Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Какая деятельность пользовалась у легистов особым уважением. Философия древнего китая

В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых легистов (законников). Легисты, главными представителями которых были Цзы-чан (VI в. до н. э.), Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэйцзы (ок. 280 - 233 гг. до н. э.), решительно выступали против пережитков родовых отношений и главного их носителя - наследственной аристократии. Поэтому легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство.

Легисты отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых традициях, они высмеивали конфуцианские этические нормы и выспренние рассуждения о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви, называя их "игрой в слова" и сравнивая с детской игрой "приготовления изящных яств из песка". Патриархом легистов считается Шэнь Бухай (400—337 до н. э.); его теория государственного управления использовалась в эпоху династии Хань и включена в содержание конфуцианства.

О радикальных взглядах и новшествах, которые легисты внесли в жизнь государства и общества одновременно с острой критикой конфуцианства как своего главного противника, свидетельствует «Книга господина из Шан» (Шан цзюнь шу, III в. до н.э.), приписываемая Шан Яну. «Кто разумен — создает законы, кто глуп — законами ограничен. Кто способен — изменяет порядок, кто неспособен — тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях».

Хань Фэй-цзы (ум. в 233 г. до н э.) — наиболее выдающийся представитель легизма. Ученик конфуцианца Сюнь-цзы. Его идеи применял на практике император Цинь Ши-хуан. Хань Фэй часто использует понятия, выработанные другими школами, по-своему их интерпретирует и наполняет новым содержанием. Это касается, в частности, традиционных конфуцианских категорий порядок (ли), добродетель (дэ) и человечность (жэнь). Много времени он посвящает интерпретации «Дао дэ цзин». В онтологическом аспекте Хань Фэй стремится соединить разные понятия этих школ в новую систему.

«Путь (дао) это то, что делает вещи такими, как они есть, это то, что образует порядок (ли). Порядок — это то, что образует лицо вещей... Вещи не могут наполняться однажды, и в этом проявляются инь и ян». Порядок в обществе — это лишь чисто внешнее сокрытие недостатков. Необходимо заново отрегулировать отношения между людьми, и в частности между правителем и обществом. Так, правитель только издает законы (фа) и указы (мин), в глубь же интересов общества не проникает (у вэй), ибо в рамках этих законов выработана лишь система наград и наказаний.

В противовес конфуцианскому учению об управлении, основанному на принципах жэнь и ли, легисты выдвинули теорию государственного правления в соответствии и на основе законов (фа). Главную роль они отводили единым, обязательным для всех законам и абсолютной, ничем не ограниченной, власти правителя.

Хань Фэй-цзы, например, считал, что отсутствие твердо установленных законов в стране приводит к тому, что подданные обращают внимание лишь на личное обогащение, на удовлетворение своих корыстных интересов, подрывая, тем самым, "основу государства". "...Спокойствие для народа и порядок в стране возможны лишь в том случае, если будет устранена корыстность, будут проводиться в жизнь государственные законы", - говорил он.

Хань Фэй-цзы требовал, чтобы законы были обязательны для всех, и не признавал привилегий отдельных групп людей. "Подобно шнуру, который не дает кривой линии при вытягивании, законы не отдают предпочтения знатным... Наказание за преступление должно распространяться и на сановников, а вознаграждение за заслуги не должно обходить простого человека".

Хань Фэй-цзы указывал на две стороны закона - вознаграждение и наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных. "Подданные, - говорил он, - боятся наказания и любят вознаграждение, поэтому правитель проводит эти меры для того, чтобы они боялись его власти и служили его интересам". Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже проводить наказания.

Он считал, что поощрения или награждения человек должен заслужить своим трудом и подвигами, а строгие наказания нужны для того, чтобы люди боялись закона и не осмеливались совершать преступления. Таким образом, резюмирует Хань Фэй-цзы, "наказания упраздняются наказаниями", исчезают преступники и в стране воцаряется спокойствие.

Легисты считали, что если будут хорошие законы, то и самый заурядный человек может быть мудрым правителем. "Государство - колесница правителя, положение - его лошадь; если он управляет страной, не применяя искусства управления, - говорил Хань Фэй-цзы, - то, хотя он будет и сам неустанно трудиться, ему не избежать беспорядка. Если он управляет, применяя искусство управления, то, хотя он и будет жить праздно, все же станет мудрым правителем...".

Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки - вот что должно было обеспечивать единство государства и прочность власти правителя. Эта идеология сыграла большую роль в создании единого, централизованного государства Цинь.

Легисты разделяли с моистами идею о выдвижении талантливых людей вне зависимости от ранга, знатности и родственных отношений с правителем. Теоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека. Идея Мо-цзы: "Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником", - полностью разделялась как Шан Яном, так и Хань Фэй-цзы.

Особое значение легисты уделяли хозяйственной функции государства, его регулирующей роли в экономике, в поддержании цен на рынке и т. д. Главной задачей верховной власти они считали заботу о поддержании земледелия и создании сильной армии. "Благосостояние страны - в земледелии", - говорил Хань Фэй-цзы. Для крепления власти правителя легисты предлагали (и это было осуществлено и проводилось в жизнь в течение многих веков почти всеми китайскими династиями) ввести государственную монополию на разработку естественных богатств и передачу доходов в государственную казну.

Хань Фэй-цзы и представители школы легистов исходили из того, что природа человека зла. Но они полагали, что изначальное звериное, заложенное в человеке, не может быть изменено воспитанием, проявление злой природы человека может быть лишь предотвращено строгими законами, системой наказаний и поощрений. Свои взгляды о злой природе человека легисты пытались даже обосновать ссылками на то, что человек вышел из животного мира.

Человек стремится к личному успеху, и это следует использовать в общественных отношениях. Подданный продает свои способности, чтобы взамен получить нечто полезное и выгодное. Законы служат для регуляции этих отношений. «Если изменяются законы (фа) и указы (мин), то изменяются выгода и невыгода. Меняются выгода и невыгода, меняется и направление деятельности людей. Значит, не просто порядок, но законы правителя «создают» людей. Место правителя определено божественными небесами. Свое понимание закона Хань Фэй противопоставляет аналогичным понятиям других школ, интерпретируя их по-своему.

Подобным образом дается объяснение сути развития общества. Нельзя повторять прошлое. Новой исторической действительности должны соответствовать новые способы управления. Оглядки на порядок в конфуцианском смысле бесполезны и находятся в противоречии с характером новых законов. Хань Фэй выступил против других школ, воспевающих прошлое и отвергающих современность. Император Цинь Ши-хуан, виднейший из правителей династии Цинь, очень уважал Хань Фэя и поэтому под страхом смерти запретил деятельность других школ и учений. Их книги сжигались. Сам Хань Фэй в условиях этой связанной с его именем атмосферы насилия и жестокости кончил жизнь самоубийством.

Основателем легизма считается Шан Ян (390-338 гг. до н. э.), правитель области Шан. Он констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие - земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция - тоже. Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и гарантированные наказанием «фа», а не ритуалом «ли», и навести порядок.Латинизированное название школы («фа» -порядок) - «легизм». В трудах «легистов» государство рассматривалось как самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества, восточная деспотия.

Свои взгляды Шан Ян, выступивший в роли древнекитайского Макиавелли, изложил в трактате «Книга правителя области Шан».«Когда народ слаб - государство сильное, когда государство сильное - народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ», - говорится в разделе «Как ослабить народ». Как считал Шан Ян, в государстве непременно появится масса преступников, если строить управление исходя из людской добродетели. Лишь в том государстве будет существовать твердый порядок, где добродетельных людей рассматривают как потенциально порочных.

Хорошее правление должно опираться на единые обязательные для всех законы. Вступая в полемику с Конфуцием, Шан Ян объявлял недостижимым образ гуманного правителя, следующего принципам человеколюбия и справедливости.

Шан Ян усматривал эффективный метод управления государством в наказаниях. «Хорошее правление осуществляется путем наказания», - подчеркивается в главе «Суровые распоряжения». В стремлении усилить роль наказаний Шан Ян придавал особое значение системе круговой поруки, которая связывала не только родственников и соседей, но и людей, занятых общим делом.

Шан Ян выделял два главных занятия - земледелие и войну, которые должны подчинить себе все остальные человеческие интересы. В обоснование необходимости сосредоточения усилий народа на земледелии и ведении войн вводится специальный термин «Единое». Для Шан Яна «совершенно мудрым» выступал тот правитель, кто был в состоянии принудить народ к занятию земледелием, а заодно к ведению захватнических войн.

В начале эпохи Хань ни легизм, ни конфуцианство не являлись официальной идеологией. Отдельные императоры (например, Вэнь-ди) изучали не без увлечения легизм. В то же время к середине II в. до н. э., по мере того как шло усиление придворной бюрократии, вновь стало вызывать интерес конфуцианство. Бюрократии требовалась идеология, обосновывавшая ее право на власть. Но возрождение конфуцианства не означало простого воспроизведения учения Конфуция.

Оформление ортодоксального конфуцианства, превратившегося в официальную идеологию, следует связать с именем Дун Чжуншу (187-120 гг. до н. э.). В 140 г. до н. э. появился специальный императорский эдикт, ставивший под запрет принятие на государственную службу сторонников легистов. При императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.) был предпринят ряд общегосударственных мер для восстановления конфуцианских культов и ритуалов.

При всей строгости указов и резкости критики деяний Шан Яна легистское учение не кануло в прошлое, оказав немалое воздействие на становление официального конфуцианства. И это не удивительно. Многие законы, система организации государственной власти оказались заимствованными у легистов. Сложившаяся государственная машина могла приводиться в движение с использованием привычных методов управления, основанных на насилии и беспрекословном подчинении закону.

Основные управленческие идеи легизма:

  • 1. Невозможность возврата к старине.
  • 2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего.
  • 3. Основное назначение государства - противостоять злому началу в природе человека. Человек - это источник социального зла.
  • 4. Понятие идеального государства включает в себя: а) сильнуюверховную власть; б) вооруженную до зубов армию; в) централизованность государства; г) ограничение произвола чиновников и местных правителей; д) единый порядок и законы.
  • 5. Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон - это наказание. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким - широкое применение смертной казни, причем мучительной.
  • 6. Осуждение милосердия и гуманизма.
  • 7. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон.
  • 8. Поощрение земледелия, и вообще - трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий - таких, как искусство и торговля.
  • 9. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
  • 10. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен: а) внушать страх своему народу; б) окружать свою жизнь тайной; в) контролировать чиновников и никому не доверять; г) принимать политические решения исходя из того, что доверять нельзя никому.

Многие принципы легистов были применены на практике. Положительный аспект этого - образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный - установление в стране деспотического правления.

Одним из видных представителей школы легистов считается Хань Фэй-цзы «Учитель Хань Фэй» (280-233 гг. до н. э.). Сборник «Хань Фэй-цзы» состоит из 55 глав (разделов) об искусстве управлероде эгоистичны и реагируют только на наказания или награды». «Эффективное управление требует наличия законов, авторитета власти и искусных управляющих». «Ясные и четко сформулированные законы правителя - вместо расплывчатых моральных норм». «Политическая власть должна принадлежать только правителю и не может быть разделена им с аристократией и министрами». «Правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной бюрократической системы, находящейся под его полным контролем». «Порядок в обществе достижим только в том случае, когда «имена» соответствуют реальности». «Подобно тому как природа без видимых усилий порождает тьму вещей, правитель должен управлять всем, не принимая видимого активного участия в управлении».

Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то можно сказать, что он предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Он выделял главные факторы, влияющие на эффективность управления: закон «фа», власть, или сила «ши», и политическое искусство «шу». Благодаря ему в политическую мысль и науку вошло правило (тезис) о том, что «Закон, власть и политическое искусство - три главные составляющие эффективного управления государством».

Со времен легизма, знание законов и правил менеджмента считается для государственного деятеля обязательным.

После II в. до н. э. официальная идеология Китая стала совмещать в себе как принципы легизма, так и конфуцианства.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Легизм.
Рубрика (тематическая категория) История

Моизм.

Правление наследственной аристократии подверг критике Мо-цзы (479 - 400 гᴦ. до н.э.) основатель школы моистов. Его учение изложено в книге ʼʼМо цзыʼʼ. В целом моизм выражал интересы мелких собственников: свободных землевладельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво противоречиво.

Мо-цзы развивал идею естественного равенства всœех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в базе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. ʼʼНебо придерживается всœеобщей любви и приносит всœем пользуʼʼ. Следование небесному образцу Мо-цзы называл также ʼʼпочитанием мудрости как основы управленияʼʼ.

Идея единой для всœех справедливости и равноценной законодательной власти была нацелœена против произвола местных властей и сановников. Особо Мо-цзы говорит о крайне важно сти учета интересов ʼʼпростолюдиновʼʼ в управлении страной. В связи с этим он критиковал конфуцианство: ʼʼИх обширное учение не должна быть правилом для мира. Οʜᴎ много размышляют, но не могут помочь простолюдинамʼʼ. ʼʼБедность - это корень беспорядков в управленииʼʼ.

Источником мудрости по Мо-цзы являются не врожденные добродетели, не чтение книг а знания, почерпнутые из жизни народа. [Хрестоматия. С. 24-33].

Противоречия в учении моистов начинались, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов и методов правления в идеальном государстве. В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принцип всœеобщей любви. Он говорил, что конфуцианское человеколюбие представляет собой корыстную любовь, основанную на родственных связях. Мо-цзы мечтал о помощи сильного - слабому, знающего - незнающему и т.д. Но всœеобщая любовь толковалась Мо-цзы как и взаимная выгода, включала расчетливое услужение для получения осязаемой выгоды.

Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителœем во главе и отлаженной исполнительной службой. Для установления полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Услышав хорошем и плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, всœе должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, всœе должны признать неправильным.

По мнению ряда ученых, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены, концепция завершалась восхвалением деспотически бюрократического государства.

Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную и развития отношений, построенных на расчете, но воспроизводил идеологию слоев, которые способны были преодолеть общинные связи. Отсюда - склонность к конформизму. В политической программе видны и прогрессивные, и консервативные тенденции. Учение Мо-цзы занимает как бы промежуточную ступень между конфуцианством, выдержанном в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией легистов (законников).

Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты (законники). Крупнейшим представитель раннего легизма - Гунсунь Ян (390 - 338 гᴦ. до н.э.), известный под именем Шан.Он был правителœем области Шан во время циньского правителя Сяо-гуна (361 - 388 гᴦ. до н.э.). Основные идеи легизма изложены в трактате ʼʼШан цзюнь шуʼʼ (ʼʼКнига правителя области Шан. В целом - это проекты реформ и указов. Шан Ян - инициатор знаменитых реформ, узаконивших частную собственность на землю.

Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти.

ʼʼЧеловеколюбивый может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми. Отсюда ясно, что одного человеколюбия и справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления в Поднебеснойʼʼ.

У легистов наблюдаются элементы исторического подхода к общественным явлениям. ʼʼДля того, чтобы принœести пользу государству, не обязательно подражать древностиʼʼ. Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивали противопоставлением современности прошлому, их исторические взгляды способствовали преодолению традиционалистских воззрений, расшатывали религиозные предрассудки подготавливали условия для создания светской политической теории.

Легисты намечали провести обширный комплекс экономических и политических реформ. В области управления предполагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. ʼʼУмный правитель не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядокʼʼ. Намечалось упразднить передачу должностей наследству. Предусматривалась продажа чиновничьих должностей. ʼʼВ случае если в народе есть люди, обладающие излишками зерна, пусть им за сдачу зерна предоставляют чиновничьи должности и ранги знатностиʼʼ Деловые качества при этом не учитывались. Шан предъявлял к чиновникам лишь одно требование - слепо повиноваться государю.

Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейно кланы местной администрации. Предполагалось установить единые для государства законы. Но речь не шла о полной замене обычного права законодательством. Под законом же понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. ʼʼКогда народ сильнее своих властей - государство слабое; когда власти сильнее своего народа - армия могущественнаʼʼ. Считалось, что в образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. За малейший проступок предполагалась смертная казнь. Предусматривалось искоренение инакомыслия. Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Существенное значение легисты придавали превентивным наказаниям и круговой поруке, что вошло в практику государственного управления в Китае.

Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, его рекомендации были использованы при объединœении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма Последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом (конфуцианством).

Кроме Шан Яна легистские воззрения развивали и другие представители школы фацзя: Цзи Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.
Размещено на реф.рф
Помимо ʼʼШан цзюнь шуʼʼ их взгляды изложены в ряде древнекитайских источников. К примеру, в главе ʼʼЯсные законыʼʼ сводного памятника ʼʼГуан цзыʼʼ (IV - Ш вв. до н.э.); в книге ʼʼХань Фэй-цзыʼʼ, написанной крупным теоретиком легизма по имени Хань Фэй (Ш в. до н.э.); в разделœе ʼʼРассматривать всœе по нынешнему времениʼʼ компендиуме древнекитайской мысли ʼʼЛюй-ши чунь цюʼʼ (Ш в. до н.э.) и др.

Так Хань Фэй выступает за дополнение законов искусством управления, критикует самовластных чиновников; обращается к ряду воззрений даосистов и конфуцианцев.

Итак, во II - I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легистов, утверждается как государственная религия Китая. Школа моистов отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии. Современное прочтение доктрин расходится с первоначальным смыслом. Так, конфуцианские принципы ранее относились лишь к китайцам (человеколюбие). После ʼʼкультурной революцииʼʼ вновь получило официальное признание конфуцианство.

Легизм. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Легизм." 2017, 2018.


  • - ТЕОРИЯ ЛЕГИЗМА.

    ТЕОРИЯ ДАОСИЗМА. Основатель – Лао Дзы, современник Конфуция (6 век до нашей эры), Лао Дзы был необщительным, замкнутым, не стремился к публичной известности. Если Конфуций считал, что цель гос-ва – это общее благо, то он считал, что гос-ва служит наживе. Он работал... .



  • - Формирование традиционного права Китая. Легизм и конфуцианство.

    История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1)Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3)Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс... .


  • - Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

    Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 1. Даосизм- древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем... .


  • - Конфуцианство и легизм

    Общее понятие и характерные черты китайской философии Буддизм и его основные идеи 1. Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного... .


  • - Вопрос 2. Конфуцианство, идеи легизма. Реформы Шан Яна

    Общественный строй Правящая знать жила не только за счет эксплуатации рабов, но и свободных общинников. 1. в высшую группу входили правители (ваны) 2. вторая группа состояла из представителей аристократии, крупных землевладельцев, 3. главы родоплеменных групп, главы... .


  • ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.). Легистское учение выражено в аутентичных трактатах 4–3 вв. до н.э. Гуань-цзы ([Трактат ] Учителя Гуань [Чжуна ]), Шан цзюнь шу (Книга правителя [области ] Шан [Гунсунь Яна ]), Шэнь-цзы ([Трактат] Учителя Шэнь [Бухая ]), Хань Фэй-цзы ([Трактат ] Учителя Хань Фэя ), а также менее значимых из-за сомнений в аутентичности и содержательной недифференцированности относительно «школы имен» и даосизма Дэн Си-цзы ([Трактат ] Учителя Дэн Си ) и Шэнь-цзы ([Трактат ] учителя Шэнь [Дао ]).

    В латентный период 7–5 вв. до н.э. протолегистские принципы вырабатывались на практике. Гуань Чжун (? – 645 до н.э.), советник правителя царства Ци, по-видимому, первым в истории Китая выдвинул концепцию управления страной на основе «закона» (фа), определенного им как «отец и мать народа» (Гуань-цзы , гл. 16), что ранее применялось только в качестве определения государя. Закон Гуань Чжун противопоставил не только правителю, над которым он должен возвышаться и которого должен ограничивать, дабы защищать от его необузданности народ, но также мудрости и знаниям, которые отвлекают людей от их обязанностей. Чтобы противодействовать порочным тенденциям Гуань Чжун, также, по-видимому, первый, предложил использовать наказание как главный метод управления: «когда боятся наказаний, управлять легко» (Гуань-цзы , гл. 48).

    Эту линию продолжил Цзы Чань (ок. 580 – ок. 522 до н.э.), первый советник правителя царства Чжэн, согласно Цзо чжуани (Чжао-гун, 18 г., 6 г.), считавший, что «путь (дао) Неба далек, а путь человека близок и до него не доходит». Он нарушил традицию «суда по совести» и впервые в Китае в 536 до н.э. кодифицировал уголовные законы, отлив в металле (видимо, на сосудах-триподах) «уложение о наказаниях» (син шу).

    Его современник и также сановник царства Чжэн, Дэн Си (ок. 545 – ок. 501 до н.э.) развил и демократизировал данное начинание, опубликовав «бамбуковое [уложение о] наказаниях» (чжу син). Согласно Дэн Си-цзы , он излагал учение о государственной власти как единоначальном осуществлении правителем посредством «законов» (фа) правильного соответствия между «именами» (мин 2) и «реалиями» (ши). Правитель должен овладеть особой «техникой» (шу 2) управления, которая предполагает способность «видеть глазами Поднебесной», «слушать ушами Поднебесной», «рассуждать разумом Поднебесной». Подобно Небу (тянь), он не может быть «великодушен» (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть «безмятежным» (цзи 4) и «замкнутым в себе» («сокрытым» – цан), но одновременно «величественно-властным» (вэй 2) и «просветленным» (мин 3) относительно законосообразного соответствия «имен» и «реалий».

    В период с 4 по первую половину 3 в. до н.э. на основе отдельных идей, сформулированных предшественниками, практиками государственного управления, и под влиянием некоторых положений даосизма, моизма и «школы имен» произошло формирование легизма в целостное самостоятельное учение, ставшее в самую резкую оппозицию конфуцианству . Гуманизму, народолюбию, пацифизму и этико-ритуальному традиционализму последнего легизм противопоставил деспотизм, почитание власти, милитаризм и законническое новаторство. Из даосизма легисты почерпнули представление о мировом процессе как естественном Пути-дао, в котором природа значимее культуры, из моизма – утилитаристский подход к человеческим ценностям, принцип равных возможностей и обожествление власти, а из «школы имен» – стремление к правильному балансу «имен» и «реалий».

    Эти общие установки были конкретизированы в творчестве классиков легизма Шэнь Дао (ок. 395 – ок. 315 до н.э.), Шэнь Бухая (ок. 385 – ок. 337 до н.э.), Шан (Гунсунь) Яна (390–338 до н.э.) и Хань Фэя (ок. 280 – ок. 233 до н.э.).

    Шэнь Дао, первоначально близкий к даосизму, впоследствии стал проповедовать «почтение к закону» (шан фа) и «уважение к властной силе» (чжун ши), поскольку «народ объединяется правителем, а дела решаются законом». С именем Шэнь Дао связывается выдвижение на первый план категории «ши» («властная сила»), совмещающей в себе понятия «власть» и «сила» и дающей содержательное наполнение формальному «закону». Согласно Шэнь Дао, «недостаточно быть достойным, чтобы подчинять народ, но достаточно обладать властной силой, чтобы подчинять достойного».

    Другую важнейшую легистскую категорию «шу» – «техника/искусство [управления]», которая определяет взаимосвязь «закона/образца» и «власти/силы», разработал первый советник правителя царства Хань, Шэнь Бухай. Следуя по стопам Дэн Си, он привнес в легизм идеи не только даосизма, но и «школы имен», отразившиеся в его учении о «наказаниях/формах и именах» (син мин), согласно которому «реалии должны соответствовать именам» (сюнь мин цзэ ши). Сосредоточившись на проблемах управленческого аппарата, Шэнь Дао призывал «возвышать государя и принижать чиновников» таким образом, чтобы на них ложились все исполнительские обязанности, а он, демонстрируя Поднебесной «недеяние» (у вэй), скрытно осуществлял контроль и властные полномочия.

    Своего апогея легистская идеология достигла в теории и практике правителя области Шан в царстве Цинь, Гунсунь Яна, который считается автором шедевра макиавеллизма Шан цзюнь шу . Восприняв моистскую идею машинообразного устройства государства, Шан Ян, однако, пришел к противоположному выводу о том, что оно должно побеждать и, как советовал Лао-цзы, оглуплять народ, а не приносить ему пользу, ибо: «Когда народ глуп, им легко управлять. И все это благодаря закону» (гл. 26). Сами же законы отнюдь не богодухновенны и подлежат переменам, поскольку «умный творит законы, а глупый подчиняется им, достойный изменяет правила благопристойности, а никчемный обуздывается ими» (гл. 1). «Когда народ сильнее своих властей, государство слабо; когда власти сильнее своего народа, армия могущественна. [...] Когда проступки скрываются – народ победил закон; когда же преступления строго наказуются – закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется смута; когда закон побеждает народ, усиливается армия» (гл. 5). Поэтому власти следует быть сильнее своего народа и заботиться о могуществе армии. Народ же надо побуждать заниматься двуединым важнейшим делом – земледелием и войной, избавляя его тем самым от неисчислимых желаний.

    Управление людьми должно строиться на понимании их порочной, корыстной природы. «Коли [управлять] людьми как добрыми (шань), они будут любить своих близких; если же [управлять] людьми как порочными, они полюбят эти порядки. Сплоченность [людей] и взаимная слежка [проистекают оттого, что ими] управляют словно порочными. Там, где [к людям относятся] как к добродетельным (шань), проступки скрываются; там же, где [к людям относятся] как к порочным, преступления жестоко караются» (гл.5). «Люди по своей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок. Поэтому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким [преступлениям] просто неоткуда взяться».

    «Наказание рождает силу, сила рождает могущество, могущество рождает величие, величие (вэй 2) рождает благодать/добродетель (дэ). Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказания» (гл. 5), поэтому «в образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград» (гл. 7). «Красноречие и острый ум способствуют беспорядкам; ритуал и музыка способствуют распущенности нравов; доброта и гуманность – мать проступков; назначение и выдвижение на должности [добродетельных людей] – источник порока» (гл. 1). Важнейшим средством борьбы с этими «ядовитыми» явлениями «культуры» (вэнь) признается война, неизбежно предполагающая железную дисциплину и всеобщую унификацию.

    Хань Фэй завершил формирование легизма, синтезировав систему Шан Яна с концепциями Шэнь Дао и Шэнь Бухая, а также введя в него некоторые общетеоретические положения конфуцианства и даосизма. Он развил намеченную Сюнь-цзы и важнейшую для последующих философских систем (особенно неоконфуцианства) связь понятий «дао» и «принцип» (ли 1): «Дао есть то, что делает тьму вещей таковой, что определяет тьму принципов. Принципы суть формирующие вещи знаки (вэнь). Дао – то, благодаря чему формируется тьма вещей». Вслед за даосами Хань Фэй признавал за дао не только универсальную формирующую (чэн 2), но и универсальную порождающе-оживотворяющую (шэн 2) функцию. В отличие от Сун Цзяня и Инь Вэня он считал, что дао может быть представлено в «символической» (сян 1) «форме» (син 2). Воплощающая дао благодать (дэ) в человеке укрепляется бездействием и отсутствием желаний, ибо чувственные контакты с внешними объектами растрачивают «дух» (шэнь) и «семенную эссенцию» (цзин 3). «Прекрасный запах, тонкий вкус, крепкое вино, жирное мясо, приятные для рта, грозят болезнью. Прелестный вид и улыбка, белые зубы, радуя чувства, вредят семенной эссенции. Поэтому и удаляют чрезмерность и излишество, и телу тогда нет вреда» (гл. 8). «Если дух совершенно не растрачивается под влиянием внешних объектов, достигается сохранение личности. Такая полнота называется приобретением, т.е. приобретение есть приобретение личности. Всякая благодать (дэ) накопляется благодаря бездействию, выполняется в силу отсутствия желаний, достигает покойного состояния за отсутствием помыслов, крепнет при отсутствии применения; если же действовать и желать, то для благодати нет места» (гл. 20).

    Отсюда следует, что и в политике полезно придерживаться спокойной скрытности. «Дела приходят к положительному результату благодаря тайне, и проекты-слова рушатся вследствие того, что они обнаруживаются» (гл. 12). Надо предаваться своей природе и своему предопределению, а не «обучать людей гуманности и должной справедливости», которые так же непередаваемы, как ум и долголетие: «Сейчас есть такие, которые говорят людям: "Непременно смогу сделать тебя умным и долголетним". Но весь мир считает это чепухой: ведь ум [дается] природой, а долголетие [дается] предопределением (мин). Природа и судьба – это то, чего люди не могут постичь. А прельщать людей тем, что они сделать не в силах, весь мир называет [это] чепухой. [...] Ум народа так же не может быть использован, как и сердце ребенка» (гл. 50).

    Следующий чрезвычайно краткий исторический период развития легизма стал для него исторически самым значительным. Еще в 4 в. до н.э. он был взят на вооружение в государстве Цинь, а вслед за покорением циньцами соседних государств и возникновением первой централизованной империи в Китае обрел статус первой всекитайской официальной идеологии, опередив таким образом имевшее на это большие права конфуцианство. Однако незаконное торжество длилось недолго. Просуществовавшая всего полтора десятилетия, но оставившая о себе на века недобрую память, пораженная утопической гигантоманией, жестоким сервилизмом и рационализированным мракобесием, империя Цинь в конце 3 в. до н.э. рухнула, похоронив под своими обломками и грозную славу легизма.

    Конфуцианство же к середине 2 в. до н.э. добилось реванша на официально-ортодоксальном поприще, учтя прежний опыт посредством умелой ассимиляции ряда прагматически эффективных принципов легистского учения об обществе и государстве. Морально облагороженные конфуцианством, эти принципы находили реализацию в официальной теории и практике Срединной империи вплоть до начала 20 в.

    Даже вопреки стойкой конфуцианской идиосинкразии на легизм в Средние века крупный государственный деятель, канцлер-реформатор и философ-конфуцианец Ван Аньши (1021–1086) включил в свою социально-политическую программу легистские положения об опоре на законы, в особенности карательные («суровые наказания за малые проступки»), о поощрении воинской доблести (у 2), о взаимной ответственности чиновников, об отказе от признания абсолютного приоритета «древности» (гу) над современностью.

    В конце 19 – начале 20 в. легизм привлек к себе внимание реформаторов, усматривавших в нем теоретическое обоснование ограничения законом императорского всевластия, освященного официальным конфуцианством.

    После падения империи, в 1920–1940-е годы легистскую апологетику государственности стали пропагандировать «этатисты» (гоцзячжуи пай) и, в частности, их идеолог Чэнь Цытянь (1893–1975), ратовавший за создание «неолегизма». Сходных взглядов придерживались и теоретики гоминьдана во главе с Чан Кайши (1887–1975), заявлявшие о легистском характере государственного планирования экономики и политики «народного благоденствия».

    В КНР во время проведения кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» (1973–1976) легисты были официально объявлены прогрессивными реформаторами, боровшимися с консервативными конфуцианцами за победу нарождавшегося феодализма над отжившим рабовладением, и идейными предшественниками маоизма.

    Учением с ярко выраженной политической направленностью стал в Древнем Китае Легизм (школа фацзя - законников), возникшее и оформившееся в VI-III вв. до н.э. Его приверженцев нередко называют законниками, имея в виду то обстоятельство, что разработанные ими принципы государственного управления базировались на системе строгих законов, суровых кар и вселяющих трепет наказаний, посредством которых только и можно было, по мнению легистов, управлять государством, поддерживать в нем порядок и спокойствие.

    В противовес конфуцианству, отдававшему в политике первенство нравственному убеждению, легисты высказывались за жесткое регулирование общественно-политических процессов путем правового принуждения. Наивным представлениям Конфуция о государстве как о большой семье, они противопоставляли свое учение о государстве как о бездушном, четко отлаженном механизме.

    «Место добродетельных мудрецов, - отмечает А.Н. Чанышев, - заняли чиновники, место правителя, отца своего народа, - деспот-гегемон, который мнил себя превыше предков, народа и самого неба. Высшей целью стала внешняя цель победы своего царства в борьбе царств, покорение других царств и воссоединение Поднебесной и Китая. Ради этого изгонялись всяческие излишества, упразднялось искусство, пресекалось инакомыслие, уничтожалась философия. Все упрощалось и унифицировалось…земледелие и война - главное, на что государство должно опираться и ради чего оно должно существовать».

    В политическом учении легизма просматриваются контуры будущих теорий тоталитаризма. Разделяемое легистами убеждение, будто нет и не может быть более надежного способа регулирования общественно-политических процессов, чем грубая сила, будет еще неоднократно появляться и воодушевлять творцов репрессивных режимов в разных странах, да и в самом Китае. Чего только стоит знаменитое изречение Мао Цзе-дуна «винтовка рождает власть», «война есть продолжение политики», своеобразно перенявшего части учения легистов и предлагавшего «уничтожать винтовки с помощью винтовок».

    Наиболее значительными фигурами среди легистов были Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй-цзы (ок. 280-233 гг. до. н.э.). Эти мыслители получили возможность влиять на большую политику, первый в качестве советника правителя царства Цинь, второй став доверенным лицом императора Шинь-хуанди (259-210 гг. до н.э.), которому в 221 г. до н.э. удалось объединить под своей властью боровшиеся друг с другом царства и создать централизованную деспотическую империю Цинь, о которой древний китайский историк Сыма Цянь сказал: «Династия шла твердым шагом, опираясь на древность». Обоих легистов постигла печальная участь. Как только умер покровитель Шана Яна, он был казнен по требованию народа. В свою очередь Хань Фэй-цзы покончил жизнь самоубийством, вероятнее всего не выдержав той атмосферы жестокости насилия и жестокости, насажденной в стране при его деятельном участии.

    «Книга правителя области Шань» (Шань цзюнь шу), приписываемая Шан Яну или его последователям, стала основным каноном легистской школы, сыграв большую роль в формировании императорской системы управления в Китае.

    В книге оспариваются основные принципы конфуцианского учения о государственном управлении. В противовес ему выдвигается и обосновывается теория политической деятельности, строящейся на использовании методов грубой силы, в основу которых положен детально разработанные законы о наказаниях: Красноречие и острый ум способствуют беспорядкам; ритуал и музыка способствуют распущенности нравов; доброта и человеколюбие - мать проступков; назначение и выдвижение на должности (добродетельных людей) - источник порока…там, где к людям относятся как к добродетельным, проступки скрываются, там же, где к людям относятся как к порочным, преступления жестоко караются. Когда проступки скрываются - народ победил закон; когда же преступления строго наказываются - закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется беспорядок; когда закон побеждает народ, армия усиливается. Поэтому-то и сказано: «Если управлять людьми как добродетельными, то неизбежна смута и страна погибнет; если управлять людьми как порочными, то всегда утверждается образцовый порядок и страна достигает могущества…».

    Кары должны быть суровыми, ранги знатности почетными, награды незначительными, а наказания, вселяющими трепет…».

    «Люди по своей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок. Поэтому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким (преступлениям) просто неоткуда взяться. Это и называется «наводить порядок еще до того, как вспыхнут беспорядки». Там, где людей сурово карают за тяжкие преступления и мягко наказывают за мелкие проступки, не только нельзя будет пресечь тяжкие преступления, но и невозможно будет предотвратить мелкие проступки. Поэтому, если сурово карать за мелкие проступки, исчезнут сами наказания, дела в стране будут развиваться успешно и государство станет сильным. Если же сурово карать за тяжкие преступления и мягко наказывать за мелкие проступки, то, наоборот, возрастет число наказаний, возникнут неурядицы и государство будет расчленено».

    Как и Шан Ян, Хань Фэй-цзы отвергал идеи Конфуция и его последователей об управлении государством посредством человеколюбия, на основе модернизированных нравов и обычаев древности. Он считал, что изначально злая природа людей неискоренима, ее можно обуздать лишь жестокими принуждением к неукоснительному соблюдению закона, на страже которого должна стоять сильная централизованная власть.

    «Если законы и наказания, - заявлял он, - строго соблюдать, тигры превращаются в людей и принимают свой прежний облик… Без всеобщего почтения и строгости, без наград и наказаний даже древние мудрые правители Яо и Шунь не могли бы править».

    Для «искоренения малейшего зла», для достижения государственной цели, считал Хань Фэй-цзы, допустимы любые средства, вплоть до доносительства: «надо заставить людей следить за настроениями друг друга. А как их заставить следить друг за другом? Нужно обязать жителей деревни доносить друг на друга».

    «Главное для правителя если не закон, то искусство управления. Закон - это то, что написано в книгах, хранящихся в правительственных палатах, и то, что объявляется народу. Искусство управления скрыто глубоко в сердце и используется для того, чтобы сеять недоверие между сановниками, имеющими противоположные мнения, и скрытно управлять ими. Закон должен быть ясен и понятен для всех, а искусство управления вовсе не следует показывать».

    Школа легистов провозглашала примат государственных интересов над требованиями традиций и этическими постулатами. Легисты стремились к замене наследственной феодальной иерархии системой правления, опирающейся на назначаемых властителем чиновников. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика не совместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия - награды и наказания, причем последние должны превалировать над первыми. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства, путем развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны. Учение легистов сыграло решающую роль в оформлении и дальнейшем укреплении централизованного китайского государства.

    Начиная с ІІІ в. до н.э., происходит процесс слияния легизма и раннего конфуцианства в единое учение. Один из представителей этого учения Сюнь-цзы переработал учение Конфуция, дополнив его идеями легизма. В основе его учения лежит тезис «человек по своей природе зол», а добродетельным он становится в результате практической деятельности. Для преодоления изначального зла, человек должен быть подвергнут обучению и воспитанию при помощи классических текстов и принципов морали и контролироваться посредством наказаний и норм ритуала. Сюнь-цзы сравнивал правителя с лодкой, а народ с водой, которая может и нести лодку, и опрокинуть ее, подчеркивая там необходимость для правителя добиваться расположения народа.

    Вам также будет интересно:

    Сколько будет весить человек на планетах солнечной системы Какой вес человека на луне
    February 3rd, 2015 , 03:55 pm Pete Revonkorpi: IllustratorСилой тяжести называется сила,...
    Этих птиц называют летающими драгоценными камнями
    "Прекрасные обитатели голубого поднебесья" Викторина "Их стихия – небо" Работу...
    Спортивное развлечение в старшей группе «Туристы
    Вед.: — Добрый день, ребята! Сегодня, 27 сентября, отмечается Всемирный День туризма. Во...
    Совместимость Рыб и Раков: гармония во всем Как привлечь мужчину рыбу женщине рыбе
    Путь к сердцу мужчины, рожденного под созвездием рыбы, обещает быть тернистым, но...