лишь временная (и, по меркам вечности, очень недолгая) разлука. И как говорил митрополит Антоний Сурожский, «...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи! Тогда скорбь просветляется».

Что делать, когда кто-то из близких при смерти

Последние минуты жизни являются чрезвычайно важными для человека. В это время он может переосмыслить всю свою жизнь и предстать на суд Божий, очистившись покаянием. Поэтому мы должны именно в это время особенно постараться помочь любимому нами человеку, если мы действительно желаем ему блага. Обязательно нужно пригласить священника для совершения соборования (Таинство, в котором человек может получить либо исцеление, либо силы для несения болезни, либо мирную кончину), исповеди и Причастия. Безусловно, это нужно делать только с согласия самого больного. Если же он по каким-то причинам не согласен, нужно постараться убедить его в необходимости по крайней мере встречи со священником (остальное можно оставить на усмотрение самого священника). Чаще всего люди не соглашаются на это из-за какого-то совершенно нелепого и суеверного страха, что «если придет священник, значит, я уже точно умру». А часто и родственники разделяют подобные убеждения: «Да как-то, вроде бы, рано еще батюшку звать» (потом, правда, бывает уже поздно). Но ведь любой церковный человек регулярно исповедуется и причащается, а бывает, что и соборуется, к тому же в Церкви всегда было принято причащать на дому не только тех людей, которые находятся при смерти, но и тех, кто в силу серьезной, хоть и не смертельной болезни не может прийти в храм - если бы после этого все сразу умирали, то кто бы ходил в церковь? Да и разве может от Бога исходить что-то плохое? Плохо может быть только если ты приступаешь к Таинствам лицемерно, не имея искренней веры и покаяния, а просто желая, чтобы батюшка побыстрее «сделал всё что надо». Плохо может быть и если вообще ничего не делать. Но если человек искренно обращается к Богу, он обязательно получит помощь.

Что делать после смерти близкого человека

Сам момент смерти бывает для человека весьма серьезным испытанием, поскольку в этот момент человек сталкивается лицом к лицу с той реальностью, о которой он, скорее всего, имел очень смутные представления. Этот момент часто сравнивают с рождением: человек действительно оказывается в состоянии младенца, который всю свою жизнь (все 9 месяцев) провел в утробе матери, и вот вдруг оказывается в совершенно другом мире. В этот момент мы должны в первую очередь позаботиться о том, чтобы поддержать человека своими молитвами.

Что касается ритуальной стороны вопроса, церковные правила на этот счет довольно просты. Если есть возможность, непосредственно перед смертью (когда уже понятно, что всё идет к этому) нужно пригласить священника для последней исповеди (если человек еще в сознании) и совершения «Канона на исход души» (в народе называется «Исходная»). Этот канон можно прочитать и сразу после смерти, если раньше не успели. После смерти человека мы должны начинать молиться об упокоении его души, это можно делать и дома, и в храме, можно пригласить священника, чтобы отслужить панихиду, а можно самим прочитать «Литию о усопших» (печатается во многих молитвословах). Принято также с самого момента смерти читать Псалтирь, особенно хорошо, если удастся организовать родственников и друзей читать Псалтирь попеременно, чтобы молитва не прекращалась до самого момента отпевания. Отпевание (оно же погребение) совершается, за исключением каких-то особых обстоятельств, на третий день после смерти (например, если человек умер в понедельник, отпевание совершается в среду). Так называемое «заочное отпевание» допустимо только в том случае, если отпеть как положено физически невозможно (например, человек утонул, и тело так и не нашли). Если везти покойника в храм слишком накладно, это не является достаточным основанием, чтобы отпевать заочно. В течении 40 дней после смерти мы продолжаем усиленно молиться об усопшем, а на 9-й и 40-й день нужно отслужить панихиду. Кроме молитвы также следует раздавать милостыню и делать добрые дела в память об усопшем. С точки зрения церковных правил этого достаточно.

Чего НЕ следует делать

Кроме церковных правил в народе существует необозримое множество традиций, связанных с поминовением усопших. В лучшем случае они являются просто красивыми обычаями, в худшем - настоящим язычеством. Конечно, никто не запретит поминальную трапезу, если, конечно, она не превращается в пьянку, также, безусловно, нет ничего плохого в том, чтобы украсить могилу цветами и памятником, хотя эти вещи и не являются строго обязательными. Но есть и такое, чего христианам делать ни в коем случае не следует, а именно:

Верить снам, в которых покойники к нам якобы приходят и, бывает, даже что-то нам советуют (тем, кто перешел в иной мир, Бог крайне редко дает так или иначе действовать в нашем мире, во сне же часто действуют демоны в образе усопших, что для чересчур доверчивых может кончится очень печально);

Ставить перед фотографией умершего (или на могиле) еду или выпивку (языческий обряд жертвоприношения духам умерших - тяжкий грех для христианина);

Завешивать в доме зеркала (язычники считали зеркало окном в иной мир, откуда может прийти покойник, что, очевидно, является глупостью);

Усыпать дорогу к кладбищу еловыми ветками (существуют разные интерпретации этого обычая - в любом случае весьма сомнительные).

Вообще, прежде чем послушать совета первого встречного, следует задуматься, что именно Вам советуют и действительно ли это нужно.

Радоница. Каждый стремится помолится за своих усопших, но для чего? Что может быть изменено за порогом земной жизни?

За гробом невозможно покаяние. Невозможно потому, что «покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни», но жизни уже нет и исправление невозможно.

Тогда зачем молиться? Все дело в том, что за этим вопросом «зачем?» таится какое-то практическое отношение ко всему, что мы делаем. Я делаю это затем, потому что будет такой-то результат. И ко всем вещам нам свойственно относиться с точки зрения предполагаемого результата. Если его нет или он не очевиден, то мы прекращаем работу.

Но все дело в том, что этот практический принцип не всегда правильный.

Мы можем что-то делать не потому, что предвидится результат, а потому, что это правильно. Вот, скажем, кто-то хочет всегда быть честным, постоянно говорить правду. Зачем? Разве это поможет лично правдолюбцу? Как правило, бывает наоборот. Может, это изменит лжецов вокруг? Очевидна наивность такой мечты. Тогда зачем быть честным, если практического результата нет или он минимален. Или совсем не очевиден? И все же стремиться к честности нужно, потому что это правильно.

Да, Церковь говорит, что покаяние за гробом невозможно, и Она же молится об усопших.

Молиться не только правильно для Церкви и для всех ее членов, молитва является естественным деланием Церкви.

Церковь молится и о живых, и об усопших. Церковь молится о живых и мертвых потому, что это проявление Ее любви. Кого мы поминаем в своих молитвах? Наших родных и близких. По какой причине? Потому что мы их любим.

Ведь очевидно, что многие наши родные и близкие являются невоцерковленными, большинство из них вообще настроены отрицательно. Но мы молимся. Молимся годами, молимся десятилетиями. А они все не воцерковляются, все живут по стихиям мира… но мы продолжаем молиться. Продолжаем, даже несмотря на то что результата нет, что, возможно, и не будет, но мы молимся потому, что продолжаем любить наших родных и близких.

И в один момент наших близких не станет. Они умрут. Что поменяется в нашем отношении к ним? Ничего! Разве наша любовь к ним перестанет существовать после их смерти? Никак! И если мы молились о них при жизни, то почему должны перестать молиться о них после смерти? Ведь когда они были живы, наши молитвы считались проявлением нашей любви к ним, однако и после смерти любовь осталась, никуда не исчезла, и мы продолжаем молиться о наших близких, которые уже не с нами.

Конечно, можно возразить, что при жизни есть надежда на исправление, потому есть молитва, а после смерти нет надежды на исправление, потому и молитва не нужна…

Однако при этом упускается один важный момент. Мы исповедуем воскресение мертвых, то есть сейчас души и праведников, и грешников находятся в определенном состоянии предвкушения блаженства или мучений.

Человек получит полную меру только в теле. Мы все воскреснем. Потому что быть человеком – это обладать и душой, и телом. Мы созданы сразу как соединения души и тела. Не было времени, чтобы душа предсуществовала нашему телу, и не было времени, чтобы тело предсуществовало нашей душе. Человек изначально, сразу, с первых секунд зачатия – из души и плоти. И в это естественное свое состояние мы все вернемся в воскресении. И тогда наступит «суд Христов», когда «соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25:32).

Господь Иисус Христос будет судить живых и… умерших: «будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1).

Судить мертвых. Зачем судить тех, кто уже был судим, судить тех, кто уже находился в определенном состоянии.

В канонической традиции Церкви действует правило: за одно и то же два раза не судят. Нельзя наказать за одно и то же дважды.

Тогда зачем суд, Страшный суд?

Позволю себе привести аналогию из светского судопроизводства, в котором возможна амнистия.

Свт. Феофан Затворник говорит, что на Страшном суде Господь не будет искать, как осудить, а наоборот – как оправдать людей.

Наш Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). И Он хочет, чтобы все люди познали Истину. Он ради этого Воплотился, умер на Кресте и Воскрес.

Да, за гробом нет покаяния, но это не означает, что для умерших не существует Божьего милосердия. Вспомним разбойника, исповедавшего Христа перед смертью. Разве он мог исправить свое житие? Разве у него была возможность начать жизнь заново? Очевидно, что нет. Но только признание себя грешником и вера во Христа были достаточными, чтобы умирающий на кресте Бог дал ему прощение.

Церковь молится об умерших в надежде, что они в день Страшного суда будут помилованы по милости Божьей и по молитвам Церкви.

Мы верим, мы знаем, что наш Бог есть любовь, и ради спасения душ умерших Он уже сходил в ад. Мы надеемся, что в день судный Бог помилует тех, о ком Церковь молилась.

И потому Церковь совершает дело любви – молится о своих усопших в надежде, что в день Всеобщего Воскресения Господь Иисус Христос совершит суд, суд милостивый.

Церкви остается только молиться. И она молится о своих усопших.

Сильвестр, епископ Белгородский, ректор КДАиС

Вам также будет интересно:

Шоколадные фабрики на бали
Когда осматриваешься на восточном побережье острова острова Бали, на ум сами собой приходят...
Сообщение про ермака тимофеевича
Ермак ТимофеевичЕрмак Тимофеевич (между 1537–1585), казачий атаман. Бывалый воин и сильный...
Друзья языка — фразеологизмы
Авгиевы конюшни Разгреби сначала эти авгиевы конюшни, а там и гулять пойдешь.Значение ....
Предложения с обособленными приложениями
А21, В5. Обособленные приложения ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено...
Монотеистические религии - возникновение монотеизма и его культурные последствия Фундаментальные характеристики христианства
Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога,...