Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Справочник по русскому языку. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

208. Прочитайте.

Несколько дней ст..яли м..розцы. Вчера пот..ллело и начал падать сн..жок, который у охотников называется порошей. Весь день землю пор..шило м..л..дым сн..жком.

(М. Пришвин)

  • Почему написание выделенных и пропущенных букв надо проверять? Как это сделать?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

по ро́ша

209. Прочитайте. Спишите.

  • Какой звук обозначает каждая выделенная буква? Укажите его в квадратных скобках над словом.
  • Расскажите, в каких словах написание выделенных букв надо проверять и почему. Подчеркните эти буквы.

210. Прочитайте. Как узнать, какой буквой следует обозначить парный согласный звук в каждом слове?

  • Подберите к каждому слову по два проверочных слова: одно - изменив форму слова, другое - подобрав одноко-ренное слово.
  • Запишите сначала проверочные слова, затем проверяемое слово.

Образец. (Пояса, поясок) пояс, ... .

211. Прочитайте.

      На красных лапках гусь тяжёлый,
      Задумав плыть по лону вод,
      Ступает бережно на лёд,
      Скользит и падает; весёлый
      Мелькает, вьётся первый снег,
      Звездами падая на брег.
      (А. Пушкин)

  • Обсудите, в каких словах надо проверять написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Объясните, как это сделать.

212. Прочитайте выразительно стихи из упр. 211. Какие слова употребляет автор для описания первого снега?

  • А теперь расскажите о своих впечатлениях: каким вы увидели в этом году первый снег? Как он преобразил всё вокруг?
  • Составьте рассказ на тему «Первый снег». Запишите его.

213. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокорен-ное слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед глухим согласным звуком.

Грибок, дороженька, ягода, колосок, тетради, ошибаться, подсказать, сапожок, мягонький, ледяной, обедать, гвоздик, голубочек, ложечка, узенький, записать, хлебец.

  • Запишите однокоренные слова по образцу. Подчеркните в корне каждого слова букву, которой вы обозначили парный по глухости-звонкости согласный звук.

Образец. (Скользить) скользкий.

214. Прочитайте.

Кана(ф, в)ка, ко(ф, в)та, ко(к, г)ти, ло(к, г)ти, зама(с, з)ка, про(с, з)ьба, ре(с, з)ьба, блю(т, д)це, перча(т, д)ка, лягу(ш, ж)ка, крова(т, д)ка, стри(ш, ж)ка, сковоро(т, д)ка, сала(с, з)ки, улы(п, б)ка.

  • Объясните, какую букву надо вписать в каждое слово и почему. Запишите слова правильно.

215. Прочитайте.

А в лесу мороз кружева развесил - ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь - летит на шапки алмазная лёгкая пыль.

(И. Соколов-Микитов)

  • Объясните, как вы понимаете значение выделенного фразеологизма. В каких случаях так говорят? А что обозначает слово невзначай ?
  • Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

216. Прочитайте.

  1. Хороший - хорош, свежий, слабый, счастливый, грубый, трусливый, молодой, правдивый.
  2. Сберегу - сберёг, отнесу, отвезу, замёрзну, подстерегу, ползу.
  3. Много ягод, слёз (книги, лужи, сороки, канавы, колёса, коровы, рыбы).
  • Измените слова так, чтобы на конце этих слов был парный по глухости-звонкости согласный звук.
  • Запишите. Подчеркните букву, обозначающую этот звук в проверочном и проверяемом словах.

217. Прочитайте. Подберите заголовок к стихотворению.

      Дружит белка с ши(ш, ж)кой,
      За..ц - с кочеры(ш, ж)кой,
      Жеребёнок - с тра(ф, в)кой,
      В..р..бей - с козя(ф, в)кой,
      Шмель с цв..точною пыльцой...
      (В. Лунин)

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните, почему вы выбрали именно её.
  • Придумайте продолжение стихотворения о том, кто с кем дружит.

218. Прочитайте. Как узнать, какой буквой надо обозначить выделенный звук в каждом слове?

Ре[с]кий голо[с], ре[т]кий ле[с], сколь[с]кий лё[т], у[с]кий прохо[т], ги[п]кий пру[т], ло[ф]кий челове[к], мя[х]кий хле[п], лё[х]кий гру[с], сла[т]кий пиро[к], бли[с]кий дру[к].

  • Спишите словосочетания, обозначая в каждом слове парный согласный звук буквой.

219. Прочитайте. Придумайте заголовок к стихотворению.

      Приветливые птичьи г..л..са.
      В лучах зари берё..ки-б..лосне..ки.
      И с папоротника крупная р..са
      Спускается в тарелку сырое..ки.
      (В. Агапов)

  • Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
  • В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для обозначения буквой безударного гласного звука и парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слов?

220. Прочитайте.

1. Золушка, в, и, большую, огород, побежала, выбрала, тыкву. (Ш. Перро) 2. Лебедь, в, Рак, Щука, облака, пятится, воду, в, рвётся, назад, а, тянет. (И. Крылов) 3. Нина, украдкой, прошла, рощу, в. 4. Чук, тёплую, позабыл, на, опушке, варежку, леса. (А. Гайдар)

  • Составьте из слов предложения. Можете ли вы назвать произведения, из которых они взяты?
  • Запишите предложения. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Найдите сложное предложение. Объясните употребление в нём знаков препинания.

221. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

1. Гла(с, з) мал, да далеко видит. 2. Договор дороже дене(к, г). 3. Вешний лё(т, д) обманчи(ф, в). 4. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ш, ж) умом. 5. Огоро(т, д) - для семьи дохо(т, д). 6. 0(ф, в)сяная каша сама себя хвалит. 7. Ска(с, з)ка - скла(т, д)ка, а послушать сла(т, д)ко.

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Подготовьтесь доказать, что правильно выполнили задание.
  • Подготовьтесь объяснить смысл любой пословицы.

222. Рассмотрите рисунок.

  • Какой текст можно составить по рисунку: рассказ? сказку? Какого типа будет текст: описание? повествование? рассуждение? повествование с элементами описания?
  • Определите тему всего текста и его частей.
  • Составьте текст. Придумайте к нему заголовок.
  • Подготовьтесь рассказать придуманную историю.

Правило

По общему правилу правописания безударных гласных во всех однокоренных словах в корне пишутся одни и те же гласные.

Проверить безударную букву можно ударением. Для этого нужно подобрать такое однокоренное слово , в котором искомая гласная будет находиться под ударением. Ударную букву хорошо слышно, и у вас не будет никаких сомнений. Если такое слово подобрать невозможно, перед вами - непроверяемая безударная гласная , которую нужно запомнить.

Примеры

Ка ток - ка тит.

Мо ток - намо тка (не проверяем глаголом с -ыва: наматывать).

Пе вец - пе ть.

Пте нец - пте нчик.

Тря стись - тря ска.

История правила

Впервые на гласные в корнях обратил внимание Михаил Ломоносов в Российской грамматике . Но правило им сформулировано не было. Развивая мысль Ломоносова, авторы следующих учебников уже формулируют подобие правила. Вот так:

В общем, писать некоторые слова с безударными гласными не как все считалось "непристойным", но правила еще нет.

Николай Греч уже предлагал проверять безударные гласные ударными в однокоренных словах, но у него также ещё нет единого правила: отдельный абзац он посвящает каждой паре гласных, которые можно спутать.

Но за 100 лет формулировка была отточена.

По поводу правила о безударных гласных не ведётся особых споров. Всем оно понятно, всем нравится. Но именно на это правило допускается большая часть ошибок.

На что обратить внимание

  • Ни в коем случае не проверяйте ударением гласные в корнях с чередованием гласных .
  • Не проверяют ударением слова с полногласием однокоренными с "выпавшей" гласной. Например, в слове золо то пишем буквосочетание ОЛО, хотя есть слово зла то .
  • При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчёт формы несовершенного вида на -ывать (-ивать) с ударяемым а, например: то птал , потому что то́ пчет (хотя выта́ птывал), мо лчать, мо лчат, потому что мо́ лча (хотя ума́ лчивать).
  • При подборе однокоренного слова помните о лексическом значении корня. Существует много похожих и даже почти одинаковых корней, имеющих разные значения и разные гласные. Например, приме рять одежду (проверяем словом приме рка ), прими рять друзей (проверяем словом ми р ), уми рать и уме реть (чередование мер-мир зависит от суффикса а , нельзя проверять ударением).
На нашем сайте есть специальный курс, который поможет довести подбор проверочных слов до автоматизма. Посмотреть курс

Вот наиболее полный список слов с похожими корнями:

Залезать (лезть) в нору – зализать (лижет) рану

Начал облезать (облез) – облизать (лижет) леденец

Слезать (лезть) с дерева – слизать (лижет) сметану

Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство

Навевать (веять) грустные мысли – навивать (вить) волосы на плойку

Развеваться (веять) на ветру – развиваться (развитие) по возрасту

Полоскать (полощет) бельё – ласкать (ласка) кошку

Посветить (свет) фонариком – посвятить (свято) стихи даме

Спешите (спешка) на работу – спишите (списывать) в тетрадь

Чистота (чисто) в доме – частота (часто) радиоволн, визитов

Умолять (молит) о помощи – умалять (мал) заслуги

Посидеть (сидя) на скамейке – поседеть (сед) от горя

Увядать (вянет) на жаре – увидать (вид) друга

Примерять (мерка) платье – примирять (мир) врагов – умирать, умереть (мер/мир)

Проредить (редкий) морковь – разрядить (разряд) ружьё

Накалить (накал) железо – наколоть (укол) дрова

Цветущая долина (дол) – далёкий (даль) маяк

Свела (вёл) с ума – свила (вить) гнездо

Она очень мила (мил) – Она мела (мёл) пол

Датировать (дата) документ – дотировать территорию

Прожевать (жёваный) мясо – проживать (жить) в квартире

Подражать старшим - раздражать (дразнит) – дрожать (дрожь) на ветру

Сплотить (плотно) коллектив – заплатить (плата) долг

Скрепить (крепко) листы – скрипеть (скрип) на ветру

Прекращать ремонт – укрощать (кроткий) тигра – сокращать (кратко) дробь

Трепать (трёпка) на ветру – какое-то тряпьё (тряпка)

Вызволять (воля) пленника – взвалить (вал) на себя груз – валять (валяный) шерсть

Старожил (стар) города – сторожил (сторож) склад

Обежать (бег) магазины – обижать (обида) слабых

Газовая плита (плитка) – сплетать (плёл) корзинку

Хвастливый (хвастать) зазнайка – хвостатый (хвост) чёрт

Угадать (загадка) слово – угодить (угода) невесте

Испариться (пар) в воздухе – неоспоримый (спор) аргумент

Кочковатый (кочка) луг – качаться (качка) на качелях – кочевник

Теснить (тесно) соседей – тиснить (тиснуть) на коже

Стесненный (тесно) в средствах - тисненный (тиснуть)золотом

Слепил (лепка) снеговика – слипаться (липкий) вместе

Отварить (варит) картошку – отворить (створка) дверь

Что стряслось (тряска) – трещит (треск) по швам

Бронировать (бронь) билеты – бранить (брань) мужа

Сгребать (грёб) листья – грибной (гриб) суп

Висеть (повис) груша, нельзя скушать – весовой (вес) сахар

Истощиться (тощий) от голода - притащиться (тащит) под вечер, тащить сумку

Косить (косит) траву – кассир (касса) - касаться, прикосновение (кос/кас)

Лучший радист (радио) – моя родня (род)

Пойдём на каток (катит) – котик, коток (кот)

Охранять (охрана) склад – хронология (хронос) событий

Горьковатый (горький) вкус – гористая (горы) местность – горбыль (горб) – горевать (горе) – разгораться, загар (гор/гар)

Приведение (вёл) приговора в исполнение – увидел привидение (вид)

Прядут (прясть) три девицы – придут гости

Обнажённый (наг) натурщик – ножевое (нож) ранение

Наваждение (отвадил) – наводнение (воды)

Постепенно утихать (тихо) – утешать (утеха) ребёнка

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Цели: обучающие:

- закрепить знания о способах проверки слов с парными согласными

в конце и в середине слова;

Закрепить умения подбирать родственные слова;

Закрепить знания словарных слов на тему «Птицы».

развивающие:

Развивать речь, логическое мышление через операции анализа,

синтеза на протяжении всего урока обобщения;

Обогащать лексический запас слов детей;

Формировать орфографическую зоркость и произвольное внимание;

Развивать эмоциональную сферу, воображение, коммуникативные

способности.

воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе, животным;

Воспитывать аккуратность, чистоту в тетради;

Воспитывать культуру поведения и общения на уроке.

Ход урока:

    Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас в гостях много учителей, давайте повернёмся и поприветствуем их.

2. Сообщение целей урока:

- Посмотрите на доску и прочитайте текст.

По узкой дорожке ребятишки идут в лес. В руках у них кормушки. Они несут для птиц зёрнышки, крошки, ягодки рябины, немножко хлебца.

Какая орфограмма часто встречается в этом тексте? (парные согласные)

Когда парные согласные нужно проверять? (когда парные согласные находятся в слабой позиции)

Когда позиция является слабой для согласных? (когда парные согласные стоят в конце слова или в середине слова перед глухим согласным)

Как нужно проверять парные согласные, которые находятся в слабой позиции? (надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы после согласного стоял гласный или буква н)

Сегодня на уроке мы закрепим умение проверять парные согласные на конце слова или в середине слова в слабой позиции.

Назовите в тексте слова с парными согласными в слабой позиции и подберите к ним проверочные слова.

3. Тема урока:

1) запись в тетради даты;

2) минутка чистописания;

3) - Сегодня мы с вами на уроке отправимся в зимний парк, чтобы покормить птиц. Потому что зима страшна для птиц не холодом, а голодом. Птицы нуждаются в помощи человека. С собой мы возьмём зёрнышки, да не простые, а с согласными буквами.

Найдите лишние зёрнышки. (лишние р, ч, й). Почему они лишние? (они непарные, их не нужно проверять)

На какие 2 группы можно разделить оставшиеся буквы?

Запишите красиво в одну строчку буквы, обозначающие парный звон –

кий согласный, а во вторую их пару по глухости. (б, в, г, д, ж, з)

п, ф, к, т, ш, с

Вот мы и записали парные согласные и тем самым приготовили корм для

птиц. Теперь мы готовы к встрече с ними. Но мы же не можем бросить

корм прямо на снег. Почему? Куда надо положить корм? (в кормушку)

КОРМУ….КА

- Какая буква пропущена? Подберите проверочное слово. Ну а теперь давайте положим корм в нашу кормушку. Я называю «корм», а вы записываете, находите согласные в слабой позиции и подбираете проверочное слово.

Крош ки –

Зёрныш ки –

Ягод ки –

Хлеб

А вот и первые гости. (воробей, ворона, сорока, дятел, синица, снегирь, утка) Кто это? (зимующие птицы)

А как можно назвать эти слова? (словарные)

Давайте запишем эти слова в тетрадь с проговариванием.

Какое слово здесь лишнее? (утка не словарное слово)

А какая орфограмма в слове утка? (парная согласная в корне)

Как можно проверить её? (подобрать родственное слово)

Давайте запишем все родственные слова в тетрадь. Если возникнет трудность, обращаемся к словарю. (утка, уточка , утиный , утёнок , утконос, утятница , Уткин)

Подчеркните те слова, которые являются проверочными к слову утка.

Почему слова утконос и Уткин не являются проверочными? (в этих словах данный звук находится в слабой позиции)

4.Физминутка.

Вы очень хорошо поработали. А сейчас отдохнём, послушав голоса птиц. Может, кто – то из вас узнает по голосу какую – либо птицу.

5.Закрепление.

- Птицы благодарят вас за кормушку и вкусный обед и желают вам дальнейших успехов работе.

Определите, в каких словах нужно парную согласную проверять, запишите эти слова и подберите проверочные:

Узкий, сладкий, холодный, робкий, гладкий, голодный, дорожка, тропка,

скользкий, хрупкий, крепкий.

Какие слова не требуют проверки? (холодный и голодный, т. к. парный согласный стоит перед н)

6 Систематизация знаний.

1)- Посмотрите, к нам в гости прилетела синичка. Она принесла нам письмо. Оно лежит у каждого из вас на парте в конвертике. Но в нём есть ошибки. Исправьте ошибки и правильно запишите письмо в тетрадь.

Ударил кребкий марос. Хрубкие ведки трищят от замаросков. Трудно нам земой. Памагите друзям.

Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли написал ваш сосед, исправьте ошибки карандашом. Обсудите ошибки в парах и расскажите друг другу, как вы проверяли.

    Работа в группах.

Каждая группа собирает рассыпавшиеся пословицы. В них надо определить, в каких словах нужно проверять парные согласные. Подобрать проверочные слова.

1 группа

Кош ка клуб ком – на мороз .

В зимний холод всякий молод .

Сорвать прут не большой труд.

2 группа

В мае дожд ь – будет рож ь.

Бров ь да глаз рядом живут.

Не тот друг , кто мед ком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

3 группа

Один с сош кой, а семеро с лож кой.

На языке мёд , а на серд це лёд .

Снег глубок – год хорош.

7. Рефлексия

Что мы сегодня делали на уроке?

Какие способы проверки вы знаете?

Какие слова с парными согласными не требуют проверки?

Назовите парные согласные по звонкости – мягкости.

Какие задания вам показались трудными?

8.Домашнее задание.

Прочитайте.Обсудите,в каких словах надо проверять написание буквы,обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.Объясните как это сделать. На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает:весёлый Мелькает,вьётся первый снег, Звездами падая на берег. спасибо..

Ответы:

В словах "вод" [вот] - проверяем ВОДА. лед -[лет] - ледяной, льды. снег - [снек] - снега берег [берек] - берега, береговой. Итак, чтобы проверить, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял ударный или безударный гласный звук. Если надо проверить. "гуся", то вот: гуси, гусиный. не "з", а "с" в конце.

Похожие вопросы

  • Чем грудная клетка человека отличается от грудной клетки млекопитающих животных?
  • різниця потроєного числа х і числа 17 дорівнює 10
  • Тема: Ймовірність Помогите решить мини задачи. 1) Яка ймовірність того що підкинута монета впаде гербом до низу? 2) У торбині є 8 цукерок із них 5 у червоних обгортках. Яка ймовірність того що взята навмання цукерка виявиться не в червоній обгортці? 3) Яка ймовірність того що Баба Яга народилася в п"ятницю? 4) Яка ймовірність того що назване навмання двоцифрове число виявиться меншим від 100? 5) Яка ймовірність того що переставивши місцями букви в слові ІСТОРІЯ ви отримаєте слово ТЕОРІЯ? ПРЕВОД НА РУСКИЙ Тема: Вероятность Помогите решить мини задачи. 1) Какова вероятность того что подброшенный монета упадет гербом вниз? 2) В сумке есть 8 конфет из них 5 в красных обертках. Какова вероятность того что взятая наугад конфета окажется не в красной обертке? 3) Какова вероятность того что Баба Яга родилась в пятницу? 4) Какова вероятность того именуемого наугад двузначное число окажется меньше 100? 5) Какова вероятность того что переставив местами буквы в слове ИСТОРИЯ вы получите слово ТЕОРИЯ?
  • Люди добрые, помогите пожалуйста!!! Решите задачу пжл:3 Что займёт больший объём, 56 граммов угарного газа(СО) или 24 грамма азона(О 3)

Вам также будет интересно:

Сколько будет весить человек на планетах солнечной системы Какой вес человека на луне
February 3rd, 2015 , 03:55 pm Pete Revonkorpi: IllustratorСилой тяжести называется сила,...
Этих птиц называют летающими драгоценными камнями
"Прекрасные обитатели голубого поднебесья" Викторина "Их стихия – небо" Работу...
Спортивное развлечение в старшей группе «Туристы
Вед.: — Добрый день, ребята! Сегодня, 27 сентября, отмечается Всемирный День туризма. Во...
Совместимость Рыб и Раков: гармония во всем Как привлечь мужчину рыбу женщине рыбе
Путь к сердцу мужчины, рожденного под созвездием рыбы, обещает быть тернистым, но...