Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Поэт фатьянов биография. Алексей фатьянов краткая биография и интересные факты

Происхождение

Дед Алексея Фатьянова - Николай Иванович Фатьянов, владелец иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе (ныне посёлок Мстёра Вязниковского района Владимирской области). Другой дед, отец матери поэта - Василий Васильевич Меньшов, специалист-эксперт по льну льнопрядильной фабрики Демидова. Оба деда были старообрядцы.

Родители будущего поэта Иван и Евдокия Фатьяновы построили в центре города Вязники двухэтажный каменный дом с колоннами напротив Казанского собора. Родители торговали пивом, обувью, которую шили в своих мастерских, владели частным кинотеатром и обширной библиотекой. После октябрьского переворота 1917 года всё имущество Фатьяновых было национализировано, дом отобран - в нём разместилась телефонная станция, ныне там музей Алексея Фатьянова. Семья перебралась в дом Меньшовых в пригороде Вязников, где в комнате деда родился Алексей - последний ребёнок Ивана и Евдокии Фатьяновых. Трое старших детей - Николай (1898), Наталья (1900), Зинаида (1903).

Детство

Крестился Алексей Фатьянов в Казанском соборе города Вязники.

Во времена НЭПа в 1923 году семья Фатьяновых вновь поселилась в своём доме в Вязниках напротив Казанского собора. Родители занимались обувным производством. Именно там, в родительском доме, Алексей получил своё первое воспитание и образование. Родители привили Алексею любовь к литературе, театру, музыке и пению.

В 1929 году имущество у Фатьяновых было окончательно отобрано советской властью - политика НЭПа закончилась. Семья Фатьяновых уехала из Вязников и перебралась в посёлок Лосиноостровский Московской области, ныне в черте города Москвы. Поселились на Тургеневской улице. Алексей учился в музыкальной школе, посещал московские театры и выставки.

Молодость

Поступил в театральную студию Алексея Денисовича Дикого при театре ВЦСПС, по окончании которой в 1937 году принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. Играл в спектаклях; с 1940 года в ансамбле Орловского военного округа. С начала войны с ансамблем на фронте, был ранен при выходе из окружения. После ранения был принят в ансамбль песни и пляски им. Александрова, откуда по ложному обвинению в 1943 году попал в штрафную роту 6-й танковой армии; был вторично ранен в боях за Венгрию и оправдан.

Послевоенные песни Фатьянова, такие как лучшая лирическая песня Великой Отечественной войны «Соловьи», «Где ж ты, мой сад?», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставой», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» бесхитростные и мелодичные, опираются на фольклорные традиции и завоевывают большую популярность. Тем не менее, при жизни Фатьянова вышла только одна небольшая книга его стихов «Поёт гармонь» (1955), а широко они стали издаваться только в 1960-1980 годах.

Фатьянов был не только поэтом, но также и артистом, играл на аккордеоне и фортепьяно, обладал певческим голосом. На творческих вечерах он, наряду с декламацией своих стихотворений, пел песни на свои собственные стихи, которые тогда были очень популярны.

Стихи Фатьянова простые, но пронзительно искренние, нежные и изящные. Фатьянов - один из тончайших советских лириков, его герои - простые парни и девушки, молодые, свежие, благородные и романтичные, как правило крестьянского происхождения, пришедшие учиться и работать из деревни в город либо демобилизовавшиеся. Быт и чувства таких людей воспеты Фатьяновым, многие стихи стали песнями, популярными на протяжении более чем 60 лет, надолго пережившими автора. Среди них - песни из кинофильмов «Солдат Иван Бровкин» («Если б гармошка умела…», «Шла с ученья третья рота»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придёт, не знаю…»), «Свадьба с приданным» («Хвастать, милая, не стану…»), «Дом, в котором я живу».

При жизни стихи Фатьянова мало издавались, этому способствовали многочисленные административные взыскания из-за злоупотребления алкогольными напитками.

Последние годы

В 1946 году после демобилизации женился на Галине Николаевне Калашниковой.

Скоропостижно скончался в 1959 году от аневризмы аорты. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Награды

Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно, Указ Президента РФ Бориса Ельцина от 16 февраля 1995 № 148), орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» (первым на танке ворвался с боями в венгерский город Секешфехервар), медалью «За победу над Германией».

В честь Фатьянова в Вязниках с 1974 года проводится ежегодный фестиваль песни.

В 1996 году Союзом писателей России учреждена Фатьяновская литературная премия.

Песни на стихи этого замечательного поэта в свое время знала и распевала вся страна. Они звучали из всех репродукторов, с грамофонных пластинок, с экранов кинотеатров. На протяжении долгих лет эти песни были символами Советской страны, теми самыми невидимыми гвоздиками, которые крепко держали каркас империи и сберегали его от разрушения. С этими песнями советские люди выиграли войну, отстроили заново страну, полетели в космос.

Алексей Фатьянов родился 5 марта 1919 года в городе Вязники Владимирской области в зажиточной семье. Его отец Иван Николаевич был богатым человеком – владел большим магазином «Торговый дом Фатьянова», в котором продавали обувь, пиво и другие товары и продукты. Во дворе магазина располагалась небольшая мастерская, где валяли обувь. В этом же доме находился синематограф. Жили Фатьяновы в самом большом доме в городе, на центральной площади. Однако Алексею вкусить прелестей зажиточной жизни так и не довелось: вскоре после революции Фатьянова-старшего раскулачили и вместе с семьей выгнали из дома. И они переехали жить к Меньшовым – родителям матери Алексея. Можно сказать, что Фатьяновы легко отделались, поскольку родственников Ивана Николаевича, живших в Мстере, не только раскулачили, но и выслали в Магнитогорск.

Спустя несколько лет грянул нэп, и Фатьянов-старший вновь оказался на плаву – ему вернули его дело, и он стал валять сапоги уже для Красной Армии. Однако в самом конце 20-х нэп благополучно свернули, и Фатьяновы решили перебраться из родных мест в столицу. Там они сняли комнату в Лосиноостровской, где жили вчетвером: Алексей, его родители и старшая сестра. В Москве Алексей закончил школу и подался в артисты – поступил в театральное училище. Закончив его, поступил работать в труппу Театра Красной Армии к режиссеру Алексею Попову. Однако главной страстью Фатьянова были все же стихи, которые он начал писать еще в детстве. Поэтому, едва поступив в театр, он вскоре оттуда уволился и поступил в Литературный институт. Но доучиться в нем не успел – в 1939 году его призвали на военную службу.

Год спустя в Орле организовали ансамбль военного округа, куда стали собирать талантливую молодежь. А поскольку Фатьянов именно к таковой и относился – был актером, поэтом, да еще играл на многих музыкальных инструментах, начиная от баяна и заканчивая роялем, – его обойти вниманием никак не могли. Там Фатьянов быстро выбился в первые люди – составлял программы концертов, был ведущим.

Начало войны Фатьянов встретил все в том же ансамбле. Как и многие в те годы, он рвался на фронт, но его долго не отпускали, объясняя причины отказа вполне стандартно: искусство – тоже оружие. Насколько правильным оказалось это определение, Фатьянов понял достаточно скоро.

Его ансамбль находился в эвакуации в Оренбурге, где в эти же дни был известный композитор Василий Соловьев-Седой. Узнав об этом, Фатьянов однажды набрался смелости и в городском сквере «Тополя», что на берегу реки Урал, подошел к Соловьеву, чтобы познакомиться. Как расскажет много позже сам композитор, Фатьянов ему понравился с первого же взгляда: высокий, статный красавец с открытым лицом. Узнав, что он еще и поэт, Соловьев и вовсе подобрел. Фатьянов передал ему свои стихи, попросив почитать их на досуге и дать свое заключение. Соловьев прочитал их в тот же день и был потрясен: настолько певучими и лиричными были эти произведения. По словам композитора: «Именно этот парень как-то незаметно, не думая о своем влиянии, заставил меня встряхнуться. В его стихах я слышал русский характер, родную природу, русскую речь, тот уклад жизни, который был мне близок». На два из переданных ему произведений композитор практически сразу написал песни, которые вскоре узнает вся страна: «На солнечной поляночке» и «Ничего не говорила».

Сообщить свое мнение Фатьянову композитор тогда не успел – тот сумел-таки добиться своего и был отправлен на фронт. Тогда Соловьев, используя свои многочисленные связи, стал хлопотать, чтобы Фатьянова вернули назад и разрешили работать в тылу. «Он талантливый поэт, его надо беречь», – уверял начальников Соловьев. Его старания увенчались успехом: Фатьянов был возвращен и зачислен в ансамбль Александрова. С этого момента началось его тесное творческое сотрудничество с Соловьевым-Седым. И хотя в тот раз продлилось оно недолго, всего год, но итогом его стало рождение такой песни, как «Соловьи».

В 1944 году творческий тандем Фатьянов – Соловьев-Седой временно распался. Причем по вине самого поэта, который угодил в весьма некрасивую историю. Подробности ее до сих пор так и неизвестны и существуют только в виде слухов. Единственное, что не вызывает сомнений, это то, что все случилось на почве любви к «зеленому змию». Якобы Фатьянов, будучи навеселе, оскорбил офицера (вполне возможно, что и за дело, поскольку к любой несправедливости поэт относился нетерпимо), за что был арестован и отправлен в штрафной батальон. Сражался в нем Фатьянов храбро, о чем вполне наглядно говорит серьезное ранение и награждение медалью.

После окончания войны Фатьянов еще целый год продолжал служить в армии. Однако времени на стихи теперь стало намного больше, и он вновь вернулся к активному творчеству. Писал в основном для своего главного автора Соловьева-Седого, с которым они в 45-м году явили на свет еще два несомненных шлягера, которые запела вся страна: «Потому, что мы пилоты» для фильма «Небесный тихоход» и «Где же вы, друзья-однополчане?»

С Никитой Богословским Фатьянов написал еще один безусловный хит «Три года ты мне снилась» для второй серии фильма «Большая жизнь», но эту песню ждала печальная участь – она не понравилась Сталину, как и вся картина. Не понравилась настолько сильно, что 9 августа 1946 года на Оргбюро ЦК ВКП (б) вождь обрушился на фильм с критикой, а музыку в нем назвал «кабацкой», что автоматически вело к ее запрету. Фатьянова обозвали «поэтом кабацкой меланхолии», то есть подвели под ту же статью, что и Сергея Есенина.

46-й год запомнился Фатьянову и с другой стороны – светлой. Именно тогда он встретил свою главную любовь. Девушку звали Галина, и была она «генеральской дочерью» – генералом был ее отчим. Молодые встречались всего лишь три дня, после чего Фатьянов сделал девушке предложение. Галина приняла его сразу, поскольку с первого взгляда влюбилась в Фатьянова. Ее даже не испугали слова, сказанные им тогда: «Учти, у меня ничего нет, кроме пишущей машинки с немецким шрифтом. Вот на ней и будешь спать». Это было сущей правдой – автор знаменитых песен, которые распевала вся страна, был гол как сокол. В отличие, например, от его соавтора Соловьева-Седого, который в 1943 году был удостоен Сталинской премии за цикл военных песен. Но Фатьянов не роптал, поскольку человек он был широкий, незлобивый и за личным благосостоянием никогда не гонялся. Даже на собственной свадьбе он был в костюме с чужого плеча. Правда, благодаря тому, что отчим у невесты был генералом, торжество удалось справить по высшему разряду: на 7-м этаже теперь уже не существующей гостиницы «Москва». В те годы были так называемые «лимитные книжки», по которым их обладателям полагалась в ресторанах пятидесятипроцентная скидка. Отчим-генерал собрал у своих друзей все такие «лимитные книжки» (так научил его директор ресторана), и благодаря этому гулянка получилась «на полную катушку».

В те годы Фатьянов был прописан у сестры по адресу: Ново-Басманная улица, дом 10. Однако прописка была номинальная, так как Фатьянов все военные годы там практически не жил. И привести молодую жену туда тоже не мог – у сестры была своя семья. Поэтому молодым пришлось какое-то время скитаться по разным съемным квартирам. Однако, несмотря на это, у них за эти несколько лет родилось сразу двое детей – девочка и мальчик, поскольку Фатьянов этого очень хотел. Он говорил жене: «В доме должны быть столы, лапти и лавки. А детей – сколько получится. А если сделаешь аборт, значит – не от меня…»

Имена детям придумывал Фатьянов. Например, жена была против имени Алена, утверждая, что такого в русском языке нет – есть Елена. Но Фатьянов упорно стоял на своем. Тогда жена заявила: ступай в ЗАГС и сам ее регистрируй. Фатьянов накупил в магазине конфет, рассовал их по карманам и отправился обольщать работниц ЗАГСа. Удалось.

По поводу имени для сына никаких споров в семье не было, но там произошла другая история. У Соловьева-Седого была только одна дочка Наталья, и у нее детей не было. А ему почему-то нравилось имя Глеб. И когда у Фатьянова родился сын, композитор прислал ему телеграмму-молнию: «Поздравляю, назовите Глебом, плачу тысячу». На что Фатьянов ему ответил: «Тысячу беру. Называю Никитой».

Несмотря на тот отрицательный резонанс, который вызвал отзыв Сталина на фильм «Большая жизнь», Фатьянов продолжал работать во славу советской песни. И хотя все его труды по-прежнему больших дивидендов ему не приносили, однако поэта успокаивало одно – песни на его стихи народом были любимы. А это признание дорогого стоило. В конце 40-х к таким песням принадлежали: «Дождик» (с Соловьевым-Седым), «Мы люди большого полета» (с Борисом Мокроусовым), «В городском саду играет» (с Матвеем Блантером). В 1950 году в Театре сатиры был поставлен спектакль «Свадьба с приданым», в котором звучали куплеты в исполнении актера Виталия Доронина «Хвастать, милая, не стану», которые тоже принадлежали перу Фатьянова.

В том же 50-м Фатьяновы наконец удостоились собственного жилья: им выдали ордер на двухкомнатную квартиру рядом с Киевским вокзалом. И хотя была она без ванны и с дровяным отоплением, зато занимала весь третий этаж старого многоквартирного дома. Казалось, что в таких шикарных условиях Фатьянов теперь должен был работать еще более плодотворно. Увы, но это оказалось не так, и в начале 50-х из-под пера поэта шлягеров почти не выходило. Говорят, виной всему была старая болезнь Фатьянова – любовь к горячительному.

Скандалы сопровождали Фатьянова на протяжении всей его недолгой жизни. Достаточно сказать, что из-за них его исключали из Союза писателей несколько раз. Причем причины этих исключений были высосаны из пальца и объяснялись только одним: завистью коллег к той славе, которую Фатьянов имел в народе. Не могли ему простить коллеги того, что люди называли его вторым Есениным. Вот лишь два примера такого рода.

Фатьянов в компании с одним писателем отправились с творческой поездкой в Севастополь, к морякам. Съездили в одну войсковую часть, в другую, в третью. Наконец, в последний день их пребывания в городе устраивается прощальная встреча в Доме культуры. Фатьянов приехал туда навеселе, но был вполне адекватен. Во всяком случае, он легко справился с творческой частью, прочитав более двух десятков своих стихотворений. Потом сказал: «Ребята, я готов прочитать еще, но мне надо уезжать». А директор Дома культуры, политработник, расценил это заявление как чванство и немедленно сообщил об этом в Москву, не забыв указать о том, в каком состоянии был Фатьянов. В итоге, едва тот вернулся в Москву, как его вызвали на партком и объявили вердикт: исключение из Союза писателей на три месяца. Была тогда такая мера наказания: писателей исключали, давая время для исправления.

Другой случай произошел через несколько лет. Вместе с друзьями Фатьянов праздновал какое-то событие в гостинице «Савой». Шумная компания собралась в номере композитора Табачникова и вела себя соответственно: пела, смеялась, громко разговаривала. Дежурная по этажу отправилась их усмирять. В качестве парламентера выступил Фатьянов, который назвался, ни много ни мало, депутатом Верховного Совета. Но дежурная ему не поверила, стала проверять и… правда вскрылась. На следующий день в Союз писателей пришло письмо. В результате на Фатьянова было заведено очередное персональное дело. Его опять исключили из Союза писателей, аннулировали даже уже выписанную ему путевку в Крым, куда он собирался отправиться с женой и детьми. Сказали: «Фатьянов разлагает писателей».

Фатьянов уже более десяти лет писал песни, но за это время в свет не вышло ни одной его книги. Для любого поэта подобное отношение было бы оскорбительным, а уж для Фатьянова, песни которого знала вся страна, это было оскорбительным вдвойне. Но поделать с этим было ничего нельзя: руководители СП всячески выставляли Фатьянова аморальным человеком и даже мысли не допускали, чтобы издать его произведения. Поэтому первая книга поэта, появившаяся в 1955 году, вышла не в Москве, а в родных краях поэта – во Владимире. Инициаторами издания стали земляки Фатьянова: владимирский писатель Сергей Никитин и работница местного издательства Капитолина Афанасьева. Книжка вышла знатная: в переплете, с тиснением бронзовой фольгой, но самое главное – невиданным для поэтического сборника тиражом – 25 тысяч экземпляров.

Во второй половине 50-х к Фатьянову вновь вернулось вдохновение. После нескольких лет молчания из-под его пера одна за другой стали появляться прекрасные песни. Самыми известными стали две, которые спел киноактер Николай Рыбников: «Когда весна придет» (из фильма «Весна на Заречной улице») и «За Рогожской заставой» (из фильма «Дом, в котором я живу»). Увы, но даже после шумного успеха этих песен имя Фатьянова в творческой среде по-прежнему оставалось гонимым. Никаких высоких званий он не удостоился, и ни одно столичное издательство даже не подумало выпустить хотя бы один сборник его стихов. Единственным утешением для Фатьянова были слова поддержки, которые иногда слетали с уст некоторых его коллег. Например, с уст Александра Твардовского, который однажды на слова Фатьянова о том, что он, Твардовский, гениальный поэт, ответил: «А твои песни, Леша, знает вся страна».

Одна из последних творческих удач Фатьянова случилась в 1958 году. Тогда на экраны страны была выпущена, запрещенная когда-то Сталиным, вторая серия фильма «Большая жизнь». И песня «Три года ты мне снилась», написанная на стихи Фатьянова, ушла в народ. Ее пел Марк Бернес, который именно в те годы стал активно выступать на эстраде.

В начале 59-го Фатьянов угодил в очередной скандал и снова был временно исключен из Союза писателей. Спустя несколько месяцев после этого поэт скончался.

Фатьянов скончался сравнительно молодым – ему было всего 40 лет. У него много лет была гипертоническая болезнь, которая с каждым годом усугублялась. Сказывались нервные потрясения, выпадавшие на долю поэта, и его увлечение алкоголем. Однако ранняя смерть Фатьянова была вызвана не только этим – в первую очередь он умер по недосмотру врачей. А началось все в конце лета 1959 года.

В один из дней Фатьянов вернулся домой с речной прогулки (он любил прокатиться на пароходике до Парка культуры и обратно) в плохом самочувствии – его буквально качало. Наутро ему стало еще хуже, и жена вызвала врача. Тот осмотрел пациента и выписал ему лекарства: валидол и нитроглицерин. И в течение месяца Фатьянов их исправно принимал. А потом выяснилось, что нитроглицерин был ему противопоказан.

Трагедия произошла 13 сентября . Накануне у Фатьяновых была вечеринка со множеством гостей. Утром поэт проснулся поздно, дома были дети и нянечка. По словам последней, Фатьянов попросил чего-нибудь выпить, и она посоветовала достать из холодильника кефир. Выпив стакан, поэт вернулся к кровати… и тут, захрипев, упал. Нянечка бросилась к нему и, накапав на кусочек сахара валидол, положила ему под язык. Потом собралась бежать за хозяйкой, которая ушла в парикмахерскую, что рядом с их домом. В последний момент Фатьянов схватил ее за руку и сказал: «Не беги, уже поздно». Как оказалось, это были последние слова в его жизни.

Хозяйку нянечка встретила в подъезде. Когда они вбежали в квартиру, Фатьянов был уже без сознания. Жена вызвала «Скорую». Когда та приехала, врач осмотрел больного и констатировал смерть. После чего сказал: «К сожалению, даже если бы мы стояли рядом, ничего бы не смогли сделать, смерть была практически мгновенной».

Чуть позже Галине позвонил патологоанатом и спросил, почему от умершего пахнет нитроглицерином. Галина объяснила: мол, выписал врач месяц назад. На что услышала шокирующую новость: «Это вопиющий факт! У человека сердце не может быть больше 320 граммов, а у вашего покойного мужа – 670. Это можно было определить простым простукиванием. И все расширяющие средства были ему противопоказаны. Он, может быть, прожил бы еще лет десять…»

Между тем даже после смерти Фатьянов не знал покоя. В Союзе писателей, членом которого он был много лет, отказались проводить панихиду, мотивируя это тем, что незадолго до смерти покойный в очередной раз оказался исключенным из рядов Союза. Тогда Соловьев-Седой пригрозил скандалом и заявил, что похороны возьмет на себя Союз композиторов. Только после этого руководство писательской организации одумалось.

Настоящее признание пришло к Алексею Фатьянову только после его смерти. Сначала, в 1962 году, в Москве издали сборник его стихов и песен. Потом, спустя одиннадцать лет, на его родине – в городе Вязники Владимирской области начал проводиться ежегодный Фатьяновский песенный праздник. Его постоянными участниками стали многие известные писатели, артисты. Среди них: Николай Рыбников, Людмила Гурченко, Иосиф Кобзон, Михаил Ножкин, Леонид Серебренников, Валентина Толкунова, Сергей Захаров и многие другие. В 1983 году свет увидела еще одна поэтическая книга Фатьянова – «Избранное», изданная в Москве. Жаль, конечно, что сам поэт не дожил до этого, но на Руси испокон веков так – только после смерти человека о нем начинают много вспоминать и восторгаться его талантами.

Из книги «Сектор Газа» глазами близких автора Гноевой Роман

Алексей Ушаков Ушаков теперь важный человек. Сразу после ухода из «Сектора Газа» в 1995 году, Алексей поставил крест на карьере музыканта и с помощью друзей принялся осваивать FM - эфир. Сегодня он занимает пост технического директора «Русского Радио» в Воронеже», а сама

Из книги Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания автора Головкин Фёдор Гавриилович

III. Алексей Орлов Он, хотя и отличался важной осанкой, но не обладал манерами вельможи. Его высокий рост и широкие плечи, а также грудь, покрытая орденами, выделяли его фигуру среди других, а его лицо было бы красиво, если бы на нем не запечатлелись знаки отчаяния от

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ФАТЬЯНОВ Алексей ФАТЬЯНОВ Алексей (поэт, автор стихов к песням: «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Где же вы, друзья-однополчане?», «Потому, что мы пилоты», «В городском саду играет», «Три года ты мне снилась», «Хвастать, милая, не стану…», «Когда весна придет, не знаю…»,

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

11 сентября – Алексей КАПЛЕР В свое время имя этого сценариста знала вся страна, поскольку его перу принадлежали сценарии ко многим советским блокбастерам. Потом это имя было приказано забыть, поскольку сценарист имел несчастье влюбить в себя юную дочь самого Сталина и

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

Татьяна Дашкевич Алексей Фатьянов От автора Моему сыну три года - ему нравится петь.Дедушка под гитару поет ему старые песни - он знает немало песен, которые пелись веками и десятилетиями. Из радиоэфира круглосуточно пикируют на нас эфэмовские бомбардировщики. Что-то

Из книги Белое движение и борьба Добровольческой армии автора Деникин Антон Иванович

2. Красноармеец Ал. Фатьянов В феврале 1942 года они выгрузились из поезда в городе Чкалове и вольным строем направились к новому своему дому.Теперь коллектив был преобразован в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Давали концерты в

Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин Яковлевич

2. Завлит Алексей Фатьянов А теперь они пели «Калинку» перед фронтовиками, и плясали так, что у зрителей перехватывало дыхание. Отлаженное до эффекта невесомости исполнение рассеивало и пороховые тучи, и тяжелые думы. Они пели «Священную войну» на музыку самого

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

2. «Главным был у них Фатьянов…» Алексей Иванович ладил с фронтовиками, одноклассниками, футболистами, голубятниками и музыкантами из оркестра городского сада.В парке Парижской коммуны был яблоневый сад, два больших пруда, где катались на лодках. Стояла большая эстрада,

Из книги Наедине с осенью (сборник) автора Паустовский Константин Георгиевич

4. Есенин и Фатьянов Алексей Иванович очень любил Пушкина. Татьяна Репкина вызывала его на споры, желая подзадорить, а то и подшутить. Словно подмигивая другим собеседникам, она заявляла:- Что такое Пушкин? Да, гениальный поэт! Но он аристократ, он не народный поэт!В те

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Фатьянов - русский соловей. Дети рядом с Фатьяновым 1. Алена и Никита С тех пор, как получили Фатьяновы квартиру на Бородинской, с той поры, как оборудовали Алексею Ивановичу первый в жизни собственный кабинет, на письменном его столе всегда стояли две фотографии. Это

Из книги автора

«Непричесанный» Фатьянов 1. Изгнанник В одном из герценских флигелей Литинститута в те давно прошедшие годы размещался Литфонд. Ближе к маю в его угловатом коридоре стоял дым коромыслом и витали предчувствия Ялты, Коктебеля, Малеевки, Переделкина, Голицына,

Из книги автора

Глава IX. Переход большевиков в контрнаступление в начале сентября 1918 года на Армавир, Ставрополь и по Верхней Кубани. Перемена большевистского командования и плана операции. Отступление большевиков в конце сентября к Невинномысской. Преследование их нашей конницей к

Из книги автора

Алеша Фатьянов Он относится к числу немногих, чей уход ощутим и чисто житейски, кого хочется встречать в Доме литераторов, на московской улице, и порой кажется, что действительно вот-вот увидишь за снегопадом его огромную фигуру, ощутишь его неподдельное

Из книги автора

Записи 10 сентября, 20 сентября, 20 ноября 1980 года Ann Arbor (Мичиган)10 сентября прилетели из Милана в Н.-Й.Десять дней жили в Н.-Й. вместе с Васей, Аленой, Виталием. Виделись с Бродским. Я раньше с ним никогда не встречалась, а Вася увидел его впервые после ссоры. Живет он в

Из книги автора

Алексей Толстой Многие книги существуют для нас только как явления литературы. Но есть и другие, правда очень редкие, книги, – они живут в сознании как события нашей жизни. Они неотделимы от нашего существования. Они становятся частью нас самих – частью наших дней,

Алексей Иванович Фатьянов

А. Фатьянов. Фото 1939 г.

Фатьянов Алексей Иванович (20.02.1919-13.09. 1959), поэт. Родился в с. Малое Петрино, ныне Вязниковского р-на Владимирской обл. Учился в Литературном институте. Окончил ГИТИС (1938). В основном известен как поэт-песенник. Особую популярность приобрели песни, написанные Фатьяновым в 1942 совместно с композитором В. Соловьевым-Седым, - «На солнечной поляночке», «Соловьи». Всего Фатьянову принадлежит ок. 200 песен. Автор песен ко многим кинофильмам. Фатьянов - поэт-лирик. Традиционная образная символика фольклора обретает в его песнях новое содержание. Фатьянову принадлежат также поэмы «Наследник» (написана в 1951) и «Хлеб» (опубл. в 1960).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Фатьянов Алексей Иванович (5.03.1919-13.11.1959), выдающийся русский поэт-песенник. Родился в г. Вязники. В 1938 по окончании школы-студии принят в труппу театра Красной Армии. С 1940 - в ансамбле Орловского военного округа (артист-чтец и ведущий концертов).

Начало Великой Отечественной войны застает его на гастролях в авиагарнизоне под Брянском. Фатьянов пишет сатирические частушки, сценки, песни. Просит отправить его на фронт. Оказавшись в окружении, ансамбль трое суток прорывается к своим. Фатьянов ранен, после госпиталя направлен в войска Южно-Уральского округа. Весной 1942 он знакомится с композитором В. П. Соловьевым-Седым, в содружестве с которым пишет песни “Соловьи”, “Ничего не говорила”, “Давно мы дома не были”, “Где ж ты, мой сад?”, “Где же вы теперь, друзья-однополчане?”, “Наш город” (“Песня о Ленинграде”) и др. Войну рядовой Фатьянов заканчивает в действующей армии, при взятии Сехешфехервара был ранен.

После войны поэт создает такие песни, как “В городском саду”, “Золотые огоньки”, “По мосткам тесовым...”, “Поет гармонь за Вологдой”, “Мы люди большого полета”. В эти годы начинается работа Фатьянова в кино. Он пишет песни к 20 фильмам, в т. ч. “Небесный тихоход” (“Перелетные птицы” и “Потому что мы пилоты”), “Большая жизнь” (“Три года ты мне снилась”), “Весна на Заречной улице” (“Когда весна придет”), “Без вести пропавший” (“Караваны птиц...”), “Дом, в котором я живу” (“Тишина за Рогожской заставою...”), “Иван Бровкин” (“Ромашка моя”). Он сотрудничает с лучшими отечественными композиторами, в т. ч. с Б. А. Мокроусовым, Ю. С. Бирюковым, Н. В. Богословским и др. Широкую известность получили песни Фатьянова к спектаклю “Свадьба с приданым” (“Хвастать, милая, не стану”, “На крылечке твоем”, “Зацветает степь лесами”).

В доме семьи Фатьяновых в Вязниках открыт Музей русской песни. Ежегодно с 1974 проводится Всероссийский песенный праздник “Соловьи, соловьи”. Союзом писателей России учреждена Фатьяновская литературная премия (с 1996).

Е.Русакова

Соловьев-Седой, Лемешев и Фатьянов.

Сборник стихов

СБОРЫ

Сергею Никитину

Погрозила гроза и ушла,
Дробным громом вдали раскатясь.
Снова даль голубая светла.
Снова пчелы гуторят, роясь.
Словно сборы в путь дальний у них -
Суетня, гомотня, беготня...
Так и я...
Чем я хуже других?
Вещи собраны все у меня.
Вещи - нет! Не багаж-саквояж,
Не громоздкий пузан-чемодан.
Лишь тетрадка, да карандаш,
Да нечитанный друга роман,
Да еловая палка в руке,
Чтоб размашистей было идти.
В дальний путь я иду налегке.
Пожелайте же счастья в пути.

У ДРЕВНЕГО СЕЛЕНЬЯ

У древнего селенья Алазани,
Где к виноградникам тропинка пролегла,
Поет солдат душевное сказанье -
"На холмах Грузии лежит ночная мгла".

Солдату вспомнились далекие дороги
И грохотом разбуженный покой,
Друзья, штурмующие горные отроги,
-Гвардейский флаг над кручей снеговой.

Смотрели люди теплыми глазами
-На то, как, увидавший горы в первый раз,
Шел русый юноша из города Рязани
-С грузином рядом в битву за Кавказ.

И понял он, что сторона родная -
Не сад в селе, не ива над прудом, -
-Простор родной страны от края и до края
Мы с давних пор отечеством зовем.

У древнего селенья Алазани,
Где к винограднику тропинка пролегла,
-Поет солдат - гвардеец из Рязани:
"На холмах Грузии лежит ночная мгла...".

ГДЕ Ж ТЫ, МОЙ САД?*

Где ж ты, мой сад, вешняя заря?
- Где же ты, подружка, яблонька моя?
- Я знаю,
Родная,
Ты ждешь меня, хорошая моя.

Снятся бойцу карие глаза,
На ресницах темных - светлая слеза.
Скупая,
Святая,
Девичья горючая слеза.

Пусть нелегко до тебя дойти,
Я вернусь, родная, жди и не грусти.
С победой
Приеду,
Любовь твоя хранит меня в пути.

ДАВНО МЫ ДОМА НЕ БЫЛИ...* *

Горит свечи огарочек,
- Гремит недальний бой.
- По нашей, фронтовой.
- Не тратя время попусту,
- По-дружески да попросту
- Поговорим с тобой.

Давно мы дома не были...
Шумит над речкой ель,
Как будто в сказке-небыли,
За тридевять земель.
На ней иголки новые,
- А шишки все еловые,
Медовые на ней.

Где елки осыпаются,
Где елочки стоят,
Который год красавицы
Гуляют без ребят.
Без нас девчатам кажется,
Что месяц сажей мажется,
А звезды не горят.

Зачем им зорьки ранние,
- Коль парни на войне,
- В Германии, в Германии,
- В проклятой стороне.
- Лети, мечта солдатская,
- К дивчине самой ласковой,
- Что помнит обо мне.

Горит свечи огарочек,
- Гремит недальний бой.
- Налей, дружок, по чарочке,
- По нашей, фронтовой.

СОЛОВЬИ* * *

Пришла и к нам на фронт весна.
Солдатам стало не до сна -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

Но что война для соловья -
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят...

Ведь завтра снова будет бой.
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят...

НЕЗДЕШНИЕ МЫ* * * *

Вышло солнце вешнее,
Льнет к цветочку каждому,
-Но люди мы нездешние,
И все здесь не по-нашему.

Весна у нас раздольнее,
Разливы - любо-дорого.
Все вымоется волнами,
Что пахло гарью-порохом.

Что сожжено, загублено,
Взрастим работой доблестной.
Смолою сосен срубленных
Запахли наши области.

Девчата все нарядные.
Сплясать и спеть - пожалуйста!
Вот жаль, гармонь трехрядная
В Европе задержалася...

МАТЕРИНСКАЯ ДУМА

К непогоде ломит спину.
- У соседки разузнать:
- Может быть, пасьянс раскинуть
- Или просто погадать -
На бубнового валета,
На далекого сынка.
Что-то снова писем нету,
- Почитай, уж три денька.
- Как-то он? Поди, несладко?
- Недоест и недоспит.
Ведь землянка да палатка
- От невзгод не охранит.
- И окоп не дом, не отчий,
Пусть не больно новый дом.
Смерть, поди, там зубы точит,
- Ходит, бродит за бугром.
Только ведь сынок нехрупкий,
Рос, как на опаре кис.
На стене его зарубки
Под карниз подобрались.
- Он не даст себя в обиду,
С честью носит свой погон.
- Это только разве с виду
- Не обидит мухи он...
Так сама с собой украдкой
Мать-старушка говорит.
- Бледно-желтая лампадка
- Под иконами горит.
За окном дожди косые.
Низко клонится лоза.
- Над большой землей - Россией,
- Грохоча, идет гроза.

СНЕЖНЫЙ ГОРОД

Покачнулся сумрак шаткий.
В сизой дымке, вдалеке,
Город мой весь в белых шапках,
В буклях веток, в парике.

Здесь звенело, пело детство
В расцветающих садах.
Как сыскать мне к детству след свой,
Затерявшийся в лугах?

В юность как сыскать дорогу?
В сны заветные мои?
К первым встречам и тревогам,
К первой сказочной любви?

Я хочу увидеть снова
Тени первого костра,
Дом, где вывеска портного,
Словно радуга, пестра.

Там, где кошки на окошках
Дуют в жесткие усы,
Где разгульная гармошка
Поджидает две косы,

Две литые, подвитые
В самый раз, не чересчур,
Две такие золотые -
Восемь лет забыть хочу.

А когда цветут здесь вишни,
Льется яблоневый цвет,
Вновь мой город, друг давнишний,
В платье снежное одет.

Все, что тонет, - не потонет,
В сердце чувства глубоки!..
Город мой как на ладони
С тонкой линией реки.

Есть особенная нежность
К милым с детства нам местам.
Я за этот город снежный
Сердце, душу -
Все отдам!

КОГДА ВЕСНА ПРИДЕТ* * * * *

Когда весна придет, не знаю.
Пройдут дожди... Сойдут снега...
Но ты мне, улица родная,
И в непогоду дорога.

Мне все здесь близко, все знакомо,
Все в биографии моей:
Дверь комсомольского райкома,
Семья испытанных друзей.

На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.

Теперь и сам не рад, что встретил,
Что вся душа полна тобой...
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь...

Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.

Я не хочу судьбу иную.
Мне ни на что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.

На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя!

ЗА РОГОЖСКОЙ ЗАСТАВОЙ* * * * * *

Тишина за Рогожской заставою,
-Спят деревья у сонной реки,
-Лишь составы идут за составами
-Да кого-то скликают гудки.

Почему я все ночи здесь полностью
-У твоих пропадаю дверей,

-Семиструнной гитары моей.

Тот, кто любит, в пути не заблудится,
-Так и я никуда не пойду,
-Все равно переулки и улицы
-К дому милой меня приведут.

Подскажи, расскажи, утро раннее,
-Где с подругой мы счастье найдем?
-Может быть, вот на этой окраине
-Или в доме, в котором живем?

Не страшны нам ничуть расстояния,
-Но куда ни привел бы нас путь,
-Ты про первое наше свидание
-И про первый рассвет не забудь.

Как люблю твои светлые волосы,
-Как любуюсь улыбкой твоей,
-Ты сама догадайся по голосу
-Семиструнной гитары моей.

В ГОРОДСКОМ САДУ* * * * * * *

В городском саду играет
-Духовой оркестр.

-Нет свободных мест.
-Оттого что пахнут липы
-И река блестит,
-Мне от глаз твоих красивых
-Взор не отвести.


-И думать не додумался,
-Что встречу я тебя.

Знай, такой другой на свете
-Нет наверняка,
-Чтоб навеки покорила
-Сердце моряка.
-По морям и океанам
-Мне легко пройти,
-Но к такой, как ты, желанной,
-Видно, нет пути.

Прошел чуть не полмира я -
-С такой, как ты, не встретился
-И думать не додумался,
-Что встречу я тебя.

Вот рассвет весенний гасит
-Звездочки в пруду.
-Но ничто не изменилось
-В городском саду.
-На скамейке, где сидишь ты,
-Нет свободных мест.
-В городском саду играет
-Духовой оркестр.

ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ,
ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ?* * * * * * * *

Майскими короткими ночами,

Боевые спутники мои?

Я хожу в хороший час заката
У тесовых новеньких ворот, -
Может, к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесет?

Мы бы с ним припомнили, как жили,
Как теряли трудным верстам счет.
За Победу б мы по полной осушили,
За друзей добавили б еще.

Если ты случайно неженатый,
Ты, дружок, нисколько не тужи:
Здесь у нас в районе, песнями богатом,
Девушки уж больно хороши.

Мы тебе колхозом дом построим,
Чтобы было видно по всему -
Здесь живет семья советского героя,
Грудью защитившего страну.

Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои...
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?

***
Если б я родился не в России,
Что бы в жизни делал? Как бы жил?
Как бы путь нелегкий я осилил?
И, наверно б, песен не сложил.

В эти дали смог ли наглядеться,
В дали дальние непройденных дорог?
И тебя, тревожащую с детства,
Я бы встретить, милая, не смог.

Давайте же выпьем, чего нам стесняться,
Здесь мертвые только стакан не пригубят.
За наших любимых, которые снятся,
Которыми бредим,
Которые любят.
За синие дали, за нивы, за рощи,
За спелые вишни, за спелые губы.
За красное знамя, что ветер полощет
На крыше большого колхозного клуба.
За наших отцов и за молодость нашу,
За белые скатерти в комнатах чистых.
А эту последнюю полную чашу -
За всех запевал
И за всех гармонистов

Примечания

* Песня. Музыка В. Соловьева-Седого.
* * Песня. Музыка В. Соловьева-Седого.
* * * Песня. Музыка В. Соловьева-Седого.
* * * * На стихи написана музыка Ф. Романовым.
* * * * * Песня из к/ф "Весна на Заречной улице". Музыка Б. Мокроусова.
* * * * * * Песня из к/ф "Дом, в котором я живу". Музыка Ю. Бирюкова.
* * * * * * * Песня. Музыка М. Блантера.
* * * * * * * * Песня. Музыка В. Соловьева-Седого.
* * * * * * * * * Кн. вторая. М., Советский писатель, 1979. С. 312-313.

Антология русского лиризма. ХХ век (издание второе расширенное)
Автор идеи и составитель: Александр Васин-Макаров Трехтомное издание,
Издательство "Студия", Москва, 2004, Том 3, стр. 595

Электронная версия стихов с сайта http://www.studia-vasin.ru/fatianov-alexey-ivanovich-ant.htm

Фатьянов Алексей Иванович - поэт-песенник.

Всего написал около 200 песен, работал с композиторами В.Соловьевым-Седым, Б.Мокроусовым, А.Новиковым, Н.Богословским, М.Блантером, С.Кацем, И.Дзержинским и др. Рос в с. Малое Петрино (ныне г. Вязники).

В 1929 семья переехала в Подмосковье. В 1937 на Дальнем Востоке давал гастроли Театр Красной Армии. Фатьянов был еще не артист, а ученик театральной школы, но театр взял его с собой.

В 1938 окончил ГИТИС (Государственный институт театрального искусства).

В 1940 Фатьянов - в ансамбле красноармейской песни и пляски Орловского военного округа, ведущий концертной программы и чтец ансамбля.

Великая Отечественная война застала ансамбль в авиационном гарнизоне в Брянской обл. За 25 дней войны ансамбль дал 54 концерта. Фатьянов пишет сатирические частушки, сценки, песни, неистощимы его вдохновение и работоспособность. На передовых позициях Брянского фронта хорошо встречают поэму Фатьянов «Скрипка бойца», его песню «Сходит с линкора моряк» (музыку написал баянист ансамбля А.Рыбалкин). Фатьянов просит отправить его на фронт - его оставляют в ансамбле В начале 1942 артисты выступили перед воинами прославленной Панфиловской дивизии. Это был последний фронтовой концерт Фатьянова - после разгрома фашистов под Москвой ансамбль был направлен в войска Южно-Уральского округа. На берегу реки Урал произошла встреча Фатьянова и В.Соловьева-Седого, который вспоминал: «Ко мне подошел солдат в кирзовых сапогах - красивый, рослый молодец, голубоглазый, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочел, встряхивая золотистой копной волос, свою песню "Гармоника". Песня мне понравилась лиризмом, напевностью, юмором. Еще больше мне понравился автор. Чувствовалась в нем богатырская сила...» (Хентова С. Соловьев-Седой в Петрограде-Ленинграде. Л., 1984. С.94). Командование военного округа поручило Фатьянову и В.Соловьеву-Седому написать песню для воинов-уральцев. «Южно-Уральская» сразу стала любимой песней, и сводный полк, отправлявшийся на фронт, прошел с ней по г.Чкалову под духовой оркестр.

Содружество Фатьянова и Соловьева-Седого уже в 1942 дало 2 песни - «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Музыка к песне «Соловьи» была написана в один присест. Через несколько дней Всесоюзное радио уже передавало эту песню. Маршал Г.К.Жуков назвал «Соловьев» среди трех лучших песен Великой Отечественной войны. После «Соловьев» последовали песни «Ничего не говорила» (1943), «Давно мы дома не были...», «Где ж ты, мой сад?» (1944). Среди песен 1945, победного года «Далеко родные осины» и знаменитая песня о Ленинграде - «Наш город»: «В целом мире нет, нет красивее Ленинграда моего». Солдаты признавали своими песни Фатьянова, переписывали их тексты из армейских газет: «Они с нами шли в годы войны по лесам, полям и болотам, помогали нам жить, воевать, работать, поддерживали нас в трудную минуту...» (Когда весна придет. С.70).

После войны Фатьянов создает такие замечательные песни, как «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «В городском саду», «Золотые огоньки», «По мосткам тесовым...», «Поет гармонь за Вологдой», «Мы люди большого полета», «Путевая-дорожная». Тема авиации в творчестве Фатьянова началась еще во время войны, он написал несколько песен о летчиках и затем с успехом пишет для кинофильма о летчиках «Небесный тихоход» песни - «Перелетные птицы» и «Потому что мы пилоты». К спектаклю «Свадьба с приданым» написал песни «Хвастать, милая, не стану», «На крылечке твоем», «Зацветает степь лесами». Особенно популярной стала песня «Когда весна придет» из фильма «Весна на Заречной улице». Для фильма «Дом, в котором я живу» написал песню «За Рогожской заставой». Для кинофильма «Иван Бровкин» были написаны песни «Ромашка моя», «Сердце друга», «Шла с ученья третья рота», для кинофильма «Бровкин на целине» - песня «Степи оренбургские».

Сердечно встречали песни Фатьянова его современники. М.Луконин вспоминал: «Как мы пели "Соловьи, соловьи!" А как замечательно пел он сам - помню слезы на глазах у Александра Твардовского» (Там же. С.61). Фатьянов обладал душой нежной и широкой - это и сказалось в его песнях, в тайне их обаяния, в волшебстве воздействия на слушателей. Феноменальна песенность лирического склада Фатьянов: «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри самой поэтической строки» (Там же. С.49). К этим словам М.Матусовского можно добавить, что образно-напевные тексты сами подсказывали композиторам оптимальные мелодии, оставалось лишь запечатлеть их на нотном листе. Природную одаренность дополняла постоянная работа над словом, при внешней непритязательности текстов Фатьянова они - плод большого мастерства, «поисков в области ритма с всевозможными затактами, паузами, неожиданными сдвигами и перенесениями ударений в области строения песенной строфы, запева и припева, новых свежих и оригинальных рифм» (Там же. С.50). Творчество Фатьянова - еще одно свидетельство неизбывной песенной силы России: «Ему не везло - при жизни у него вышла только маленькая книжечка стихов во Владимирском издательстве. Его часто кусали в газетах и журналах... Но ему чертовски везло, он родился в рубашке,- он был одним из любимейших поэтов народа, поэтов, чьи песни пелись буквально на всех углах» (Ошанин Л. Как создавалась песня. М., 1967. С.170).

Земляки много сделали для увековечения памяти поэта - его имя присвоено школе, в которой он учился, улица в Вязниках, где он жил, также носит ныне его имя. «Ну кто сказал о том, что нет Фатьянова? Поэты в песнях продолжают жить!» (Когда весна придет. С.17).

В.А. Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 561-563.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Русской песни запевала (Татьяна Дашкевич. Из книги "Фатьянов"). "Роман-газета" № 13. 2006 г.

Избранное. М., 1985;

Соловьи. М., 1960;

Поет гармонь. Стихи / Предисл. Л. Ошанина. Владимир, 1955;

Соловьи. М., 1969;

Стихи и песни / Предисл. В. Бокова. М., 1962;

Это все Россия… Стихи и песни. Его друзья о нем. Ярославль, 1969.

Это все Россия: Стихи и песни. Владимир, 1961;

Это все Россия: стихи и песни. Владимир, 1962;

Соловьи, соловьи: Песни и стихи. Тула, 1977;

Когда весна придет. Ярославль, 1979;

Однополчане: стихотворения и поэмы. М., 1980;

Как песня молодой: книга стихов. М., 1985;

Чудное мгновенье. М., 1988. Т.2. С.393-395;

Соловьи [и др. стихи] // Гимн любви. М., 1991. Т.1. С.417-418;

Я не хочу судьбу иную...: Стихи и песни. М., 1999.

Литература:

Миронер Ф., Хуциев М. Песни в строю // Искусство кино. 1960. №2;

Ваншенкин К. Из книги «Наброски к роману» // Юность. 1972. №2;

Парыгин В. Будто встретился с другом военной поры // Октябрь. 1979. №5;

Матусовский М. Книга, которую можно спеть // Знамя. 1981. №8;

Железнов П. Наставники и друзья. М., 1982. С.222-227;

Малышева Т. Алексей Фатьянов: Страницы жизни, страницы творчества. М., 1984;

На крылечке твоем: О песнях А.Фатьянова. Ярославль, 1990;

Сидоровский Л. «Пусть солдаты немного поспят...» // 24 часа. 1995. №17;

Петрова В. Алексей Фатьянов // Фатьянов А. Я не хочу судьбу иную...: Стихи и песни. М., 1999. С.337-340;

Русакова Е.В. Памяти Алексея Ивановича Фатьянова // Русский вестник. 1999. №41.

При жизни известный поэт Алексей Фатьянов, биография которого оборвалась в 40 лет, издал всего один сборник стихов. Но его творчество было известно широкой публике благодаря огромному количеству песен на его слова, ставших по-настоящему любимыми народом.

Поэт-песенник Алексей Фатьянов: биография

Фото сороковых представляет нам абсолютно русскую внешность красавца-богатыря. Его даже на манер Ильи Муромца друзья называли Алексеем Фатьянычем. Рождённый в русской глубинке (окраина Вязников Владимирской губернии) в семье со старообрядческими корнями будущий поэт провел детские годы в доме деда Василия Васильевича Меньшова, крестьянина-аристократа, известного эксперта по льну, достигшего европейского признания. В 1919 он станет четвёртым ребёнком в семье Ивана и Евдокии Фатьяновых, известных по тем меркам предпринимателей. Это была просвещённая семья (собственный кинотеатр, библиотека), имеющая двухэтажный особняк в центре Вязников. В годы революции дом был экспроприирован, но во времена НЭПа возвращён вновь. После второй попытки конфискации имущества, в 1929, семья перебралась в Московскую область.

Алексей Фатьянов учился музыке, бегал в театры и на выставки, приобщаясь к культурной жизни столицы. Под влиянием Есенина и Блока в 10 лет он напишет первые стихи, но предпочтёт поэзии профессию актёра. Рано потеряв мать (1934), он перебрался к сестре в Москву, где прошёл обучение в школе-студии. С 1938-го он уже работал актёром Центрального театра Красной Армии, активно разъезжая по гастролям. Ему удавались концертные программы, где приходилось петь и читать стихи, ибо он обладал абсолютным слухом. Фатьянова призвали в ряды Красной Армии накануне войны.

Великая Отечественная

С первых дней войны вместе с оружием сражались за победу песни и стихи её участников. Только за несколько суток июня их было написано более сотни. И у каждой - своя жизнь. Чьи-то мелодии и рифмы не дошли до сердца солдата, а песни иных звучат до сих пор. Алексей Фатьянов встретил войну на Орловщине, где в составе Окружного ансамбля выступал на передовой, выполняя обязанности и артиста, и автора стихов, и режиссёра. Работа опасная, он даже был ранен, но всё равно рвался на фронт. С 1944 года поэт оказывается в действующей армии. За мужество в боях за освобождение Венгрии рядовой Фатьянов будет награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Новое ранение вернёт его в состав ансамбля Краснознамённого Балтийского флота, где он и встретит окончание войны.

Из стихов военных лет в копилку лучших произведений Великой Отечественной по праву вошли три его песни: «Соловьи» (1942), «На солнечной поляночке» (1942), «Давно мы дома не были» («Где же вы теперь, друзья-однополчане?», 1945), написанные композитором В. П. Соловьёвым-Седым, с которым он познакомится в Оренбурге. Первая станет любимой маршала Жукова, о чём он неоднократно расскажет в интервью.

Творческий тандем с Мокроусовым

Будучи очень музыкальным, Алексей Фатьянов вместе со стихами сразу напевал или насвистывал мелодию, которая удивительным образом накладывалась на слова. Но в 1946 он знакомится с композитором из Нижнего Новгорода Борисом Мокроусовым, который создавал песни, где первоначальную роль играла музыка. Они оказались настолько близки друг другу по духу, что слияние текста и музыки в их произведениях происходило на каком-то почти бессознательном уровне. В глазах окружающих они казались братьями: два широкоплечих красавца, полных молодости, сил и желания творить для простых людей из народа. Бывшие фронтовики создали тридцать песен, передающих жизнерадостность послевоенной эпохи и широту русской души: «Гость», «Наговоры», «Третий батальон».

Наибольшую же известность им принесла песня к фильму «Весна на Заречной улице» (1956). Режиссёр Марлен Хуциев признался, что авторами был гениально схвачен замысел картины и характер героев: «Весь фильм в этой песне». Она надолго стала визитной карточкой начинающего актёра Николая Рыбникова и исполняется в концертах до сих пор (Борис Гребенщиков, Заур Тутов).

«Самая желанная»

Среди выдающихся композиторов, с которыми захочет работать Алексей Фатьянов – поэт-песенник, рождённый своим временем – будет и Никита Богословский. Одна из самых лиричных песен «Три года ты мне снилась» (1946) вошла в фильм «Большая жизнь» и сразу распространилась в народе. Она была посвящена главной женщине автора, с которой он встретился после мобилизации из армии в 1946-м. Галина пела в хоре Н. Сац и была настоящей «генеральской дочкой». Правда, это был не родной отец, а отчим, но он принял активное участие в организации свадьбы, ибо средств у начинающего поэта не было. Тот женился в костюме с чужого плеча, но зато в ресторане гостиницы «Москва», отгуляв, как положено, на полную катушку.

В браке супруги проживут 13 лет, до кончины поэта в 1959-м. У них родятся двое детей - дочь Алёна и сын Никита.

У русского по натуре Фатьянова даже недостатки были исконно русскими. Всем известно, что он любил выпить и даже не проводил жену в роддом за первенцем. Но на него невозможно было сердиться, ибо любил он искренне и по-настоящему. Разве могла бы без чувств родиться песня, вошедшая в картину «Солдат Иван Бровкин», «Если б гармошка умела» (1955) на музыку А. Лепина?

Алексей Фатьянов обижался, когда его называли поэтом-песенником и переживал из-за сложного к себе отношения коллег: его то принимали, то исключали из Союза писателей. Сравнивали творчество поэта с «кабацкой меланхолией». Убирали из списков авторов при награждении государственными премиями. Перед смертью он закончил серьёзную поэму, текст которой, к сожалению, был утерян. Режиссёр Дмитрий Сухачёв восстанавливал его по памяти.

За свою недолгую творческую биографию поэт стал соавтором более 200 песен. Самым плодотворным оказалось сотрудничество с В. П. Соловьёвым-Седым – 80 совместных произведений. Из неупомянутых, его композиторами были также М. Блантер, Ю. Бирюков, Ю. Милютин, А. Холминов. В 18 кинофильмах, вышедших на экран в те годы, звучали его песни.

Интересно его высказывание о том, можно ли научиться быть поэтом. Знакомая поэтесса сообщила радостную весть, что поступила в Литературный институт. Он, высоко оценивающий её творчество, посоветовал быстрее покинуть учебное заведение и не занимать чьё-то место: «Это всё равно как Моцарту поступить в консерваторию, чему бы его там научили?»

Смерть поэта

В ночь на 13.11.1959 Алексея Фатьянова не стало. Случился сердечный приступ, который никто не мог предвидеть. Через несколько дней из конференц-зала Союза писателей его проводили в последний путь. Это были самые массовые похороны со времени смерти М. Горького, собравшие десятки тысяч почитателей его таланта. Алексей Фатьянов – поэт своего народа – похоронен на Ваганьковском кладбище.

Ежегодно Вязники становятся центром проведения Фатьяновского фестиваля, куда съезжаются композиторы, поэты, певцы и просто любители его творчества. Дом семьи Фатьяновых превратился в музей русской песни, а Союз писателей учредил литературную премию им. А. Фатьянова. В 1995-м справедливость была восстановлена, и поэт посмертно был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством», а сборники его стихов издаются тысячными тиражами. Лучшие эстрадные певцы продолжают включать в свой репертуар его творения – песни глубокой сердечности, согревающие своим теплом.

Поэт Алексей Фатьянов прожил всего 40 лет, но его песни до сих пор популярны

"13 ноября 1959 года скончался поэт Алексей Фатьянов. Его смерть была очень легкой. Вечером 10 ноября он лег спать, а утром 11 ноября супруга обнаружила его уже не подающим признаки жизни. Врачи констатировали, что трагедия произошла из-за больного сердца. Если бы приступ произошел не ночью, а днем, поэта, скорее всего, спасли бы. Но жизнь отмерила ему всего ничего. И вечным памятником Алексею Фатьянову стала народная любовь к песням, которые поют до сих пор, даже не зная имени поэта.

Когда весна придет, не знаю.
Пройдут дожди... Сойдут снега...
Но ты мне, улица родная,
И в непогоду дорога.

На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей,
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.

Теперь и сам не рад, что встретил, –
Моя душа полна тобой.
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь!

Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.

Я не хочу судьбу иную,
Мне ни на что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.

На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя.

Эти строки он написал, когда шли съемки фильма о простом рабочем парне, который полюбил учительницу вечерней школы, но не сразу посмел признаться ей в этом, все ж-таки он работяга, а она – интеллигент, по радио заказывает музыкальные номера из классики…

Далеко не все знают, что песня родилась не за 15 минут, как, скажем, «В землянке» у поэта Алексея Суркова, а вынашивалась Фатьяновым не один день и даже месяц. Вначале в ней были совсем другие слова, но путем долгих мучительных поисков поэт вычеркивал одно слово, заменял его другим, пока, наконец, не появилось то, к чему мы так привыкли. Но до чего же органичной она получилась! Простые, немудреные слова, у меня до сих пор очень любит эту песню отец, к моменту выхода фильма на экран ему было всего 18 лет. Но в его судьбе спустя пять лет, после службы в армии, была и заводская проходная, которая вывела его в люди, и мартеновские печи, которые располагались рядом с его цехом.

Или другая песня, без которой невозможно представить ни одно празднование Великой Победы. Любой концерт, будь он на четверть часа или на полдня, обязательно включал в себя песню, от которой у фронтовиков щемило сердце. Ее обычно запевал родной брат моего дедушки, тоже фронтовик, уцелевший в страшной мясорубке Великой Отечественной, на которую попал 19-летним парнем…

Майскими короткими ночами.

Боевые спутники мои?

Я хожу в хороший час заката
У тесовых новеньких ворот.
Может, к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесет?

Мы бы с ним припомнили, как жили,
Как теряли трудным верстам счет.
За победу б мы по полной осушили,
За друзей добавили б еще.

Если ты случайно не женатый,
Ты, дружок, нисколько не тужи:
Здесь у нас в районе, песнями богатом,
Девушки уж больно хороши.

Мы тебе колхозом дом построим,
Чтобы было видно по всему, –
Здесь живет семья советского героя,
Грудью защитившего страну.

Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои...
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?

А одной из самых любимых песен народного маршала – Георгия Константиновича Жукова – были «Соловьи», стихи к которым написал именно Алексей Иванович Фатьянов.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна –
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.


Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой, –
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, не долюбив,
От наших жен, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

Эта песня родилась в грозном 1942 году, а я, честно говоря, думал, что произошло это чуточку позже, когда война катилась уже по Европе, и до Победы было рукой подать…

Еще более удивительный факт, что за всю короткую жизнь Алексей Фатьянов выпустил только один-единственный сборник. Слова его песен переписывали в тетрадки, но он не осаждал издательства с просьбой выпустить сборник поэта-фронтовика. Но тот единственный, прижизненный сборник, он готовил очень тщательно, сам делал корректуру, вносил правки, словом, приводил в божеский вид…

Однажды молодая поэтесса, которую он опекал, с радостью сообщила Алексею Ивановичу, что ее приняли в Литературный институт имени Горького. Думала, Фатьянов обрадуется, но он стал ее отговаривать: «Ты займешь там чье-то место. Может, кому-то институт будет нужнее…»

– Как же так? – удивилась девушка.
– Скажи мне, Пушкин учился в Литинституте?
– Нет!
– А Есенин?
– Нет!
– Я?
– Нет!
– То-то! Таланту пойти в Литинститут, это все равно, что Моцарту записаться в консерваторию! Пиши – и радуйся!

Кстати, самого Фатьянова не раз то выгоняли из Союза писателей, то восстанавливали в нем…

В советские времена не принято было говорить о старшем поколении Фатьянова. Просто говорили: поэт из народа. Но, между тем, его оба деда были очень уникальные люди.

Дед поэта по матери, Василий Васильевич Меньшов, родился в крестьянской семье, но стал европейски известным экспертом по льну, мог на ощупь определить не только качество льна, но и сказать, где он выращен, в каком месяце собран. Руки берег, грубой работы сторонился, перчаток никогда не снимал. Аристократ!

Другой дед, Николай Иванович Фатьянов, владел меднопрокатной фабрикой и иконописными мастерскими. Приданое родителей Фатьянова увезли в Вязники на двенадцати подводах. Отец Алексея – Иван Фатьянов – лично выстроил двухэтажный дом в самом центре Вязников, к началу Первой мировой войны у Ивана были кинотеатр, богатая библиотека, собрание музыкальных инструментов, которыми пользовался весь город, его рабочие выпускали обувь.

Алексей родился 5 марта 1919 года и был самым младшим в семье. Воспитывался в доме деда, в слободе Малое Петрино, в городе было неспокойно. Малышу уделяли большое внимание (старшие внуки к тому времени уже подросли), он имел прекрасное музыкальное образование, оттого, наверное, и песни получались мелодичные…

В 30-е годы, когда семья перебралась в Москву, Алексей поступил в театр-студию, стал актером Центрального театра Красной Армии, потом солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски. В ансамбле и встретил начало войны. Мало кто знает, что и у Фатьянова случалось «до смерти четыре шага», однажды их ансамбль попал в окружение и через передовые немецкие части приходилось пробивать к своим с боем. В тот раз Алексей был первый раз ранен…

В 1942 году родился творческий союз: Фатьянов – Соловьев-Седой. Вдвоем они написали много интересных песен. Например, «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Где ж ты, мой сад?», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и другие…

Вот как вспоминал об их знакомстве Василий Васильевич Соловьев-Седой спустя несколько лет…

– Я познакомился с ним в Оренбурге... Он мне сразу понравился – молодой, красивый парень-богатырь. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастерку третьего срока носки. Щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, чуть озорные глаза светились, глядя на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом... Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь. На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык. Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия...

А сколько задушевных строк подарил нам Алексей Фатьянов после 1946 года, когда он встретил «самую любимую, самую желанную». Они познакомились случайно, в одной компании, 27-летний Алексей и 20-летняя Галя. Представился ей сразу: «Я на фронте в звании генерала был». Она не поверила, рассмеялась. А через две недели он уже помчался к своей будущей теще, просить руки и сердца девушки. Мать невесты опешила: «А Галя знает? Мне она ничего такого не говорила…» На что Алексей заверил: «Еще не знает, но будет согласна!».

Мне тебя сравнить бы надо
С песней соловьиною,
С тихим утром, с майским садом,
С гибкою рябиною.
С вишнею, с черемухой,
Даль мою туманную,
Самую далекую,
Самую желанную.

Как все это случилось,
В какие вечера?
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера.
И сердцу вдруг открылась,
Что мне любить пора.
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера.

Мне тебя сравнить бы надо
С первою красавицей,
Что своим веселым взглядом
К сердцу прикасается,
Что походкой легкою
Подошла нежданная,
Самая далекая,
Самая желанная…

Песня, как бывает не часто, сразу же после написания музыки Никитой Богословским попала во вторую серию фильма «Большая жизнь» и тут же полюбилась в народе.

А его песни к другим фильмам? Возьмем того же «Солдата Ивана Бровкина».

Не для тебя ли в садах наших вишни
Рано так начали зреть?
Рано веселые звездочки вышли,
Чтоб на тебя посмотреть.

Если б гармошка умела
Все говорить не тая,

Где ты, ромашка моя?

Птицы тебя всюду песней встречают,
Ждет ветерок у окна.
Ночью дорогу тебе освещает,
Выйдя навстречу, луна.

Мне, дорогая, сердечные муки
Спать до утра не дают.
Ведь о тебе все гармони в округе
Лучшие песни поют.

Если б гармошка умела
Все говорить не тая,
Русая девушка в кофточке белой,
Где ты, ромашка моя?

С Галей они прожили недолго, каких-то 13 лет. Но они так крепко любили друг друга, у них родились дочь и сын…

Я хочу привести одно из последних стихотворений Фатьянова, написанное им незадолго до кончины. Оно называется «Ода хлебу».

Утро голову кружит, дурманит,
Как вино, опьяняет меня.
Утопая в рассветном тумане,
Молодые шумят зеленя.
Я хочу, чтоб они не клонились,
Чтобы рос поскорее
И креп
Наш надежный помощник,
Кормилец,
Богатырь наш,
Наш батюшка – Хлеб.

Вам также будет интересно:

Анализ стихотворения
Стихотворение поэта Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь» - текст, который стал...
Народные ритуалы и приметы на рождество пресвятой богородицы
Ритуалы и обряды на Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября Ранее в день...
Рецепт аппетитной тушеной картошки с овощами и мясом в мультиварке редмонд
Свинина с картошкой - казалось бы, самое обычное блюдо, которое сумеет приготовить любая...
Слоеный салат с черносливом и орехами Салат с черносливом и сыром без курицы
Салат с черносливом относится к тем блюдам, которые подойдут для любого праздника. Их можно...
Нумерология денег и богатства
Магия цифр и денежная магия уже давно сплелись воедино и стали неотъемлимой частью друг...