Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Афоризмы и цитаты про воображение. Кто из великих философов изрек, что "ничто так не поражает мое воображение, как звездное небо над головой и нравственный закон во мне"? Мой взгляд на мир

Вариант 1.

А1. Кем впервые был введён в научный оборот термин «социология»?

    М. Вебером 3) О.Контом

    К. Марксом 4) Г. Лейбницем.

А2. Кто сформулировал следующую сентенцию: «Я знаю только то, что я ничего не знаю»?

    Сенека 3) Аристотель

    Сократ 4) Анаксимандр.

А3. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока?

    Китай 3) Индия

    Вавилон 4) Египет.

А4. Термин философия появляется:

    в Древнем Китае 3) в Древнем Египте

    в Древней Индии 4) в Древней Греции.

А5. Конфуцианство – это:

    свод боевых искусств

    этические нормы

    юридические нормы

    сборник мифов.

А6. Назовите европейского философа, который относится к философии экзистенциализма

    Гегель 3) Сартр

    Фейербах 4) Гэлбрейт.

А7. Что марксизм понимает под социализмом?

    Общество будущего

    Первую (низшую) фазу коммунистической формации

    Общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом

    Разновидность империализма.

А8. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?

    «Утопия» 3) «Политика»

А9. Что означает понятие социология ?

    Учение об обществе как целостной системе

    Наука, изучающая человека

    Наука, изучающая отдельные социальные группы общества

    Учение о политическом устройстве общества.

А10. Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого получила своё название философское течение XX в. экзистенциализм?

    сущность 3) бытие человека

    существование 4) стремление к бесконечности.

А11. Кто из великих философов изрёк, что «ничто так не поражает моё воображение, как звёздное небо над головой и нравственный закон во мне»?

    Л. Фейербах 3) Г. Гегель

    И. Кант 4) Д. Дидро.

А12. Назовите одну из неправильных

    монархия 3) тирания

    полития 4) аристократия.

А13. Назовите одного из представителей французского утопического социализма XVIII в.

    Р. Оуэн 3) Д. Дидро

    Вольтер 4) Ш. Фурье.

А14. Какой голландский учёный первой половины XVII в., заложивший основы науки о государстве и праве, первым выдвинул идею общественного договора?

    Б. Спиноза 3) Т. Гоббс

    Г. Гроций 4) Дж. Локк.

А15. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

    Аристотель 3) Т. Кампанелла

    Платон 4) Т. Мор.

    К. Маркс и Ф. Энгельс

    А. Смит и Д. Рикардо

    Т. Мор и Ф. Бэкон

    Вольтер и Д. Дидро.

А17. Идею самобытности России, её принципиального отличия от стран Западной Европы провозглашали

    славянофилы 3) социал-демократы

    западники 4) кадеты.

А18. Одним из основателей философии технократизма является

    А. Смит 3) Ф. Энгельс

    Э. Бернштейн 4) Дж. Гэлбрейт.

А19. Понятие даосизм переводится как

    Учение о пути

    Учение о благородном муже

    Учение о мире

    Учение о Боге.

А20. Первым источником философской мудрости Древней Индии стали

    саги 3) законы

    эпосы 4) веды.

В1. Учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – Карме – является неотъемлемой частью …………….. …………….. философии.

В2. Вставьте пропущенные понятия: «А. Смит выделял три основных условия процветания государства:

    господство…………….. ………………….. ;

    невмешательство…………………………. в экономику;

    отсутствие препятствий для развития ……………………. ………………………….. ».

В3. Установите соответствие между лидерами различных течений марксизма и их убеждениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИДЕРЫ УБЕЖДЕНИЯ

А) В. Ленин 1) Политика частичных реформ позволит капитализму постепенно трансформироваться в социалистическом направлении; «цель – ничто, движение – всё»

Б) Э. Бернштейн 2) Партия пролетариата является руководящей и направляющей силой, без которой невозможно завоевание диктатуры пролетариата и построение коммунистического общества.

В4. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

    психология А) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни

    социология Б) поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания.

    демография В) взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальная структура общества.

В5. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к философским школам Древней Индии.

Веды, Упанишады, карма, дао, четыре благородные истины.

Ответ:…………………………

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С3.

Платон – древнегреческий философ и социальный мыслитель, один из основоположников политической науки. Разрабатывал модель идеального государства. Одной из наиболее известных работ стало «Государство».

«Говорят, что творить несправедливость обычно бывает хорошо, а терпеть её - плохо. Однако когда терпишь несправедливость, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда её творишь. Поэтому, когда люди отведали и того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они, раз уж нет сил избежать одной и придерживаться другой, нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости и не страдать от неё. Отсюда взяло своё начало законодательство и взаимный договор. Установления закона и получили имя законных и справедливых – вот каково происхождение и сущность справедливости.

Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое- кто был в нём счастлив, но так, чтобы оно было счастливо всё в целом».

С1. Что понимается в документе под несправедливостью и справедливостью?

Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

10 класс. Профильный уровень.

Вариант 2.

А1. Что означает понятие социология ?

    учение об обществе как целостной системе

    науку, изучающую человека

    науку, изучающую отдельные социальные группы общества

    учение об общественно-экономической формации.

А2. Кто из великих философов в качестве девиза своей философии сформулировал принцип «cogito ergo sum», что означает в переводе с латинского «мыслю, следовательно, существую»?

    Г. Лейбниц 3) М. Монтель

    Р. Декарт 4) Дж. Локк.

А3. Что в марксизме определяется как «исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства»?

    цивилизация

    политическая надстройка

    базис

    общественно-экономическая формация.

А4. Что такое общественный договор ?

    юридическое понятие заключения международных соглашений

    философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми

    понятие, означающее соглашение между двумя национальными государствами

    разновидность договора, который устанавливается между юридическими лицами.

А5. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.

    идея установления диктатуры пролетариата

    идея социалистической революции

    идея равенства

    идея классовой борьбы.

А6. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.

    «Государь» 3) «О гражданине»

    «Кодекс природы» 4) «Город солнца».

А7. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?

    экзистенциализм 3) неотомизм

А8. Какое суждение верно? Г. Спенсер выделил следующие типы общества:

А. Военное, с принудительным сотрудничеством.

Б. Промышленное, с добровольным сотрудничеством.

1) верно только А 3 ) верно и А, и Б

А9. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии.

    Демокрит, Сократ 3) Гераклит, Пифагор

    Фалес, Анаксимен 4) Платон, Аристотель.

А10. Назовите одну из правильных форм государства по Аристотелю

    монархия 3) тирания

    олигархия 4) охлократия.

А11. Что такое стоимость ?

    индивидуальные затраты конкретного товаропроизводителя

    цена товара, возникающая на рынке

    о бщественно необходимый труд, затраченный на производство товара

    разница между затратами на производство товара и ценой, по которой товар продаётся.

А12. Что утверждает социологическая концепция технократизма?

    неизбежность победы научно-технической революции

    необходимость установления власти инженеров и технических специалистов, осуществляемой в интересах всего общества

    необходимость подчинения всей жизни общества научному прогнозированию и регуляции

    необходимость модернизации всех сторон жизни общества.

А13. Что является источником прибавочной стоимости?

    неоплаченный труд наёмных рабочих

    избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью

    неэквивалентный обмен на рынке

    стремление капиталиста к сверхприбыли.

А14. До К. Маркса теория трудовой стоимости была разработана в трудах:

    У. Петти 3)А. Смита и Д. Рикардо

    Т. Гоббса 4) Д. Дидро и Ж.Ж Руссо.

А15. К. Маркс и Ф. Энгельс считали определяющим фактором в жизни общества:

    религию

    нравственное совершенство человека

    материальное производство

    идеологию.

А16. И западники, и славянофилы были:

    монархистами 3) социалистами

    либералами 4) революционерами.

А17. Какому понятию соответствует данное определение:

«Течение философской мысли, в основе которой лежит доктрина о том, что Россия есть Евразия, третий срединный континент, эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии»?

    западничество 3) деизм

    славянофильство 4 ) евразийство

А18. Теория, по которой человек для реализации своих естественных прав может выступать партнёром государства, отдавая часть своих прав в обмен на обеспечение государством его безопасности и собственности

    теория коллективного договора

    патриархальная теория

    теория общественного договора

    психологическая теория

А19. Социалистом-утопистом не является

    Т. Кампанелла 3) Ф. Бекон

    Т. Мор 4) Р. Оуэн

А20. Утверждение: «Главным источником богатства является труд» - принадлежит

    Э. Бернштейну 3) А. Сен-Симону

    А. Смиту 4) Вольтеру

В1. Вставьте слова вместо пропусков.

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия изучают человека как………………….. организм.

Человек как ………………………… , как субъект…………………… жизни является предметом изучения психологии, философии, социологии, этики, педагогики, правоведения.

В2. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

    Экономика А) прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.

    Этнография Б) производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

    История В) бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.

В3. Перед вами суждения. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие – психологии. Соотнесите суждения и название науки.

    Социология А) Элита – высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

Г) Кадровым рабочим человек становится к 30 годам.

В4. Вставьте пропущенное слово:

Философия

онтология

………………………….

эстетика

В5. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к философским школам Древнего Китая.

Инь, ян, дао, сын Неба, карма, благородный муж.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:…………………………

Н. Макиавелли «Государь».

«Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надёжнее выбирать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они не- благодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечёт нажива; пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тот час от тебя отвернутся. И худо придётся тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая даётся за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.

Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных».

С3. Какой правитель признаётся мудрым?

С4. О каких типах управления государством идёт речь и как они были представлены в мировой истории?

Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

10 класс. Профильный уровень.

Вариант 3.

А1.Что такое гносеология?

    Раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности.

    Совокупность религиозных доктрин о сущности Бога.

    Раздел философии, изучающий фундаментальную природу бытия.

    Христианские нравственные ценности.

А2. Верны ли следующие суждения о мифологическом сознании?

А. Всё, что непосредственно воздействует на ум, волю и чувство есть реальность.

Б. Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических.

1) верно только А 3 ) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

А3. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным, как правление лучших и благородных?

    демократическое 3) олигархическое

    аристократическое 4) теократическое.

А4. Верны ли следующие суждения о древних мифах?

А. В древних мифах выделяется идея творения.

Б. Древние мифы основаны на идее развития.

1) верно только А 3 ) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

А5. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?

    Отношения собственности

    Отношения распределения

    Отношения обмена

    Отношения с государством.

А6. Какое суждение верно? По мнению экзистенциалистов, человек обретает свою сущность:

А. После рождения, т.е. его природа заранее задана.

Б. Человек делает себя сам.

1) верно только А 3 ) верно и А, и Б

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Какому понятию соответствует данное определение:

«Самая древняя и фундаментальная наука, устанавливающая наиболее общие закономерности развития природы и общества»?

    история 3) экономика

    философия 4) политология

А8. Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений?

    явление 3) критерий

    сущность 4) абстрагирование.

А9. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы рассматривая их в связи с общественным целым?

    социология 3) политология

    политэкономия 4) социальная психология.

А10. В каком столетии впервые появляется термин социология?

    в XV 2) в XVII 3) в XIX 4) в XX.

А11. Кто из французских философов, выражая своё отношение к церкви, призывал: «Раздавите гадину!»?

    Ж.Ж. Руссо 3) Д. Дидро

    Вольтер 4) Ж.О. Ламетри

А12. Какая из указанных религий возникла позже других?

    христианство 3) буддизм

    ислам 4) иудаизм.

А13. Какому понятию соответствует данное определение:

«Стоимость, созданная трудом рабочего в прибавочное время, результат неоплаченного капиталистами труда рабочего»?

    стоимость товара

    потребительная стоимость

    прибавочная стоимость

    стоимость рабочей силы.

А14. Назовите философа, который был сторонником философии экзистенциализма

    Сартр 2) Гелбрейт 3) Гегель 4) Фейербах.

А15. Назовите сторонников теории «общественного договора»

    А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах

    Д. Дидро, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо

    Ж.Л. Гей-Люссак, К. Рупрехт, В. Гейзенберг

    О. Конт, Г. Спенсер, А. Смит.

А16. Т. Гоббс называл догосударственное состояние общества

    дикостью 3) войной всех против всех

    варварством 4) первобытным обществом.

А17. Идеология славянофилов включала в себя следующий принцип:

    идеализацию прошлого

    индивидуализм

    монархизм

    космополитизм.

А18. В соответствии с марксистской теорией главной производительной силой любого общества являются:

    люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками

    люди, находящиеся на государственной службе

    люди, обладающие частной собственностью

    люди, относящиеся к наиболее революционному классу – пролетариату.

А19. К философам-просветителям не относится :

    Вольтер 3) Монтескье

    Фурье 4) Дидро.

А20. На смену капитализму, согласно теории К. Маркса, должна прийти новая общественно-экономическая формация

    социалистическая 3) цивилизационная

    технократическая 4) коммунистическая.

В1. Вставьте пропущенные понятия.

К. Маркс считал, что общество развивается по следующим законам:

1) …………… ………………. определяет общественное сознание.

2) решающую роль в жизни общества играет……………………. производство.

3) производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню…………………..

…………………………. .

В2. Вставьте пропущенное слово. Утверждение: «победа социалистической революции первоначально возможна в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране» - принадлежит…………………………….. .

В3. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

    Антропология А) отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.

    Политология Б) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни.

    Демография В) происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.

В4. Перед вами суждения. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие – психологии. Соотнесите суждения и название науки.

    Социология А) В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

    Психология Б) Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение.

В) Элита – высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

Г) Рефлексы делятся на врождённые и приобретённые.

В5. Ниже приведены имена философов. Все они, за исключением одного, относятся к философам Древней Греции.

Фалес, Анаксимен, Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:…………………………

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Аристотель «Политика»

«Общение, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, - селение. Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершённое государство, возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения. Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое.

Мы считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании. Гражданин относится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне - к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение, благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и неодинаковы, все же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй.

Человека, живущего вне государства, можно сравнить с одинокой пешкой на шахматной доске, не имеющей без окружающих фигур ни смысла, ни значения, ни ценности. Человек есть общественное существо в гораздо большей степени, нежели муравьи, пчёлы или другие стадные животные, и именно это отличает его от всех других живых существ. Только человек способен различать добро и зло, справедливость и несправедливость, но вне государства не существует ни отношений, ни поступков, в которых проявлялись бы эти качества. Поэтому государство оказывается первичным по отношению к семье, и к роду, и к каждому отдельному человеку, как целое первично по отношению к своим частям. Например, рука, отделённая от тела, теряет возможность реализации своей главной функции, а значит, перестаёт быть собственно рукой, т.е. она остаётся рукой только по названию, но не по сути. Так и отдельно взятый человек в сравнении с государством».

С1. В чём Аристотель видит цель государства?

С2. Каковы, по мнению философа, причины появления государства?

С3. Кого Аристотель считает гражданами?

С4. Гражданин существует для государства или государство для гражданина? Как отвечает на этот вопрос философ? А как считаете вы?

Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

10 класс. Профильный уровень.

Вариант 4.

А1. Основными источниками понимания окружающего мира на ранней стадии до государственного общественного развития были

    законы 3) религиозные нормы

    мифы 4) моральные нормы.

А2. Согласно греческой мифологии, огонь людям подарил

    Нептун 2) Прометей 3) Ахилл 4) Геракл.

А3. Закончите предложение. Йога является одним из способов освобождения души, цель которого

    Продемонстрировать свои чудесные способности

    Поразить воображения окружающих

    Достичь состояния, которое поможет освобождению души от пут кармы

    Соединиться с мировым разумом.

    Аристотель 2) Конфуций 3) Платон 4) Эпикур.

А5. Аристотель считал, что опорой государства должны быть

    низшие слои общества

    средние слои общества

    высшие слои общества

    одарённые личности – философы.

    Т. Гоббс 2) Дж. Локк 3) Ж.Ж. Руссо 4) Ш. Монтескье.

А7. Теория, предполагающая постепенный переход государственного управления в руки инженерно-технической интеллигенции

    технократизм 3) энергетизм

    экзистенциализм 4) социализм.

А8. Как называется труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею «общественного договора»?

    «О государстве» 3) «О праве войны и мира»

    «Левиафан» 4) «Город солнца».

А9. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

    Аристотель 2) Платон 3) Т. Мор 4) Т. Кампанелла.

А10. Какое понятие соответствует следующему определению:

«Пограничная дисциплина, которая исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации, изучает социальную базу формирования личности»?

    социология 3) философия

    психология 4) социальная психология.

А11. Кем впервые был введён в научный оборот термин социология ?

    М. Вебером 2) К. Марксом 3 ) О. Контом 4) А. Смитом.

А12. Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?

    Платону 2) Гераклиту 3) Цицерону 4) Эпикуру.

А13. Что означало слово демократия у древних греков?

    равные права 3) власть народа

    равные возможности 4) власть избранных.

А14. К памятникам древнеиндийской культуры относится:

    Упанишады 3) Тибетская книга мёртвых

    Эпос о Гильгамеше 4) Книги Царств.

А15. Какое понятие соответствует следующему определению:

«Историческая ступень общественного развития, основанная на определённом способе производства, со своим базисом и надстройкой»?

    Способ производства

    Общественно-экономическая формация

    Прибавочная стоимость

    Общественное бытие.

А16. Назовите одного из представителей французского утопического социализма XVIII в.

    Р. Оуэн 2) Вольтер 3) Ш. Фурье 4) Т. Мор.

А17. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.

    «История Флоренции»

    «Государь»

    «О гражданине»

    «Левиафан».

А18. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?

    «Утопия»

    «Кодекс природы»

    «Город солнца»

    «Левиафан».

А19. Какому понятию соответствует следующее определение: «Описание профессии, информация о её особенностях и особенностях профессиональной деятельности»?

    профессиограмма 3) резюме

    эссе 4) эмпатия.

А20. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?

    экзистенциализм 3) неогегельянство

    неокантианство 4) технократизм.

В1. Тезис о том, что судьба человека определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено, принадлежит философии ………………….. .

В2. Согласно взглядам В. Соловьёва, историю олицетворяют три силы:

    мусульманский Восток

    ………………. …………………..

    ………………. ………………….

В3. . Перед вами суждения. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие – психологии. Соотнесите суждения и название науки.

    Социология А) Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение.

    Психология Б) Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.

В) Рефлексы делятся на врождённые и приобретённые.

Г) кадровым рабочим человек становится к 30 годам.

В4. Установите соответствие между науками, в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким описанием.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

    Педагогика А) наука, о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.

    Философия Б) наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества.

    Биохимия В) наука о воспитании и обучении.

В5. Ниже приведены имена общественных деятелей России XIX в. Все они, за исключением одного, относятся к славянофилам.

А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, И.В. Киреевский.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:…………………………

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Т. Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

«При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военные действия, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путём сражения.

Состояние войны всех против всех характеризуется так же тем, что при нём ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствие точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

Цель государства – главным образом, обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью или намерением людей (некоторые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащих в страхе под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.

Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу и доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путём, а именно сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты».

С1. Как называется теория происхождения государства, основы которой выражены в тексте?

С2. Как зависимы понятия «война против всех», «государство», «гражданское состояние», «власть»?

С3. Почему в определении сущности государства Гоббс использует понятие «единое лицо»? Какую существенную сторону функционирования государства определил философ, используя это образное выражение?

С4. Объясните, какая функция государства более важна: 1) поддержание справедливости, 2) поддержание мира, 3) согласование интересов населения, 4) развитие частной инициативы.

Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

10 класс. Профильный уровень. Ключ к тестам

Вариант 1.

А1-3; А2-2; А3-3; А4-4; А5-2; А6-3; А7-2; А8-2; А9-1; А10-2; А11-2; А12-3; А13-4; А15-4; А16-1; А17-1; А18-4; А19-1; А20-4.

В1- древнеиндийской;

В2-1-частной собственности,

2-государства,

3- частной инициативы.

В3- А2Б1;

В4-1Б2В3А;

В5- дао

Вариант 2.

А1-1; А2-2; А3-4; А5-3; А6-1; А7-1; А8-3; А9-2; А10-1; А11-3; А12-2; А13-1; А14- 3; А15- 3; А16-2; А17-4; А18-3; А19-3; А20-2.

В1- биологический, личность, общественной;

В2-1Б2В3А;

В3- 1АГ2БВ;

В4-гносеология;

В5-карма.

Вариант 3.

А1-1; А2-3; А3-2; А4-3; А5-1; А6-2; А7-2; А8-2; А9-1; А10-3; А11-2; А12-2; А13-3; А14-1; А15-2; А16-3; А17-1; А18-1; А19-2; А20-4.

В1-1.общественное бытие

2. материальное

3. производительных сил.

В2- Ленину

В3- 1В2А3Б

В4- 1БВ2АГ

В5- Конфуций.

Вариант 4.

А1-2; А2-2; А3-3; А4-3; А5-2; А6-3; А7-1; А8-2; А9-3; А10-4; А11-3; А12-2; А13-3; А14-1; А15-2; А16-3; А17- 2; А18-3; А19-1; А20-1.

В1-конфуцианства

В2- 2. Западная цивилизация

3.Славянский мир.

В3- 1АГ2БВ

В4- 1В2А3Б

В5- Грановский.

Мудрые мысли

(30 ноября 1835, посёлок Флорида (штат Миссури) - 21 апреля 1910, Реддинг (штат Коннектикут); похоронен в Элмайре (штат Нью-Йорк))

Выдающийся американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров - реализм, романтизм, юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др., и во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа.

Цитата: 358 - 374 из 592

Никто не лжет, когда молится.


Никто не мог бы жить с человеком, постоянно говорящим правду; слава богу, ни одному из нас эта опасность не угрожает.


Никто не потворствует дьяволу, все осуждают его, но делают это без дерзости, с долей почтения.


Ничего подобного я не предпринимал и не собираюсь предпринимать на протяжении всей моей жизни (о сообщении в газете о своей смерти).


Ничего так не нуждается в исправлении, как чужие привычки.


Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру.


Ничто так не нуждается в исправлении, как чужие привычки.


Ночью шторм достиг небывалой силы. Судно резко накренилось, и всё: пассажиры, столы, карты, бутылки – с треском покатилось по палубе. Хор из пятидесяти голосов возопил: «Боже, спаси нас и помилуй!» Но один голос, звонкий и чистый, перекрыл эти стенания: «Братцы, не забудьте, я объявил семь в бубнах!»


Нужно встать на голову, чтобы получить максимальное наслаждение от захода солнца, и нужно заключить пейзаж в толстую массивную раму, чтобы извлечь всю его красоту.


О «мормонской библии»:
Есть люди, которым требуются горы доказательств, прежде чем они найдут в себе силы хоть отчасти поверить чему-нибудь, но я, когда человек говорит мне, что он «видел письмена на скрижалях», и – мало того – при этом присутствовал ангел и видел, как он видел, и, вероятно, взял с него надлежащую расписку, – то я уже чувствую, что далеко ушел по пути безоговорочной веры, – пусть даже я никогда и не слыхивал об этом человеке и не знаю ни как зовут ангела, ни какой он национальности.


О годах, когда было туго с деньгами:
Нужда рождает отвагу. Я не сомневаюсь, что если бы мне в то время предложили перевести талмуд с древнееврейского, я бы взялся, – и при этом я бы постарался за те же деньги внести в него как можно больше выдумки.


О Калифорнии времен «золотой лихорадки»:
По улицам сновали озабоченные толпы людей, всюду кипела работа, раздавался смех, музыка, брань, люди плясали, ссорились, стреляли и резали друг друга, каждый вечер к завтраку газеты сервировали своим читателям свежий труп – убийство и дознание, – словом, здесь было все, что украшает жизнь.


О немецких студентах-дуэлянтах:
Если вы видите немца с изуродованным лицом, никогда нельзя быть уверенным, изувечен ли он на войне или просто получил высшее образование.


О певице Аделине Патти:
Я бы скорее согласился спать с совершенно раздетой Аделиной Патти, чем с генералом Грантом в полной форме.
(Улисс Грант – президент США, герой Гражданской войны 1861 – 1865 гг.)


О романах Джейн Остин:
Когда я беру какой-нибудь из романов Джейн Остин, я чувствую себя как хозяин салуна, вступивший в райское царство. Я знаю, что он при этом почувствовал бы и как прокомментировал увиденное. Райские кущи не пришлись бы ему по вкусу, и он, вероятно, так и сказал бы.


О тамариндах, гавайских плодах:
Тамаринды едят только приезжие, да и те один раз в жизни.


О царе Соломоне (из «Приключений Гекльберри Финна»):
– Неужто ты не слыхал про гарем? У Соломона он тоже был. А жен у него было чуть ли не миллион.
– Ну, должно быть, и шум же у них в детской! Да еще, я думаю, эти самые жены все время ругаются, а от этого шуму только больше. А еще говорят, что Соломон был первый мудрец на свете! Я этому ни на грош не верю. Да разве станет умный человек жить в таком кавардаке? Нет, не станет. Умный человек возьмет и построит котельный завод, а захочется ему тишины и покоя – он возьмет да и закроет его.

Совсем недавно, а для меня - это было в конце прошлого века - я часто встречался
со школьными учителями, нашей, всё ещё Свердловской области. Но не как школьник,
а в непривычном статусе учителя учителей. В те времена, как впрочем и сейчас,
преподаватели вузов читали лекции учителям - но в этом порыве тогда не было
ни системы, ни глубокого содержания.
Учителей более напугали своей учёностью, чем помогли в решениях его ежедневных
и потому вечных раздумий.
Первое, о чём я хочу сказать, касается впечатления от первых встреч с учителями.
И это первое впечатление осталось навсегда всегда со мной.
Я запомнил лица учителей, усталых, задумчивых, прекрасных.
Но самое главное,что и запомнилось, было разительное различие облика, характера лиц,
учителей, например, из нашего областного мегаполиса и из дальних провинций
- посёлков, затерянных в тайге и в снегах на северо-западных окраинах нашей
огромной области.
Городские учителя, вернее, учительницы, ничем не отличались от других
усталых женщин многоликого мегаполиса: служащих, делопроизводителей, менеджеров и пр.
А учительницы из дальних школ были светлы лицом. В облике и речи их
угадывалась другая традиция, корни которой терялись в семьях ссыльных
разночинцев, студентов, декабристов, дворян из северо-западных областей России.

Второе событие, которое относится к этому же времени и тоже осталось
в моей памяти и даже изменило как-то мою жизнь.
Если выезжать на север из Екатеринбурга по Серовской дороге,
то неизменное минуешь город Верхняя Пышма, а справа от дороги оставишь
здешнюю школу, которая в те времена была «немецкой»,
то есть с настойчивым изучением немецкого языка.
И это обстоятельство объясняло появление на стене в центральном
зале школы изречения знаменитого прусского философа Иммануила Канта;

«Две вещи потрясают моё воображение:
звёздное небо над головой и
нравственный закон внутри нас».

Эти слова были написаны крупным готическим шрифтом на немецком языке,
но я их узнал, потому что старания моей школьной учительницы
Серафимы Григорьевна Поддъяпольской не прошли бесследно.
Так случилось, что немецкое участие в жизни, труде и быту такого далёкого
от лини фронта городе, как наш, стало заметнее в послевоенные годы:
военнопленные строили дома и дороги, а позднее даже обнаружились
дальние (а какие ещё могли быть у нас?!) родственники Иммануила Канта.
Наконец, после создания Калининградской области, философ хотя и полтора
века после кончины оказался в одной стране с нами.

«…звездное небо над головой…»

Жители больших городов не видят ни звёзд, ни звёздное небо и
это нев
и дение и неве дение началось не вчера и закончится не завтра.
Мы лишены звёздного неба, потеряли желание и возможность
ориентироваться по звёздам в течение всей своей жизни, прошла эпоха
великих географических открытий, изменился характер и психология
жителей морских империй - Испания и Португалия, да и Великобритания
потеряла своё величие и Солнце, которое никогда не заходило над великой ипмерией,
сейчас скрывается после скромного полёта по небу.

Над нами уже не простирается «звёздное небо над головой»,
исчезла небесная сущность человеческой жизни, и мы на земле стали вполне земными.

Но эта только видимость. Открылась другая глубокая правда нашей связи со звёздами.
Оказывается мы все представляем собой живое и одушевлённое звёздное вещество,
мы состоим из субстанции, вещества, из атомов, рождённых в недрах звёзд.
Такое высокое происхождение нас ко многому обязывает.
«..звёздное небо над головой» …
и звёздное вещество внутри нас…

Но философ говорил не о физико-химическом, вещественном родстве
человека и звёзд, а о

….«нравственном законе внутри нас»...

Суть проблемы заключается в том, что наша Земля «прекрасна и, может быть,
одинока среди сияющих звёзд и планет».. осознать, что ни в Солнечной системе,
ни, пожалуй, в Галактике нет обитаемых небесных систем,
и жизнь на Земле - уникальное событие во Вселенной.
И это «одиночество обитаемой Земли» придаёт необыкновенную значительность
и ответственность жизни и мысли каждого человека.

И двигателем мысли и чувства во Вселенной является нравственный закон внутри нас.
Удивительное чувство уникальности и вселенского масштаба жизни
на Земле бытует в стихах и судьбах русских поэтов - Михаила Ломоносова,
Гавриила Державина, Велимира Хлебникова, Ксении Некрасовой.

И в словах и мыслях Иммануила Канта, нашего «земляка» из Калининграда.

P.S. Всё-таки полезно посещать время от времени школу...

"Ничто так не поражает мое воображение, как звездное небо над головой и нравственный закон во мне".

И. Кант

В своих воспоминаниях академик Н. Рерих рассказывает: в молодости, начинающим ху­дожником, он пришел к Л. Н. Толстому и с трепетом показал ему фотографию первой своей большой картины. На картине гонец в ладье пересекал реку, направляясь к древне­му славянскому поселению с вестью о том, что «восстал род на род». Писатель долго раз­глядывал фотографию. Потом спросил:

А случалось ли вам самому в лодке пере­езжать быструю реку? То-то вижу: не случа­лось. Надо править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет.

Помолчав, он тихо сказал, как бы самому себе:

Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше: жизнь снесет. Эти слова вспомнились мне, когда я был в раздумье: стоит ли писать о том, как я представляю себе школу будущего? Может быть, не надо заглядывать вперед - жизнь сама принесет к берегу? Нет, надо. Воспитание имеет одну очень интересную особен­ность: то, что усилиями и волей воспитателя закладывается в душе воспитанника сегодня, дает свои результаты не завтра и не после­завтра, а через десять, двадцать, через пять­ - десять лет. В большей мере, чем кто бы то ни было, мы, педагоги, работаем на будущее. Из чего же складывается школа будущего? Первое - это учитель как важнейшая воспитывающая сила.

А детство, детский мир-это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год -вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

В. А. Сухомлинский

О себе

Романова Любовь Михайловна. Преподаватель истории и обществознания. Образование высшее (КазГПИ)

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Отечественная и зарубежная классика: В. Гюго "Отверженные", Ш. Бронте "Джен Эйр", все произведения А. П. Чехова (особенно "Цветы запоздалые").

В научной литературе-труды академика В. Леви: "Искусство быть собой" и др. Книги Леви я советую читать своим ученикам среднего и старшего подросткового возраста, в них в доступной и увлекательной форме автор помогает всем нам преодолеть многие проблемы в жизни, дает ценные психологические советы и предлагает тренинги.

Мой взгляд на мир

"Жизнь не так плоха, как нам кажется и не так хороша, как нам кажется".

Мои достижения

Моё портфолио

«Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство». Шевелев И.

Участвуя в работе сайта, я надеюсь передавать свой опыт работы всем, кого он заинтересует. Мною разработаны программы подготовки старшеклассников к ЕГЭ. Анализируя ошибки, допущенные моими учениками при подготовке к ЕГЭ по истории я пришла к выводу, что одна из плохо усваиваемых ими тем-культура различных периодов истории. Поэтому я разработала методические рекомендации с практическими заданиями по этому направлению. В результате подготовки мои выпускники имеют более высокие результаты по городу. Также ежегодно они становятся победителями и призерами городских и региональных олимпиад.

За период многолетней работы в городской олимпиадной комиссии мне удалось отслеживать типичные ошибки и пробелы в знаниях учеников и систематизировать работу по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию.

Прививаю своим воспитанникам активную жизненную позицию и они участвуют в различных конкурсах. На основе обобщения опыта работы мною разработан проект "Формирование системы ценностных ориетаций учащихся"(в приложение к нему-Программа элективных курсов по обществознанию и методические разработки занятий).

Мои публикации:

Тестовые задания по истории в сборнике заданий Межвузовского подготовительного отделения г. Санкт-Петербурга

статья "Роль игры в процессе обучения"

статья "Формирование системы ценностных ориентаций учащихся"

Вам также будет интересно:

Сколько будет весить человек на планетах солнечной системы Какой вес человека на луне
February 3rd, 2015 , 03:55 pm Pete Revonkorpi: IllustratorСилой тяжести называется сила,...
Этих птиц называют летающими драгоценными камнями
"Прекрасные обитатели голубого поднебесья" Викторина "Их стихия – небо" Работу...
Спортивное развлечение в старшей группе «Туристы
Вед.: — Добрый день, ребята! Сегодня, 27 сентября, отмечается Всемирный День туризма. Во...
Совместимость Рыб и Раков: гармония во всем Как привлечь мужчину рыбу женщине рыбе
Путь к сердцу мужчины, рожденного под созвездием рыбы, обещает быть тернистым, но...