Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Что происходит после снятия порчи

Что можно делать в осознанных сновидениях?

Cонник открытка, к чему снится открытка во сне видеть

Туфли в соннике: значения и толкования

Что приготовить из сливы — рецепты

Московский государственный университет природообустройства (мгуп)

Правописание букв ы и и после приставок на согласные

Сколько будет весить человек на планетах солнечной системы Какой вес человека на луне

Этих птиц называют летающими драгоценными камнями

Спортивное развлечение в старшей группе «Туристы

Совместимость Рыб и Раков: гармония во всем Как привлечь мужчину рыбу женщине рыбе

Почему снятся покойники живыми, и что означают сны об умерших: толкование снов о покойниках по соннику Нострадамуса, Ванги, Фрейда и китайскому соннику

Алексей фатьянов краткая биография и интересные факты

Скачать образец ходатайства о снижении суммы штрафа

Образец претензии по досудебному урегулированию споров

Дифференциация согласных д - т в словах и предложениях. Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков - в словах, предложениях и связной речи" Звуки т д в предложениях

Цель: Дифференциация звуков [Д] - [Т].

Задачи:

Образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] - [Т].;

развивать умение соотносить звуки [Д] - [Т] с буквами Д и Т;

Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [Д]- [Т]. Дифференциация звуков [Д] - [Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

Оборудование: карточки с письменным заданием на каждого ребёнка, тетради, мяч.

Ход занятия:

I .Организационный момент.

1.Приветствие. Запись числа.

2. Дыхательная гимнастика«Снежинка».

3.Сообщение темы занятия.

1). Выделите первые звуки из слов дыня, тыква.

2). Из данного ряда назовите похожие по артикуляции звуки: о, т, и, д, п, у.

3). Назовите первый звук в словах: Даша, Тоня, тополь, домик, танк, дождь, тина, тапки, Дина, деньги, тени, тянет, теплый, день, дюны.

II . Основная часть.

    Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Д]- [Т].

Дать характеристику звуку [Д] – согласный, звонкий, твердый.

[Д’] – согласный, звонкий, мягкий.

Дать характеристику звуку [Т] – согласный, глухой, твердый.

[Т’] – согласный, глухой, мягкий.

Запись в тетрадях.

    Дифференциация звуков [Д]- [Т] в слогах.

Образуйте слоги со звуками [Д]- [Д’], [Т] - [Т’] Получившиеся слоги и звуковые сочетания запишите в тетради.

3. Игра с мячом.

Логопед кидает мяч ребенку, называет слог со звонким звуком. Ребенок должен вернуть мяч логопеду и назвать слог с глухим согласным звуком (и наоборот).

та - да дя - тя тя - дя дя - тя

то - до дё - тё тё - дё те - де

ту - ду дю - тю тю - дю дё - тё

ты - ды ди - ти ти - ди тю - дю

4. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой Д, во вторую - с буквой Т.

а) да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута, уте, уде, уди, ути

5. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в словах.

Закончите слова, добавив слог да или та.

бе... ...бунгоро... приро...

коф... ...та воро... порося...

во... ...кой боро... свобо...

ва... ...ры гуся... добро...

ро... ...ют утя... полно...

6. Определите наличие и место букв д, т в словах. Составьте схемы этих слов. Выделите из слов буквы д, т. Напишите буквы Д, Т над схемами слов.

тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твердый, трудный, дотронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, командир

7. Физминутка с мячом. Игра «Всё-Наоборот».

Богатый человек –

Толстое дерево –

Жидкий суп –

Короткая лента –

Грязная посуда –

Острый нож –

Быстрый шаг –

Молодое дерево –

Темная комната –

Теплый ветер –

8. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

Работа по карточкам

Составьте словосочетания из слов первого и второго столбика, спишите, подчеркните буквы Д и Т:

ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

Дождливая ПОгода

ТОМАТНАЯ паста

Удачный день

Тонкая талия

полосатыЙ СВИТЕР

УЮТНЫЙ ДОМ

ДОБРЫй ДЕДУШКА

9. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в предложениях.

Закончите предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед! Даша рисует цветными... (карандаши).

Гвозди забивают... (молоток).

Воду носят... (ведро).

Дрова рубят (топор).

Землю копают... (лопата).

Рыбу ловят... (удочка).

Дети сидят за... (парта).

Толя забежал за... (дома).

Мальчик бежит за... (девочка).

Дедушка заплатил за... (тапочки).

Дима спрятался за... (штора).

На лугу растет сочная... (трава).

Сено сложили в... (стог).

В лесу растут разные... (ягоды).

На опушке леса растут... (дубы).

10. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в связных текстах.Диктант.

Пишите по слогам с проговариванием слогов. С последующей проверкой и послоговым подчеркиванием.

Трудный день.

Толя и Даша помогали дедушке на огороде. Они дергали траву, рыхлили грядки, сажали петрушку и салат. Весь день работали дети на огороде. Трудный выдался день. Дети довольны - хорошо потрудились.

III Итог занятия.

С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

Дайте характеристику данным звукам.

IV Домашнее задание.

  1. Развитие и закрепление моторики артикуляционного уклада.
  2. Сравнение и выделение отличительных и общих моментов в артикуляционном укладе данных звуков.
  3. Различие звуков в слогах, словах, предложениях.
  4. Развитие звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков: нахождение места звука в словах.
  5. Обогащение словарного запаса словами на тему «Профессии».
  6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Оборудование: картинка мальчика, изографы, карточки для сравнения артикуляции, картинки со схемами, мяч, картинки с профессиями, слова пословицы, индивидуальные карточки для детей, карточки с буквами Д и Т, цветные карандаши, тетради.

Ход урока

1. Посмотрите, кто к нам сегодня снова пришел на занятие?

Дима Лентяйкин

Почему его так зовут, помните? Он снова пришел посмотреть, как вы трудитесь. Посмотрите, он пришел с каким-то письмом. Но мы его прочтем позже. А сейчас начнем работать.

2. Посмотрите на изографы. Разгадайте их (дом, трактор).

Назовите первые звуки в этих словах. (Д-Т)

3. Какой буквой обозначается звук Д? Т?

4. Сравнение по артикуляции.

Чем же эти 2 звука отличаются?

Сегодня мы будем учиться различать звуки Д и Т.

5. Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки Д или Т, поднимите соответствующую букву: Удочка, уточка, катушка, кадушка, душ, тушь, подул, стук, подруга, нарядный, страна, дело, тело.

6. Следующее задание такое: запишите первую букву каждого слога.

Да, ды, ту, дро, тла, две, тми, тру, для.

Проверим, какие вы записали буквы. (д, д, т, д, т, д, т, т, д)

7. На доске развешаны картинки. Вам нужно закрасить квадратик, соответствующий месту звука Д или Т в слове-названии картинок. Карандаш какого цвета нам понадобится? (синего)

Названия картинок: бант, топор, торт, утка, дыня, кеды.

Проверим задание.

8. Сейчас будьте внимательны. Закончите слова, добавив слог да или та (устно):

9. Работа по карточкам. Возьмите карточку зеленого цвета. Вставьте пропущенные буквы Д или Т в слова: боро_а, _у_очка, с_рела, свис_ок, по_руга, по_боро_ок, запла_ка.

Проверка: борода, дудочка, стрела, свисток, подруга, подбородок, заплатка.

10. Физминутка с мячом. Игра «Кот Всё-Наоборот». Если ему скажешь: «Большой дом», он говорит: «Маленький дом». Что ответит Кот, если ему сказать:

Богатый человек –
Толстое дерево –
Жидкий суп –
Короткая лента –
Грязная посуда –
Острый нож –
Быстрый шаг –
Молодое дерево –
Темная комната –
Теплый ветер –

11. Запишите слова в 2 столбика по наличию Д или Т:

Ветка, ведро, посуда, труба, радуга, стук, трава, двери.

Проверка:

12. Работа по карточкам.

А сейчас посмотрите карточку белого цвета. Вам нужно отгадать, какое слово «сломалось». Допишите эти слова.

Проверка: градусник, таблетки, ткань, нитки, молоток, долото.

Посмотрите на доску. Работники каких профессий здесь изображены? (доктор, портной, строитель). У кого есть карточка с названием предмета, который подходит для доктора, портного, строителя?

Проверка: доктору – градусник, таблетки; портному – ткань, нитки; строителю – молоток, долото.

13. Работа по карточкам.

На синей карточке – игра «Четвертый лишний». Нужно вставить пропущенные буквы Д или Т и в каждой строчке найти и подчеркнуть «лишнее» слово:

Воро_а, ве_ка, о_уванчик, пар_а.

Пого_а, моло_ок, ве_ро, о_еяло.

Ру_но, _ож_ался, _абуре_, _рак_ор.

Проверка:

Ворота, ветка, одуванчик , парта.

Погода, молоток , ведро, одеяло.

Трудно, дождался, табурет, трактор.

14. А сейчас прочитаем письмо Димы Лентяйкина. У него в конверте какие-то слова.

Кто догадался, что получится из этих слов? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите ее в тетрадь по памяти.

Проверка:

15. Итог. Что нового узнал сегодня Дима Лентяйкин и вы? Какие звуки учились различать? Что мы о них можем сказать?

Саяна Дашимолонова
Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г]

.Звуки [К] , [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков (В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, И. С. Лопухина, тогда как переднеязычные звуки [Т] , [Д] рассмотрены недостаточно (И. С. Лопухина) . Это возникает из-за того, что наиболее частым является замена звуков заднеязычных на звуки [Т] , [Д]. При встрече же с ребенком в прямо противоположной ситуации (замена звуков [Т] , [Д] на звуки [К] , [Г]) возникают трудности в поиске лексического материала сначала на автоматизацию указанных переднеязычных звуков , а затем на их дифференциацию со звуками заднеязычными .

Поэтому главной задачей данной работы мы считаем подбор лексического материала по указанной проблеме.

Постановка и автоматизация звуков [Т] , [Д]

На данном этапе работы из речевого материала исключаются звуки [Г] , [К].

1. Формирование восприятия звуков [Т] , [Д].

- "Хлопни, когда услышишь слово : (суп, таз, хвост, рот, стол, дом, удав) ". Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.

- "Хлопни, когда услышишь слог : (та, ту, от, ды, до) ". Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков [Г] , [Д].

- "Хлопни, когда услышишь звук [Т] ([Д]) ". Звуки называются вперемежку с любыми звуками , кроме [Г], [К].

2. Изолированное произношение звука [Т] ([Д]) .

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы (Фомичева) : "Как стучат колеса поезда? - т-т-т", "Как стучит по дереву дятел? - д-д-д".

3. Автоматизация звуков в слогах .

Та - ту - то да - ду - до

Ты - тэ - та ды - дэ - да

От - ат - ит ды - да - до

Ут - ат - от ду - ды - до

4. Автоматизация звуков в словах .

Слова со звуком [Т] : там, таз, Тома, Толя, туфли, лото, это, четыре, лисята, волчата, медвежата, бельчата, ежата, телята, поросята, цыплята, индюшата, зайчата, жеребята, салат, халат, рот, вот, самолет, пилот, тут, салют, машет, машут, спит, спят, пьет, пьют, хлопает, хлопают, строит, строят, нюхает, нюхают, смотрит, смотрят, бежит, плачет, плачут, сидит, сидят, ест, едят, поет, поют, танцует, танцуют, везет, везут, нет, винт, туман, петух.

Слова со звуком [Д] : да, дай, Даша, дача, дом, дуб, дым, душ, дупло, духи, думай, Вода, иду, пирамида, пойду, уйду, беда, свобода, борода, помада, победа, команда, наряды, следы, пруды, сады, посуда.

5. Автоматизация звуков

Чаще всего на данном этапе уже можно использовать речевой материал, содержащий одновременно звуки и [Т] и [Д] .

Там Толя. Тут Тома. Надену твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Мама берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Тома хлопает в ладоши. Жеребята везут дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Тома и Толя достали лото. Друзья едят дыню. Я иду по мосту. Вон там фонтан.

6. Стихотворные тексты со звуками [Т] , [Д].

У енота тетя Тоня.

Тетя Тоня в тине тонет.

Тетя Тоня, не тони!

Эй, тяни ее, тяни!

Вот идут мои друзья,

Подавать обед пора.

Дуб стоит у дома,

Дом стоит у дуба.

Кот сидит у дуба.

Кот сидит у дома.

Дома мама, дома папа,

Только Томы нету рядом.

Найдите нашу Тому!

Танцует там у дома.

Дед Данила дает дыню -

Вот и Дане, вот и Тане.

Дятел на дубу сидит,

Дятел ветви долбит.

Мама моет пол,

Папа чинит стол,

Я посуду убрала,

У нас дома чистота.

Даша и Наташа идут в лес. В лесу они видят дуб. На ветке дуба сидят бельчата. Даша и Наташа машут бельчатам : "Идите домой, в дупло!"

Толя идет в душ. Там льется вода. Толя стоит под душем. Потом он намыливается. Хорошо быть чистым и умытым!

Дифференциация звуков [К-Т]

А. Дифференциация звуков [К-Т] на слух .

Игра "Хлопни-топни". Инструкция : "Если услышишь слог ТА - хлопни, если услышишь слог КА - топни". Позднее, игра проводится на материале звуков . На этом этапе возможны любые традиционные игры на дифференциацию звуков речи .

Б. Дифференциация произношения звуков [К-Т] .

1. Попеременное называние изолированных звуков . Игра "Дождик-поезд". Инструкция : "Когда я говорю дождик, ты произносишь звук [К] , когда я говорю поезд, ты произносишь звук [Т] ".

2. Повторение по одному, по два и по три слога со звуками [К-Т] .

ка - та - ка та - та - ка

ты - кы - ты ко - ко - то

ку - ту - ту ты - кы - кы

3. Повторение слов и называние картинок.

Словарь : кабинет, канат, капитан, капот, катать, катание, кафтан, ватка, ветка, детка, девятка, дудка, утка, кот, ток, комета, комната, комод, конфета, копыто, кофта, подкова, молоток, моток, охотник, тук, стук, путник, спутник, каток, конфета, тыква, свисток, селедка, лодка, платок.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях. Задания :

а) "Посчитай до пяти". Выбирается несколько слов из вышеуказанного словаря,

б) "Спроси и ответь". Про любой неодушевленный предмет ребенок спрашивает и отвечает : "Это что? - Это канат". Про любое животное ребенок спрашивает и отвечает : "Это кто? - Это собака" или "Кто тут? - Тут овца".

Дифференциация звуков [Г-Д]

Задания, как и в предыдущем разделе.

Словарь : гадать, гадание, угадать, дуга, радуга, погода, ягода, когда, гнедой, города.

Дифференциация звуков [К-Т-Г-Д]

1. Словарь : отгадка, агат, Агата, тайга, гоготать, гонит, коготок, готов, фагот, команда, подруга, градусник, удочка, дождик, селедочка, гусята, лодочка.

2. Предложения :

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

3. Тексты :

Опускается туман

На мосты и на кусты,

Опускается туман

На дома и на сады,

Тут не видно далеко,

Заблудиться так легко!

Вот так домик!

Вот так дом!

В доме том одно окно,

В том окне идет кино.

Тук! Тук! Тук!

Это кто тут?

Это я, коток,

Тонкий коготок.

Всё готово для хоккея :

И коньки и капитаны,

На катке стоят команды,

Ждут свистка, как кот сметаны!

Я иду куда?

Я пойду от кого?

От того.

Будет там кто?

Не будет там никого.

Не пойду туда,

Буду дома я тогда!

Вот на стуле кот сидит,

Вот за бантом он следит.

Когда бантик двинется,

Он на бантик кинется!

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги - все покрыто снегом. Реки покрыты льдом. Рады дети. Они бегут с коньками на каток.

Большинство приведенных текстов являются авторскими. Для самостоятельного подбора лексического материала по указанной проблеме можно воспользоваться литературой из списка.

Литература :

Коноваленко В. В., Клноваленко С. В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К , К", Г, Г", Х, Х". - М.: "ГНОМ-ПРЕСС", 1999.

Лопухина И. С. Логопедия, упражнения для развития речи : Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта, 1999.

Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский дом "Нева", 2005.

Практический материал по коррекции акустической дисграфии.

Дифференциация звуков т – д.

Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются:

  • развитие фонематического восприятия;
  • обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • уточнение и сопоставление произносимых звуков с опорой на слуховое и зрительное восприятие, на тактильные и кинестетические ощущения;
  • выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
  • определение положения звука по отношению к другим.

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

  • термины (речь, звук, буква, артикуляция);
  • гласные и согласные звуки, их отличительные признаки;
  • твердые и мягкие согласные, буквы, для обозначение мягкости на письме;
  • парные согласные по звонкости – глухости, твердости – мягкости;
  • пары гласных звуков.

Дифференциация звуков т – д в словах.

1. Выделение парных согласных по предметной картинке:

Сравнить по артикуляции;

Сопоставление с графическим изображением.

2. Наличие и место звуков т, д в названиях картинок.

3. Записать слоги с буквами т, д (и смягчающие гласные):

Дыни, тело, дело, дыши, душа, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты,

Коты, иду, следы, иди, следи, радуга, победа, затихло, труба, трава, стена,

Дракон, метла, другой, трудно, темень, тростинка, стадион, родители,

Тундра, простуда, дрындулет, туалет.

4. Сравнить по смыслу и звучанию:

Том – дом день – тень

Тачка – дачка доска – тоска

Точка – дочка стул - сдул

Тушь – душ сдал – стал

Уточка – удочка затушил – задушил

Плоты – плоды тело – дело

Дима – Тима

Вписать пропущенные буквы, составить предложения со словами:

Ом; с - ул; с - ал; - оска; - очка; ка - ушка; - ачка.

  1. Место звука в слове (с опорой на цифровой ряд):

Т тракторист, стрела, стрелять, тетради, табурет, торопит, тревожить,

поступит, придут, приведут, дует, дремота, стыдно, продукты, тронут,

Оттуда, подросток, терпеть, терять, отдушина, трубить, страдания,

Дымоход, натюрморт, добродетель, топтать;

Д борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался,

дожидались, дожди, добыча, раздобыл, отобедал, трудно, простуда,

Водосток, водопроводный, подбородок, держать, бутерброд, тундра,

Подробность, задёргать, проститься, родители, стадион, достаток,

Диктант, доставка, достоверность, додумать.

  1. Шифровка слов.

7. Записать в 3 столбика слова:

  • туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул,

Стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, двери,

Задремал, свисток, труба, подруга, трава, следопыт;

  • ведро, ветра, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава, дудочка, дрожит.

8. Выборочная запись слов:

  • только с буквой т
  • только с буквой д

9. Удлини слово (2-3 слога):

Дом, пот, тень, куст, танк, хвост, мост, дым, тишь.

10. Рассыпушки (сложи слово из слогов):

ста - гу - я, лу - би - го, лис - ки - точ, доч - ду - ки, боч - тум - ки,

То - ло - зо, поч - ки - та, дус - гра - ник, га - ду - ра, да - ро - бо, он - ди -

Ста, ро - во - та, ток - ло - мо, о - я - де - ло, гвоз - ки - ди, пус - та - ка.

11 . Измените слова, добавив слог те . Запишите получившиеся слова по

Слогам:

Иди - …, уйди - …, приди - …, отойди - …, найди - …, зайди - …,

Отодвинь - …, надень - …, думай - …, стирай - … .

12. Составить схемы слов. Выделить буквы т, д, надписать над схемой:

тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твёрдый, трудный, дотронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, командир, радуга, салфетка, ведро, фартук, лопата, тыква.

13. Добавить недостающий слог (с мячом):

  • да – та

лопа – мач – посу – забо – – бун

приро – боро – глухо – холо – – та

ребя - гуся – свобо – бесе – – кой

Воро – темно – просту – кар – – ры

Горо – меч – звез – добро – – ют

  • ду – ту

ман за – мал забу –

май за – шил зае –

– ча прос – да при –

– гой по – шка доме –

  • ди – ти

де – бан – ки – хо

во – вой – те – кий

уй – лю – ки – хий

лю – во – тель – ванн

тетра – ро – тели – шина

14 . Вставьте пропущенную букву д, т:

трак – ор, боро – а, с – рела, воро – а, гра – усник, заво – ной, ве – ка, ве – ро,

пого – а, желу – и, моло – ок, о – еяло, ве – ер, капус – а, пар – а, у – очка,

– е – ра – ь, – ож – ик, с – а – о, – ру – но.

15. Вставьте пропущенную букву д, т, объясните почему:

  • утка - у…очка, ягода - яго…ка, погода - пого…ка, селёдочка - селё…ка, лодочка - ло…ка, шуточка - шу…ка, тетрадочка - тетра…ка, веточка - ве…ка, деточка - де…ка, подкладочка - подкла…ка;
  • сладок - сла…кий, меток - ме…кий, гладок - гла…кий, редок - ре…кий, краток - кра…кий;
  • гряда - гря…ка, платок - пла…ки, заплата - запла…ка, пряди - пря…ка.

16 . К данным словам подберите проверочные слова так, чтобы после

Согласных д, т появился гласный. Запишите эти слова.

Холод - … лед - … билет - … куст - …

Халат - … завод - … рекорд - … голод - …

Город - … гвоздь - … медведь - … кнут - …

Пруд - … обед - … ледоход - … прут - …

Мост - … привет - … прут - … град - …

След - … парад - … груздь - … виноград - …

Крот - … год - … брат - … шоколад - …

Енот - … самолёт - … град - … мармелад -…

17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т . В скобках запишите

Проверочное слово.

Сле…, голо…, кну…, пру…, гра…, салю…, заво…, пило…, огоро…,

Са…, виногра…, сала…, плака…, комо…, слё…, шокола…, дроз…,

Мармела…, клёс… .

18. Изменить слово, добавив приставку от :

Таял - давил - дежурил -

Дал - тянул - делился -

Тащил - толкнул -

Делил - точил -

Пил - давал -

Нёс - бежал -

19. Измените слова, добавив слог те .

Войти - войдите проследи -

Погляди - погоди -

Приходи - отойди -

Зайди - наряди -

Иди - уйди -

Перейди - надень -

Найди - думай -

20. Объединить слова в группу, подчеркнув слова каждой группы другим

Цветом. Запиши группы, выделив т, д . Какие слова лишние.

(холод, холодный, холодно).

Пруд холодный следопыт

Мосты мостик годик

Следы наследить следовать

Град годовой городок

Тепло тёплый городище

Года городской запруда

Города парадный запрудить

Парады прудик замостить

Мост мостить холодно

Холод потепление радовать

21. Объединить слова в группы по каком - либо признаку:

Слова: мёд, улей, кусты, деревья, грибы, лес, пчела, уха, город, рыболов,

Ягоды, дома, деревня, изба, вода, берега, теченье, тротуар, толпа,

Дороги, колодец, сарай, озеро, река, мост, рыба, цветы, коровы,

Рыбалка.

Вывод : пчела - мёд, улей, цветы; лес - кусты, деревья, ягоды, грибы; город-

Дома, тротуар, дороги, толпа; деревня - изба, колодец, сарай, коровы;

Рыбалка - река, рыба, вода, теченье, рыболов, уха.

22. Кроссворд (Ефименкова, стр.240)

Дифференциация т - д в словосочетаниях и предложениях.

1. К словам из пункта а подберите по смыслу слова из пункта б .

а) холодный, густая, тяжёлое, медная, младшая, старинная;

б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер;

а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;

б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода.

2. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

дачка - тачка Летом мы жили на маленькой… .

Толя возил кирпичики на… .

дочка - точка В конце предложения надо поставить… .

Мама вела за руку маленькую… .

душ - тушь Для чертежей нужна… .

Холодный … полезен всем.

удочка - уточка На озере плавала серенькая… .

Рыболову нужна хорошая… .

Плоды - плоты В саду созрели вкусные… .

По реке плыли… .

День - тень Под деревом… .

Сегодня хороший… .

Доска - тоска У сестрицы Алёнушки на сердце… .

В заборе сгнила… .

Стул - сдул Ветер … последние листья.

Придвинь гостю … Подвинь … ближе.

Сдал - стал Коля … инженером.

Брат… последний экзамен.

3. Вставить пропущенные буквы.

  • У На…аши ес…ь цве…ные каран…аши.

…е…ушка копае… в огоро…е кар…ошку.

…я…я Коля лови… на озере рыбу.

…аша с…ирает на озере бельё.

Ан…рей копае… за сараем червей …ля рыбалки.

Ан…он взял у…очку и пошёл на пру… лови… рыбу.

  • Де…и гос…или у тё…и в …еревне.

…ё…я угос…ила …е…ей ме…ом.

Ребя…ишки пус…или ло…очку по во…е.

Скоро при…ет ле…о, де…и пой…ут в лес за яго…ами.

Тоня ви…ела на …ереве …я…ла.

У Ан…она …линная у…очка. …евочка кормила у…очку.

  • …ень был …ёплый. …има и Воло…я гуляли около сосе…ской …ачи. Ребя…а по…ошли к высокому раски…ис…ому …ереву. У его корней уви…ели ро…ник. Они ла…онями с…али пи…ь холо…ную с…у…ёную во…у. Мальчики быс…ро у…олили жаж…у и пошли обра…но.

4. Исправь ошибки:

Трутное тело будерброт с тжемом

Чисдая детрать нарятная отежда

Слаткий торд талеко шагадь

Самотельный сдул сдарый горот

Тенисдый сатик посатки капусды

Дубовые сдолбы трутный похот

Глаткий лёт разноцветная ратуга

Сдарый холотильник тунул на отуванчик

Друтная затача строяд метро

Тяжёлое ветро послетний тень

Пронзидельный ветер поставил рекорт

Послетние листья протолбил лёт

Тушистый лантыш ударидь потбороток

Кородкие тни построидь сдадион

Холотные тожди дащил тобычу

Бревенчадый колотец почистил тымоход

Тушистая драва растуд яготы

Тлинная уточка цветной каранташ

Утарил молодком заторная мелодия

Духовой оркесдр итёд летохот

Праздничный обет наступил холот

Построгал прудик талёкие страны

Отправил бантероль тедёныши гепарда

Падают плоты сесдра тимы

5. Придумай предложения со словосочетаниями:

Трудное дело чистая тетрадь

Сладкий торт самодельный стул

Трудная задача тяжёлое ведро

Проточная водица тенистый сад

Гладкий лёд старый холодильник

Последние листья душистый ландыш

Бревенчатый колодец давить виноград

Задорные девчата дательный падеж

6. Зашифровать предложения.

Тарантул - ядовитый паук, который строит дом под землёй.

По телевидению показывали интересную передачу о театре.

На тихоходном пароме мы добрались до другого берега.

Трубадур - герой знаменитого мультфильма.

Тридцать три богатыря выходили из вод морских.

На десерт подали пирог с фруктовым повидлом и замечательный торт.

Трудолюбивый ученик добросовестно написал диктант.

Девчата пустились танцевать под задорную детскую мелодию.

Есть интересная детская сказка «Городок в табакерке».

В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил двенадцатиголовый

Дракон.

Стадо слонов отправилось в далёкий путь.

В борщ надо добавить томат.

Денис сделал табурет для младшей сестрёнки.

Таксист быстро довёз туристов на другой конец города.

У старого трактора перегрелся двигатель.

Ребята отдохнули в дороге в тенистом саду.

Толе на контрольной досталась трудная задача.

Ребята радостно катались по гладкому льду, затянувшему пруд.

Детвора любовалась полянкой с душистыми ландышами.

У бабушки в деревне в бревенчатом колодце ледяная проточная водица.

Старая крепость оказалась недоступной.

(Садовникова стр. 151, №15)

  1. Выпиши из предложения словосочетания с д, т .

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в тёплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алёша заболел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студёной водицы из деревянного колодца.

  1. Закончите предложения, изменяя слова, данные в скобках, по смыслу.

Даша рисует цветными …(карандаши).

Гвозди забивают…(молоток).

Воду носят…(ведро).

Дрова рубят…(топор).

Землю копают…(лопата).

Рыбу ловят…(удочка).

Дети сидят за …(парта).

Толя забежал за…(дома).

Мальчик бежит за …(девочка).

Дедушка заплатил за …(тапочки).

Дима спрятался за …(штора).

На лугу растут сочная …(трава).

Сено сложили в …(стог).

В лесу растут разные (ягоды).

На опушке леса растут…(дубы).

  1. Вставьте пропущенные слова в буквой д или т . Выпишите предложения.

Толя … до одуванчика, и он облетел. Лена встала на носочки и … до перекладины. Даша быстро …до станции. Дети помогли бабушке …тяжёлую сумку до дома. …ветер, и полил сильный … . Солнце спряталось за … . Дети решили трудную … .

Справка : дотронулся, дотянулась, дошла, донести, подул, дождь, тучу, задачу.

  1. Вставьте в предложения пропущенные слова. Подбери проверочные.

На реке крепкий лёд (ледок).

На реке крепкий … . На зиму … забирается в берлогу. Москва - очень большой … . весной на реке начинается … . В городе строится металлургический … . Рыболов ловит … рыбу. Порвалась …, и рыба уплыла. По реке плывёт пассажирский … .

  1. Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до .

Лодка отплыла … берега. Плот незаметно доплыл … берега. … станции …

Деревни было недалеко. … понедельника … вторника один день. Дима

Помог маме донести сумку … дома. Поезд отошёл … станции. …Москвы

… Петропавловска лучше лететь на самолёте. Малыш добрался …верхней

Ступеньки.

  1. Вставьте в слова пропущенные буквы. К выделенным словам подберите

Проверочные.

Собака взяла сле … . Наш горо … стои … на берегу реки. Пожел…ел и опус…ел наш са … . Лена купила биле … в кино. Наш пру … замёрз. Мы пой…ём на бале… . По реке плывё… …еплохо … . Турис…ы пошли в похо … . Гра … побил наши поса…ки . Кто люби… тру …, того лю…и чту… . Пионеры иду… на пара … . Этот пру … богат рыбой. Толя сломал пру… . На тропинке мы уви…ели сле… . Весной пионеры вскопали огоро… . У Тимы есть бра… . К станции по…хо…ил поез… . Бабушка приго…овила вкусный обе … .

  1. Составь и запиши предложения.
  • Дятел, долбить, клюв, дерево, острый, и, жуки, искать.
  • Дима, таскал, смородина, капуста, редиска, ведро, тяжёлые, огороде, на, поливать, и.
  • Покрыто, ступенька, снег, крыши, дерево, дома, дорога.
  • Лёд, покрыть, старый, толстый, пруд.
  • Проверять, самолёт, билет, стюардесса, у, трап, пассажиры, у.
  • Затянуто, туман, дымкой, всё, сизой.
  • Денис, записал, домашний, забыл, задание, дневник, в.
  • Тима, точка, предложение, никогда, конец, в, не, ставит.
  • Вкусная, колодец, студёная, из, вода, деревянный, в, день, жаркий, летний.
  • Идти, Таня, вместе, в, театр, завтра, с, Даша.
  • Дуть, в, холодный, октябрь, пронзительный, ветры.
  • Падать, листья, с, последний, деревья, жёлтый.
  • Готовы, утки, к, другие, и, птица, дальним, перелёты.
  • Ты, красная, соблюдать, в, тетрадь, строка, должен.
  • Зима, становятся, короткий, день, ночь, а, длиннее.
  • Стадо, телята, два, пас, пастуха, молодой.
  • Белки, любить, жёлудь, орех, гриб, собирать, и, сушить, на, ветки.
  • Ребятишки, строгать, из, лодочка, дерево, пустить, вода, по.
  1. Ответь на вопросы полным предложением. Запиши.

В чём жарят картошку? Где растут фрукты?

На чём растут жёлуди? Кто долбит клювом кору?

На ком ездят верхом? Сколько дней в неделе?

Где растут овощи? Куда ты записываешь домашние задания?

Дифференциация т - д в текстах.

Прочитай предложения, составь из них рассказ, запиши. Выдели т, д.

Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Майский жук унёс девочку на дерево. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива. Мышка приютила Дюймовочку. Жуки прогнали её. Жабы украли спящую Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Женщина посадила цветок.

Женщина посадила цветок. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Жабы украли спящую Дюймовочку. Майский жук унёс девочку на дерево. Жуки прогнали её. Мышка приютила Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива.

(Ефименкова стр.244)

Зрительные диктанты.

Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Всё задёрнуто сизой дымкой тумана. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка - зима.

Володя шёл на пасеку к дедушке. Стало темнеть. Видит Володя: что-то под деревом. Он подумал, что это медведь, а это был кустик. Смешно стало Володе.


да-та та-да дя-тя тя-дя

до-то то-до дё-тё тё-дё те-де

ду-ту ту-ду дю-тю тю-дю

ды-ты ты-ды ди-ти ти-ди

2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

та, дя, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, ту, тю, дю, тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, дру

3. Прослушайте звукосочетания, запишите только согласный.

ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути

4. Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите их в той же последователь­ности.

та – да – да ту – ду – ту та – да – та - да ту – ду – ту - ду

да - та - да ду – ту – ду да – та – да – та ду – ту – ту – ду

5. Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряды.

то - до - то то – до – до - то то – до – то – до

ди – ти – ди ти - ди - ди - ти ди – ти – ди – ти

тя – дя – тя ду – ту – ду – ту ты – ды – ты – ды

де – те – де де – те – те – де дё – тё – дё - тё

6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой д, во вторую - с буквой т.

а) да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута, уте, уде, уди, ути

7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку.

да, то, до, та, ты, ды, ти, де, те, дю, тю, аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти

Дифференциация д - т в словах

1. Прослушайте слова, назовите, какой звук д, т а) стоит в начале слова; б) стоит в середине.

Образец ответа: а) в слове дом - звук д;

б) в слове петух - звук т.

а) дом, дым, там, Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда

2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами д или т., запишите эти слоги.

дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

дом - том дочка - точка удочка - уточка

дачка - тачка душ - тушь плоды - плоты

Дима - Тима дело - тело день - тень

4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков д, т в названиях этих картинок.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: дом, трава, сад, соты, стул, стрела, ведро, ворота.

5. Определите наличие и место букв д. т в словах. Составьте схемы этих слов. Выделите из слов буквы д, т. Напишите буквы д, т над схемами слов.

тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твердый, трудный, до­тронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, командир

6. Определите наличие звуков д, т в названиях картинок. Составьте схемы слов. Надпишите букву д или т над схемой слова. Под схемой запишите соответствующее слово.

Приблизительный перечень картинок: лопата, дыня, тыква, радуга, тапочки, салфетка, ведро, тарелка, фартук.

7. Выпишите слова в три столбика: в первый - с буквой д, во второй - с буквой т, в третий - с буквами д и т. Трех- и более сложные слова разделите на слоги.

туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча,. подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава, водится, тащится, расцветёт.

8. Измените слова, добавив приставку до. Запишите получившиеся слова.

Образец: тащить - дотащить.

топить-.... таять-..., тянуть-..., держать-..., нести-..., пить - ..., бежать - ..., есть - ..., тронуться - ..., стучаться - ..., терпеть - ..., толочь - ...

9. Измените слова, добавив приставку от. Запишите получившееся слово по слогам.

Образец: таял - от-та-ял.

дал - ..., тащил - ..., делил - ..., давил - ..., точил - .,., тя­нул - ..., таял - ..., толкнул - ..., давал - ...

10. Закончите слова, добавив слог да или та.

горо... боро... гуся... ...та

бе... ...бун приро... коф...

воро... порося... во... ...кой

свобо... ва... ...ры добро...

ро... ...ют утя... полно...

11. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

Ман за...мал забу...

Май за...шил зае...

Га прос...да при...

Гой по...шил по...шка

12. Закончите слова, добавив слог ди или ти.

де... ...хо лю... бан...ки

во... ...кий тетра... вой...те

уй... ...хий лю...ки во...те

13. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившиеся слова по слогам.

Образец: войди - вой-ди-те.

иди-..., уйди-..., приди-.... отойди-..., найди-..., зайди - .... отодвинь - ..., надень - ..., думай - ..., стирай - ...

14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

трак...ор, боро...а, с...рела, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, лого...а, желу...и, моло...ок, о...еяло, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка, ...е...ра...ь, ...ож...ик, с...а...о, ...ру...но

15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы вставали именно эту букву.

а) утка - у...очка, ягода - яго...ка, погода - пого...ка, селедочка - селе...ка, лодочка - ло...ка, шуточка - шу...ка, тетрадочка - тетра...ка, веточка - ве...ка, деточка - де...ка, подкладочка - подкла...ка

б) сладок-сла...кий, меток-ме...кий, гладок-гла...кий, ре­док - ре...кий, краток - кра...кий

в) гряда - гря...ка, платок - пла...ки, заплата - запла...ка, пряди - пря...ка

16. К данным словам подберите проверочные слова так, чтобы после согласных д, т появился гласный. Запишите эти слова.

Образец: куст - кусты, тетрадь - тетради.


17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите прове­рочное слово.

Образец: город (города).

сле..., голо..., кну..., пру..., гра..., салю..., заво..., пило..., огоро..., са..., виногра..., сала..., плака..., комо..., сле..., сле..., шокола..., мармела..., дроз..., клес...

18. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-ответы Подчеркните в них буквы д, т.

Вопросы: Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

Слова для справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

19. Назовите и запишите:

последний месяц года,

первый месяц весны;

последний месяц лета,

первый день недели;

третий день недели;

пятый день недели.

20. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните букву д или от.

Кругла, а не месяц. Я, шарик пушистый,

Желта, а не масло. Белею в поле чистом,

Сладка, а не сахар. А дунул ветерок -

С хвостом, а не мышь. Остался стебелек.

Она идет между сел и полей, Я в любое время года

А люди все идут по ней. И в любую непогоду

Цветное коромысло, Очень быстро в час любой

На небе повисло. Провезу вас под землей.

Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро.

21. Разгадайте кроссворд.

Методические указания. Учащимся раздают карточки с кроссвордом. На доске помещено описание предметов, которые входят в кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова длякроссворда только те, в названии которых есть звук д или т.

По вертикали: 1. Учебная принадлежность для классных и домашних работ.

По горизонтали: 2. Знак препинания, который ставится в конце предложения.

3. Инструмент, которым работает кузнец.

4. Вещество, находящееся в градуснике.

5. Предмет классного оборудования, на котором пишут учащиеся.

6. Лесная птица.

7. Место, где дети развлекаются зимой.

8. Внезапное наступление войск.

Слова для справок:по вертикали: 1. Тетрадка.По гори­зонтали: 2. Точка. 3. Молот. 4. Ртуть. 5. Доска. 6. Дятел. 7. Каток. 8. Атака.

Дифференциация д - т в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

дачка - тачка Летом мы жили на маленькой... .

Толя возил кирпичи на... .

дочка - точка В конце предложения надо поставить... .

Мама вела за руку маленькую... .

душ - тушь Для чертежей нужна... .

Холодный... полезен всем.

удочка - уточка На озере плавала серенькая... .

Рыболову нужна хорошая... .

плоды - плоты В саду созрели вкусные... .

По реке плыли... .

день - тень Под деревом... .

Сегодня хороший... .

доска - тоска У сестрицы Аленушки на сердце...

В заборе сгнила... .

стул - сдул Ветер... последние листья.

Придвинь гостю... . Подвинь... ближе.

сдал – стал Коля... пионером.

Брат... последний экзамен.

2. К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная

б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер

а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные

б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода

д, т. Подчеркните буквы д, т.

Образец: Весь день дует холодный ветер. Холодный ветер.

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в теплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алеша заболел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студеной водицы из деревянного колодца.

4. Придумайте и запишите предложения с каждым словосочетанием. Подчеркни Чте буквы д, т.

Трудное дело. Чистая тетрадь. Сладкий торт.

Самодельный стул. Трудная задача. Тяжелое ведро.

Последние листья. Душистый ландыш. Тенистый садик.

Дубовые столбы. Гладкий лед. Старый холодильник.

5. Закончите предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед)

Даша рисует цветными... (карандаши). Гвозди забивают... (молоток) Воду носят... (ведро). Дрова рубят... (топор). Землю копают... (лопата), Рыбу ловят... (удочка). Дети сидят за... (парта). Толя забежал за... (дома). Мальчик бежит за... (девочка). Дедушка заплатил за... (тапочки). Дима спрятался за... (штора). На лугу растет сочная... (трава). Сено сложили в... (стог). В лесу растут разные … (ягоды). На опушке леса растут... (дубы).

6. Вставьте пропущенные слова с буквой д или т.

Толя... до одуванчика, и он облетел. Лена встала на носочки и... до перекладины. Даша быстро... до станции. Дети помогли бабушке... тяжелую сумку до дома. ... ветер, и полил сильный.... Солнце спряталось за... . Дети решали трудную....

Слова для справок: дотронулся, дотянулась, дошла, до­нести, подул, дождь, тучу, задачу.

7. Вставьте в предложения пропущенные слова. Подберите к ним проверочные слова.

Образец: На реке крепкий лед (ледок).

На реке крепкий... . На зиму... забирается в берлогу. Москва - очень большой.... Весной на реке начинается.... В городе строит­ся металлургический... . Рыболов ловил... рыбу. Порвалась..., и рыба уплыла. По реке плывет пассажирский... .

8. Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до.

Лодка отплыла... берега. Плот незаметно доплыл... берега. ... станции... деревни было недалеко. ... понедельника... вторника один день. Дима помог маме донести сумку... дома. Поезд отошел... станции. ... Москвы... Петропавловска лучше лететь на са­молете. Малыш добрался... верхней ступеньки.

9. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву д или т.

Е...и гос...или у...е...и в...еревне. ...я...я угос...ил...е...ей ме...ом. Ребя...ишки пус...или ло...очку по во...е. Скоро при...ет ле...о, ...е...и пой...ут в лес за яго...ами. ...у... ...убы. Бу...у... и желу...и. ...оня ви...ела на...ереве...я...ла. ...я...ел...олбил...ерево. ...е...я На...аша - ...ворник. Каж...ое у...ро она по...ме...ае... ...ро...уар. У Ан...она...линная у...очка. ...евочка кормила у...очку. На...я и Ва...ик бу...у... пи­лить...рова.

10. Вставьте в слова пропущенные буквы. К выделенным словам подберите проверочные.

Собака взяласле... . Нашгоро... стои... на берегу реки. Пожел...ел иопус…ел наш са... . Лена купилабиле... в кино. Наш пру... замерз. Мы пой...ем на бале... . По реке плыве......еплохо... . Турис...ы пошли впохо... . Гра... побил нашипоса…ки. Кто люби... тру..., того лю...и чту... . Пионеры иду... напара... . Этотпру... богат рыбой. Толя сломал пру... . На тропинке мыуви...ели еле... . Весной пионеры вскопали огоро... . У Тимы есть бра... . К станции по...хо...ил поез... . Бабушка приго...овила вкусныйобе... .

11. Ответьте на вопросы полным предложением. Запишите эти предложения. Подчеркните в словах буквы д, т. Многосложные слова напишите по слогам.

В чем жарят картошку? Где растут фрукты?

На чем растут желуди? Кто долбит клювом кору?

На ком ездят верхом? Сколько дней в неделе?

Где растут овощи? Куда ты записываешь домаш­ние задания?

12. Прочитайте слова. Составьте из них предложения. Запишите.

Идти, Таня, в, и, Даша, театр. Дуть, в, холодный, октябрь, ветры. Падать, листочки, с, последние, деревья. Готовы, утки, к, дальним, перелеты. Ты, красная, соблюдать, строка, должен. Зимой, становится, дни, короче, ночи, а, длиннее. Стадо, телята, два, пасти, пастуха. Созрели, в, плоды, саду. Жить, кроты, земля, под. Белки, любить, желуди, орехи, и.

Дифференциация д - т в связных текстах


Топоры остры до поры.

До поры остры топоры.

Дятел на суку сидит.

Дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит

Носом в небо угодит.

Топоры стучали до поры.

До поры стучали топоры.

На дворе трава.

На траве дрова.

Не руби дрова

Посреди двора.


2. Диктанты.

Зрительные диктанты.

Проверьте с послоговым подчеркиванием.

Володя шел на пасеку к дедушке. Стало темнеть. Видит Володя что-то под деревом. Он подумал, что это медведь, а это был кустик. Смешно стало Володе.

Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Все задернуто сизой дымкой тумана. Все живое ждет, когда же придет матушка-зима.

Слуховые диктанты.

Пишите по слогам с проговариванием слогов.

Трудный день.

Толя и Даша помогали дедушке на огороде. Они дергали траву, рыхлили грядки, сажали петрушку и салат. Весь день работали дети на огороде. Трудный выдался день. Дети довольны - хорошо потрудились.

Завод.

Димин брат работает на заводе. Он рабочий. На заводе делают машины. Брат любит свой завод. Он ударник. Дима тоже хочет работать на заводе.

Проверочные диктанты.

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги - все покрыто снегом. Реки покрылись льдом. Рады ребятишки. Они весело бегут с коньками на лед.

Родник.

День был теплый. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя подошли к роднику. Они наклонились и ладонями пили воду. Вода была холодная, как лед.

В деревне.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки. Дедушка подарил Теме удочку. Тема ходил на пруд и удил рыбу. Рыбу бросал в ведро. Тяжелый труд ловить рыбу?

Творческий диктант.

Составьте и запишите рассказ по опорным словам.

дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые, ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился.

Дифференциация в - ф

1. Прослушайте слова варежки, фартук. Назовите первый звук в этих словах. Охарактеризуйте эти звуки.

2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: в, а, ф. у.

3. Соотнесите первый звук в данных словах, поднимите карточку с соответ­ствующей буквой.

Ваня, Фаина, вата, фантик, фасоль, валенки, флаг

4. Образуйте слоги и звукосочетания.

о а а у а е у ё

Дифференциация в - ф в слогах

1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

ва – фа фа – ва фя – вя ве – фе фе - ве

во - фо фо – во фё – вё вю – фю фи - ви

ву - фу фу – ву фе – ве ви – фи ве - фе

вы – фы фы – вы фю – вю вё – фё фя - вя

2. Прослушайте слоги и звуковые сочетания, запишите первую букву каждого слога.

ва, вы, фа, во, фо, фу, вы, ве, фе, фи, ви, вя, фя, вю, фю, фла, вла, флу, фло, влу, вло, флы, влы, вра, фра, фру, вру, вры, фле, вле, вля, фля, фри, фре, флю, влю

3. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

афа, ава, ова, офа, ыва, уфа, ифа, ева, ефа, уфо, уво

4. Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите в той же последовательности.

фа – ва – фа фа – ва – ва – фа

ва – фа – ва ва – фа – фа – ва

фу – ву – фу ву – фу – ву – фу

ву – фу – ву фу – ву – фу – ву

5. Прочитайте, запомните и запишите ряды слогов в той же последовательности.

во - фо - фо фо - во - фо - во во – фо – фо – во

фи - ви - фи ву - фу - ву - фу фи – ви – ви – фи

фя - вя - фя фё - вё - фё - вё вы – фы – вы – фы

ве - фе - ве вю - фю - вю - фю фе – ве – ве – фе

6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну - с буквой в, в дру­гую - с буквой ф.

ва, фа, фу, ве, фе, вы, фы, фю, вю, ву, ви, фи, фё, вё, афа, ава, уфа, ува, офе, ове, еве, ифе, ова, увя, уви, уфи

7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку (используется материал пре­дыдущего задания).

Дифференциация в - ф в словах

1. Прослушайте слова. Определите наличие звуков в, ф.

О бразец: а) В слове вата - звук в.

б) В слове факел - звук ф.

а) фокус, ворота, фабрика, воротник, фартук, флаг, вратарь, вращать, флейта, время, флоксы

б) конверты, конфеты, кофта, ковать, кровать, кофе, салфетка

2. Прослушайте слова, запишите слоги с в или ф.

а) вата, Фая, фото, фонарь, вилы, Ваня, ваза, возы, филин, ветер, факел, веер, фокус, веник, Фаня

б) совы, ива, шкафы, ивы, шарфы, софа, софы, сова

в) конфеты, советы, фуфайка, совенок, зафыркал, завыли, раз­веял, лафеты, сарафанчик, рукавичка, шарфики, кофейный

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отли­чаются эти слова. Устно составьте предложение с каждым словом.

Феня - Веня, сова - софа, ваза - фаза, влага - фляга

4. Прослушайте слова. Составьте схемы этих слов, надпишите букву в или ф над соответствующим слогом.

фрукты, кровать, овраг, кузовок, воткнуть, вливать, фитиль, фыркать, кафтан, Африка, картофель, фиолетовый, веселый, ва­фельный, фланелевый

5. Рассмотрите и назовите картинки. Разложите их в три столбика: в первый - со звуком в, во второй - со звуком ф, в третий - со звуками в и ф.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: фрамуга, соловей, туфли, флоксы, фиал­ки, вафли, вишни, фартук, кофейник, сова, ваза, светофор.

6. Выпишите слева в три колонки: в первую - с буквой в, во вторую - с буквой ф, в третью - с буквами в и ф. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами, выделенные слова объясните.

соловушка,ватрушка, фуражка, лифтер, вывеска,вафельница, кофейник, филин,нафталин, фестиваль, весло, подвода, завернул, суфле, ферма,фруктовый, поспевает, ворон, финик, шарфик,ма­нуфактура , кувыркается, конфетница.

7. Закончите слова, дописав слоги с буквами в, ф.

Образец: шка -фы.

бро - ... клю - ... шка - ... чер - ...

со - ... сли - ... со - ... шар - ...

8. Вставьте в слова пропущенные буквы.

а) ...лакон, ...агон, ...орота, ...торой, ...люс, ...орона, ...оробей, ...орма, ...рукты, ...орточка, ...игура, ...ратарь, ...ильм, ...лот, ...ыркает, ...ото, ...орель, ...етер, ...ихрь, ...ихор

б) ци...ра, про...од, с...ерток, ке...ир, с...екла, сара...ан, ко...ер, ли...тер, сли...а, сли...очный, соло...ей, пер...ый, сал...етка

в) ...ежли...ый, ...рукто...ый, ...ор...ался, ...иолето...ый, ...ланеле...ый, го...орли...ый, ...ар...ор, ...е...раль, ...ести...аль, ...отогра...ия, ...а...ли, ...ыдерги...ает

9. Прослушайте слова. Повторите их по слогам. Определите, в каком слоге слышится звук в или ф. Запишите слова по слогам, подчеркните буквы в, ф разными карандашами. (Логопед диктует слова так, как они пишутся.)

светофор, верблюд, мануфактура, шлифует, шлифовальщик, кофейник, кофеварка, фамилия, алфавит, вывих, фланелевый, фрук­товый, фиолетовый

10. Измените слова так, чтобы после согласных в, ф появился гласный.

Образец: шарф - шарфы, лев - львы.

шкаф - ... бровь - ... лиф - ... рукав - ...

кровь - ... лев - ... шарф - ... ветвь - ...

слив - ... посев - ... ров - ... скиф - ...

11. Допишите недостающую букву. В скобках напишите проверочное слово.

ро..., шка..., ле..., шар..., посе..., кро...ь, вет...ь, бро...ь, морко...ь, хле...

12. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-ответы. Определите наличие букв в, ф в словах.

Яблоки, груши, лимоны-это... ?

Капуста, огурцы, свекла, морковь-это... ?

Второй месяц зимы - ... .

Последний месяц зимы - ... .

Сосуд, в котором варят кофе-это... .

Добрая волшебница-это... .

Слова для справок: фея, кофейник, фрукты, овощи, февраль, январь.

13. Разгадайте кроссворд. (См. методическое указание на звуки д - т.)

По вертикали: 1. Праздник молодежи.

По горизонтали: 2. Осветительный прибор на передней части машины. 3. Напиток. 4. Фрукт. 5. Средство передвижения, нахо­дящееся в доме. 6. Мужское имя. 7. Помещение для овец. 8. Фрукт, произрастающий на Кавказе. 9. Геометрическая форма.

Слова для справок: фестиваль, фары, кофе, слива, лифт, Иван, хлев, айва, овал.

Дифференциация в - ф в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

сова -софа Мы видели в лесу... .

Мама купила новую... .

влага - фляга Весной на полях много... .

У туристов не оказалось... .

2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами.

а) свежий, фиолетовый, фланелевая, красивый, фарфоровая, фруктовые, высокая

б) фигура, сарафан, кефир, ваза, кофта, фарфор, конфеты

3. Выпишите из предложения словосочетания с буквами в, ф.

Мы ехали на дачу в первом вагоне. На даче мы ели свежие фрукты. На дороге появилась высокая фигура незнакомого мужчины. Фокусник показывал забавные фокусы. Вова не видел финиковое дерево. Свежие овощи и фрукты полезны всем. Сегодня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфетами. Дует северный ветер. На елку ребята повесили разноцветные флажки.

4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями.

вафельный торт дырявый кафтан деревянные ворота

красивый флажок фарфоровая вазочка родниковая вода

вкусная форель красивый флакон оловянная фляжка

новые туфли фиолетовый свитер финиковое дерево

5. Закончите предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед.)

В нашем доме не работает (лифт). Фая сварила компот из (сливы). Федя осветил дорогу (фонарь). Вера надела фланелевую (кофта). У автомобиля не было одной (фара). Гости пили чай с фруктовыми (конфеты). На всех домах развевались красные (флаги). Вера решила проветрить комнату и открыла (форточка). У нас оборвался телефонный (провод).

6. Вставьте в предложения пропущенные слова. Проверьте согласные в, ф в конце слова.

У дятла длинный... . У... длинная шея. Плотник построил... для овец. У Веры часто болит горло. Бабушка связала ей новый... . Утром Федя пьет чай или... . Федин папа на заводе шлифует детали, он работает... . Надо вовремя переходить дорогу, следует смотреть на... . Ночная птица-... . ... плохо видят днем, зато хорошо видят ночью. Сливы, яблоки, груши-это... . Картофель, свекла, репа - это... . Ночью нашу улицу освещает... . Около лифта дежурит... .

7. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

В классе показы...али учебный...ильм. Зимой надо открывать...рамугу. ...аря надела шар... и...арежки. У...анюши мехо...ая шубка. В походе нужны...онари и...ляжки. У...ити но...ая...уражка.

8. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните их.

Парк.

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют...онтаны. Около...онтанов ц...етут...иалки и...ысокой стеной растет тра...а. На...етках дере...ьев...есело чирикают...оробьи.

9. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами. Многосложные слова пишите по слогам.

Вопросы: Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Чем покрыты дороги в городе?

Что открывают зимой для проветривания комнаты?

10. Составьте предложения по опорным словам.

Форточка, Вера, закрывать. Вова, подвязать, фартук. Ночью, филин, видеть, хорошо. У, ворота, вратарь, стоять. Фаина, пода­рить, Вера Федоровна, фиалки. Вера Федоровна, ставить, в, фиалки, ваза, фарфоровая. Овцы, жить, в, хлев. Варя, фиолетовые, найти, васильки.

Дифференциация в - ф в связных текстах

1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

2. Диктанты.

Зрительный диктант

Проверьте с послоговым подчеркиванием и проговариванием слогов.

Методические указания. Логопед пишет на доске предложение. Дети читают это предложение, затем оно стирается. Учащиеся пишут его по памяти. Аналогично ведется работа с остальными предложениями.

Наш огород.

В нашем огороде растут свекла, морковь и фасоль. Сорная трава мешает расти овощам. Мы вырываем сорную траву. У нас растут хорошие овощи. Всю осень мы будем есть овощи, выращенные в нашем огороде.

На ферме.

Варя Филиппова работает на ферме. На ферме коровы и красивые забавные телята. Варя кормит коров и телят. С фермы молоко от­правляют в магазины. Летом на ферме работают школьники. Они копнят траву. Весело и дружно работают на ферме мальчики и де­вочки.

Слово для объяснения: копнят.

Слуховые диктанты

Пишите по слогам, слоги проговаривайте.

В школьном буфете продавали вафли. Положи в портфель пенал, букварь и тетради. В комнате - стол, кровать, диван и софа. Карто­фель, морковка, фасоль - овощи. Вера нарисовала льва и жирафа. Февраль - зимний месяц. В алфавите тридцать три буквы. Вьются флаги у ворот.

Мама купила два метра фланели. Из фланели она сшила Вале кофту. Вале понравилась фланелевая кофта. Она вешала кофту в шкаф. Бабушка связала внучке фуфайку. Валя ходит в новой фуфайке на каток.

Проверочные диктанты

Около школы красивые фонтаны. Около фонтанов цвели левкои и флоксы. За школой фруктовый сад. Осенью мы снимем спелые фрукты. В нашей столовой всегда есть свежие фрукты, которые мы сами выращиваем.

Птичка.

Ваня и Фая услышали стук. Это птичка стучала в окно своим клю­вом. Ваня открыл форточку и впустил птичку в комнату. Птичка влетела. Всю зиму дети ухаживали за птичкой. Наступила весна. Ваня открыл форточку и выпустил птичку на волю.

Составьте и запишите рассказы по опорным словам.

Федя - футболист.

Федя, футбол, воля, футболист, волейбол, забивает, свитер, во­рота, надевает.

Вера, физкультура, вывихнула, волейбол, левый плечевой сустав, врач, навещали, Федя, Варя, финики, фрукты, вафли, поправилась.

Изложение

Прослушайте рассказ. Разделите его на части. Озаглавьте каждую часть. Со­ставьте план к рассказу.

Методические указания. Логопед записывает составленный план на доске, выписывает трудные слова и словосочетания: Великая Отечественная война, Псковщи­на, фашистский патруль, день освобождения, спрятанный, сельсовет, имена и фамилии детей. После того как ученики напишут изложение, предложить проверить его друг у друга, ошибки подчеркнуть простым карандашом.

Четверо отважных.

Шла Великая Отечественная война. Фашисты захватили Псков­щину. Они издевались над всем, что было дорого советским людям.

Пионеры Федя Иванов, Ваня Пикалёв, Вера Федосеева и Володя Фролов решили спасти от врагов бюст В. И. Ленина. Бюст стоял в колхозном клубе. Ребята пробрались в клуб. Они бережно за­вернули бюст в куртки. Под носом фашистского патруля выпрыгнули в окно и выбрались из поселка. Бюст спрятали в надежном месте. Когда прогнали фашистов, отважные пионеры вытащили бюст из тайника.

Сейчас бюст В. И. Ленина снова стоит в помещении сельсовета.

Дифференциация г - к

Конспект занятия

Тема. Различение звуков и букв г - к.

Цель. Научить учащихся различать звуки и буквы г - к в слогах.

Оборудование. Плакаты, схемы, буквы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учащиеся делятся на две группы: «гуси» и «куры». Логопед дает сигнал: «Гуси». Учащиеся-«гуси» подают голос и садятся во второй ряд. По сигналу: «Куры» - учащиеся-«куры» садятся в первый ряд.

II. Знакомство с темой.

Логопед выясняет у учащихся, догадались ли они, с какими звуками будем сегодня работать.

Учащиеся. Со звуками г и к.

III. Выделение звуков г, к из слов.

Логопед читает стихотворение С. Погореловского «Как Мишка деда рассердил».

Пишет Мишка-Михаил: Мишкин дайте в них портрет!

«Дед Герасим гол забил». Писал диктовку в школе,

Все читают, восклицают А думал о футболе.

Ай да старый, гол забил! Оттого-то кол

Дать во все газеты Превратился в гол,

Дедовы портреты! И за этот гол

Нет,- сказал сердито дед,- Получил он кол.

Вопросы: В чем заключалась ошибка Мишки?

Какие два значения имеет слово кол?

Логопед. Назовите первые звуки в словах кол, гол. Что об­щего в этих звуках? (Звуки г, к - согласные.) Чем отличаются эти звуки? (Звук г - звонкий, к - глухой.)

IV. Выделение звуков г, к из слогов.

а а а а а а

о о о о о о

г у к у у к у у г у

ы ы ы ы ы ы

и и и и и и

Задание 1. Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слога. (Логопед диктует слоги, учащиеся записывают буквы в тетради.)

ка, гу, гы, ки, ги, ко, го, кё, ге, кя; кра, кро, гра, кры, гру, гры, гро, гре, кри, крё, грё

Задание 2. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные. (Работа выполняется аналогично предыдущей.)

око, ого, ука, уки, оги, ака, ага, уго, уко, оки, оги

Задание 3. Прослушайте и запомните ряды слогов, повторите их в той же последовательности.

га – ка – га ка – га – ка го – ко – го ко – го – ко ку – гу – ку

Задание 4. Запищите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую - с буквой г, во вторую - с буквой к.

гы, кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ага, ока, ога, ука, ига, его, ого, ёки, еги

Скажите, сколько слогов со звонкой согласной и сколько с глухой. Сколько звукосочетаний со звонкой и сколько с глухой согласной?

V. Итог занятия. Логопед. Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах?

Вам также будет интересно:

Александр порфирьевич бородин биография
Александр Порфирьевич Бородин (1833 — 1877) был одним из немногих людей нового времени,...
Солнечная система – мир, в котором мы живем
В 2006-ом году в мире астрономии произошел довольно неординарный случай. Плутон исключили...
Фото далекого космоса, сделанные телескопом хаббл
(среднее: 4,83 из 5) Этот репортаж доступен в высоком разрешении. Таинственные...
Параллельные вселенные и теория множественности миров Несколько вселенных
В космологии уже давно рассматривается гипотеза о том, что наша Вселенная - не единственная...
Формирование нд по прибыли в 1с 8
Налог на прибыль в 1С рассчитывается по итогам месяца после запуска регламентной операции,...