Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Лежать в больнице сонник

К чему снится скорая помощь Толкователь снов сибирской целительницы Н

Отдел развития карьеры тур — основной

Контр олимпиада для студентов финансовых специальностей

Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов Психологическая структура и типы личности по фрейду

Джой Пол Гилфорд — Один из основателей психологии творчества Дж гилфорд биография

О грамматических ошибках при построении сложноподчиненных предложений Ошибки в построении сложных предложений

За что Адам и Ева были изгнаны из рая?

Склонение по падежам слова падеж в единственном и множественном числе Падежи существительных во множественном числе

Восемь основных триграмм и-цзин

Всемирная история в лицах Царь лидии крёз и солон

Существует ли любовь? Есть ли любовь? Существует ли любовь на самом деле наука

Личная триграмма по фен шуй

Плевать: к чему снится сон

Толкование в перевернутом положении

Закон о контролируемых иностранных компаниях: новые способы борьбы с офшорами. Контролируемые иностранные компании Закон о контролируемых иностранных компаниях

С 2015 года часть первая Налогового Кодекса РФ дополнена главой 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», состоящая из четырех статей.

В настоящей статье разберемся, какие иностранные компании признаются контролируемыми, каким образом осуществляется налогообложение, в чем состоят налоговые риски.

Какая иностранная компания признается контролируемой (КИК)

Согласно п. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной организацией (далее – «КИК») признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно двум условиям:

  • Контролирующим лицом является налоговый резидент РФ.
  • Сама иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ .

Контролирующим лицом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Контроль определяется по доле участия: если большая часть всех участников является налоговыми резидентами РФ, то для признания налогоплательщика контролирующим лицом достаточно 10%, иначе критерий повышается и составляет 25% (п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (п. 9 ст. 25.13 НК РФ).

Кто должен платить налоги с прибыли КИК и декларировать ее

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом пропорционально доле его участия при определении налоговой базы (п. 2 ст. 25.15 НК РФ):

  • по НДФЛ (если контролирующим лицом является физическое лицо);
  • по налогу на прибыль (если контролирующим лицом является организация).

Следует подчеркнуть, что даже если контролирующее лицо – организация, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, применяет УСН, то в отношении прибыли КИК применение УСН не допускается (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Соответственно, декларирует прибыль КИК также контролирующее лицо. При этом к декларации (по НДФЛ или налогу на прибыль) должны быть приложены следующие документы:

  1. Финансовая отчетность КИК (составленная за декларируемый период)
    В случае отсутствия финансовой отчетности предоставляются иные документы, подтверждающие величину прибыли КИК. Перечень таких документов в настоящее время не установлен и не разъяснен.
  2. Аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК – при необходимости
    Аудиторское заключение предоставляется вместе с финансовой отчетностью в случае проведения обязательного аудита (в соответствии с личным законом или учредительными документами). Также аудиторское заключение может быть предоставлено, если аудит проводился добровольно.

Все документы должны быть переведены на русский язык.

Когда можно не платить налог с прибыли КИК

Освобождение прибыли в пределах лимита

Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ предусмотрено освобождение прибыли КИК от налогообложения в пределах следующих лимитов (п. 2 ст. 3):

  • прибыль КИК, полученная за 2015 год - 50 миллионов рублей;
  • прибыль КИК, полученная за 2016 год - 30 миллионов рублей.

Начиная с 2017 года, прибыль КИК будет облагаться налогом при превышении 10 миллионов рублей (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).

Если прибыль КИК освобождается от налогообложения, то у контролирующего лица отсутствует обязанность по предоставлению декларации. Вместе с тем, обязанность по представлению уведомления, предусмотренная пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ, остается.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 31.03.2016 N 03-10-10/18312, 16.06.2016 № 03-04-05/35146, от 05.08.2016 № 03-04-06/46173, от 27.12.2016 № 03-12-12/2/78293.

Освобождение по иным основаниям

Иные основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения предусмотрены ст. 25-13.1 НК РФ, в частности, следующие:

  • Эффективная налоговая ставка

Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной компании составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

Важно заметить, что освобождение от налога на прибыль, подлежащего уплате в российский бюджет, применяется при наличии международного договора по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).

  • Иностранная компания является активной

Иностранная компания признается активной, если доля пассивных доходов, полученных за период составления финансовой отчетности, составляет не более 20% (пп. 4 п. 1, п. 3 НК РФ).

Перечень доходов от пассивной деятельности представлен в п. 4 ст. 309.1 НК РФ. Это такие доходы, как дивиденды, проценты, роялти, арендная плата и др.

Для реализации своего права на освобождение т налогообложения контролирующее лицо обязано предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ).

В Письме ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@ приведен возможный перечень таких документов:

  1. Налоговая отчетность КИК за соответствующий период;
  2. Расчет эффективной ставки и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль;
  3. Сертификат налогового резидентства.

Документы предоставляются в срок, установленный для подачи уведомления о КИК - до 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

По нашему мнению, целесообразно представлять подтверждающие документы одновременно с уведомление о КИК, что будет являться основанием для не подачи декларации по налогу на прибыль (декларации по НДФЛ) в случае освобождения.

В Письме Минфина России от 05.08.2016 N 03-04-05/46055 подтверждается, что обязанности по представлению декларации не возникает, если прибыль КИК освобождается от налогообложения на основании ст. 25.13-1 НК РФ.

Способы расчета прибыли КИК

Статьей 309.1 НК РФ предусмотрены два способа расчета налогооблагаемой прибыли КИК.

Способ №1. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности.

Этот способ допустим к применению при выполнении хотя бы одного из условий:

  • КИК имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется международный договор по вопросам налогообложения (за исключением государств, не обеспечивающих обмена информацией)
  • Имеется аудиторское заключение (которое не содержит отрицательного мнения или отказа от выражения мнения)

Если условия не выполняются или по выбору налогоплательщика расчет производится вторым способом.

Способ №2. Прибыль определяется по правилам гл. 25 НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций

Приказом ФНС России от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527@ утвержден перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. На момент написания настоящей статьи в перечне числится 109 государств и 9 территорий, в том числе Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Маршалловы острова, Сент-Китс и Невис, Белиз, Доминика, Лихтенштейн, ОАЭ и др.

Следовательно, если КИК имеет постоянное местонахождение в таких государствах (территориях), определение налогооблагаемой прибыли осуществляется по правилам 25 главы НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций. Однако, если контролирующее лицо располагает аудиторским заключением в отношении финансовой отчетности КИК, то допускается рассчитывать прибыль на основании данных финансовой отчетности. Важно заметить, что аудиторское заключение в данном случае должно быть составлено в соответствии с международными стандартами аудита (пп. 2 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ).

Какие особенности нужно учитывать при расчете прибыли КИК

Дивиденды

Прибыль КИК уменьшается на сумму дивидендов (в том числе промежуточных), выплаченных иностранной организацией в году, следующем за годом составления финансовой отчетности.

Пропорциональное определение прибыли

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом при определении налоговой базы пропорционально доле его участия (п. 3 ст. 25.13 НК РФ). Налоговая база определяется отдельно в отношении каждой контролируемой компании (п. 6 ст. 309.1 НК РФ).

Если доля участия в КИК отличается от доли прибыли, на которую контролирующее лицо имеет право, то при определении налоговой базы во внимание принимается доля в прибыли.

Увеличение уставного капитала

Если прибыль, полученная иностранной компанией, подлежит направлению на увеличение уставного капитала (и не будет распределяться между участниками), то величина данной прибыли не подлежит налогообложению (п. 8 ст. 25.15 НК РФ).

Не учитываемые доходы и расходы

При расчете прибыли КИК не учитываются некоторые доходы (расходы), в том числе (п. 3 ст. 309.1, абз. 3 п. 1 ст. 25.15 НК РФ):

  • в виде сумм от переоценки долей в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости;
  • в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов;
  • дивиденды, полученные от российских организаций, если контролирующее лицо имеет фактическое право на них

Если расчет прибыли осуществляется на основании данных финансовой отчетности, прибыль, отраженная в отчетности, должна быть скорректирована путем исключения указанных статей доходов (расходов) из расчета.

Перенос убытка

Если КИК получен убыток, то он может быть перенесен на будущее без ограничений и учтен при определении налоговой базы. Вместе с тем, перенос убытка не допустим, если контролирующим лицом не было представлено уведомление о КИК за тот период, когда был получен убыток (п. 7, 7.1 ст. 309.1 НК РФ). Убыток, сформировавшийся до 01.01.2015, может быть перенесен с учетом ограничений, установленных п. 8 ст. 309.1 НК РФ.

Избежание двойного налогообложения

Налог может быть уменьшен на сумму налога, уплаченного в иностранном государстве (пропорционально доле участия). При этом необходимо представить подтверждение уплаты налога, заверенное компетентным органом иностранного государства.

Налог, уплаченный в иностранном государстве, следует пересчитать в рубли по курсу на дату его фактического перечисления (Письмо Минфина России от 26.10.2016 N 03-12-11/2/62523).

Если иностранная организация имеет постоянное представительство на территории Российской Федерации, то налог на прибыль КИК может быть уменьшен на величину налога на прибыль, уплаченного постоянным представительством (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

Чем мы можем помочь?

Мы можем провети целый комплекс услуг при , в зависимости от ситуации мы можем подготовить следующие отчетные формы:

  • Уведомление об участии (о прекращении участия) в иностранной организации (разовое)
    Уведомление предоставляет участник иностранной организации, если доля его участия превышает 10% (пп. 1 п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
  • Уведомление о контролируемой иностранной компании (ежегодное)
    Уведомление предоставляет контролирующее лицо. Контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, которое (п. 3 ст. 25.13 НК РФ):
    • имеет долю участия более 25%;
    • имеет долю участия более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов более 50%
  • Декларация 3-НДФЛ
    Декларацию предоставляет физическое лицо, признаваемое контролирующим лицом иностранной компании.
  • Декларация по налогу на прибыль
    Декларацию предоставляет организация, признаваемая контролирующим лицом иностранной компании.

Для определения налогового резидентства всегда использовался принцип «183 дней»: «налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев». Соответственно, если гражданин РФ более 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев не находился на территории РФ (за исключением случаев, предусмотренных в Законе), то он терял статус налогового резидента РФ.

Но ФНС в письмах от 16 января 2015 года №ОА-3-17/87@ и от 12 февраля 2015 года №СА-4-14/460@ высказал иную позицию, касательно определения налогового резидентства, а именно:

  • Из положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет центр жизненных интересов. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
  • Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ в упомянутой выше ситуации.
  • Обязанность физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании возникает в любом налоговом периоде (начиная с 2015 года), в котором имеется факт наличия такого участия и за который это лицо может быть признано налоговым резидентом РФ на основании упомянутых в письме критериев.
Таким образом, факт нахождения физического лица не на территории РФ более 183 дней за последние 12 месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ. Технически позиция ФНС не имеет юридической силы, поскольку пока в Налоговом кодексе прямо не прописаны какие-либо новые критерии, помимо «183 дней», нет технических оснований применять какие-либо дополнительные критерии для определения налогового резидентства.

Действительно, о критериях определения налогового резидентства прописано в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения. Но данные критерии применяются в том случае, если по какой-то причине является невозможным определить, в каком из государств человек провел более 183 дней. В частности, в соглашении с Кипром написано следующее:

«Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Государств, то его положение определяется следующим образом:

  1. оно считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Государствах, оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
  2. если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, где оно обычно проживает;
  3. если оно обычно проживает в обоих Государствах, или ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом которого оно является;
  4. если оно является национальным лицом обоих Государств, или ни одного из них, то компетентные органы Государств решат этот вопрос по взаимному согласию».

20.06.2015

Комментарий к закону «о контролируемых иностранных компаниях (КИК)»

Федеральный закон № 376-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)” (далее – Закон) подписан Президентом РФ от 24 ноября 2014 г. Впоследствии закон несколько раз подвергался изменениям, последние из которых были внесены Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 32-ФЗ . Далее представляем основные положения принятого Закона с учетом последних изменений.

Обязанность налогоплательщиков по уведомлению налогового органа

Закон предусматривает обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговый орган о следующем:

  1. о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия превышает 10%);
  2. об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения). При этом под «иностранной структурой без образования юридического лица» понимается организационная форма, которая по законодательству соответствующего иностранного государства не является юридическим лицом и которая вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников либо иных бенефициаров. К таким структурам закон относит, в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст;
  3. о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

(прим. услуги по заполнению форм и консультации по новому закону – см.)

Контролируемым иностранным компаниям и контролирующим лицам посвящена новая глава 3.4 НК РФ. Под контролируемой иностранной компанией понимается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

  1. организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
  2. контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Таким образом, данный закон не устанавливает требования к наличию налоговой резидентности иностранных компаний. Достаточно, чтобы они не являлись налоговыми резидентами РФ.

К контролируемым иностранным компаниям также отнесены иностранные структуры без образования юридического лица, контролирующими лицами которых являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

По смыслу закона, контролирующим лицом организации (включая иностранную структуру без образования юридического лица) признаются следующие лица:

  1. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25%;
  2. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50%.

Определение долей осуществляется в соответствии с правилами, установленными НК РФ для взаимозависимых лиц. Однако даже если лицо не отвечает перечисленным признакам, оно может быть признано контролирующим, если оно осуществляет контроль над соответствующей иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей. При этом под осуществлением контроля понимается:

  • в отношении обычной компании – оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами;
  • в отношении иностранных структур без образования юридического лица – оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения между ее участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) либо иными бенефициарами в силу законодательства иностранного государства или договора.

В такой формулировке пункта 7 ст. 25.13 речь идет только о решениях, касающихся распределения прибыли. Иными словами, из буквального толкования следует, что оказание влияния на принятие других решений, например касающихся управления организацией, ее видов деятельности и т.д., не приводит к осуществлению контроля. Кроме того, закон использует термин «определяющее влияние», не раскрывая его сути и порядка установления факта оказания такого влияния. Закон говорит и о возможности оказывать такое влияние, что также не добавляет ясности относительно сферы применения данного пункта, поскольку «возможность» можно понимать достаточно широко.

В отношении структуры без образования юридического лица, закон предусматривает дополнение, согласно которому ее контролирующим лицом, если иное не предусмотрено Статьей 25.13, признается учредитель (основатель) такой структуры. Для того чтобы учредитель (основатель) структуры без образования юридического лица не был признан контролирующим лицом, в отношении него должны соблюдаться одновременно все следующие условия:

  1. он не вправе получать (или требовать получения) прямо или косвенно прибыли такой структуры или ее часть;
  2. он не вправе распоряжаться прибылью такой структуры или ее частью;
  3. он не сохраняет за собой прав на имущество, переданное такой структуре;
  4. он не осуществляет контроль над такой структурой в значении, указанном выше.

Однако если лицо сохраняет за собой право получить любое из прав, предусмотренных подпунктами 1-3, то такое лицо признается контролирующим . Иными словами, даже будущая потенциальная возможность получения лицом перечисленных прав, которая может быть, например, предусмотрена в учредительных документах структуры без образования юридического лица, приводит к признанию такого лица контролирующим.

Кроме того, иные лица, кроме учредителя (основателя) структуры без образования юридического лица, могут быть признаны контролирующими, если они осуществляют контроль над такой структурой и при этом в отношении них выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 12 ст. 25.13):

  1. такое лицо имеет фактическое право на доход такой структуры или его часть;
  2. такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
  3. такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

Таким образом, из данной формулировки следует, что для признания лица, которое не является учредителем (основателем) структуры без образования юридического лица, контролирующим недостаточно только осуществления им контроля в значении п. 8 ст. 25.13, а необходимо также анализировать, выполняется ли хотя бы одно из вышеперечисленных условий или нет. Если никакое условие не выполняется, то такое лицо не может быть признано контролирующим, даже если оно осуществляет контроль в соответствии с пунктом 8 ст. 25.13.

Уведомление об участии в иностранной компании должно быть представлено в течение трех месяцев с даты возникновения участия или изменения доли такого участия. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях подается в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующее лицо признает доход в виде прибыли КИК. На данный момент ФНС утверждена только форма уведомления об участии в иностранных компаниях.

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Закон предусматривает, что прибыль контролируемой иностранной компании может быть определена по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании, либо по правилам российского Налогового кодекса . Для того чтобы прибыль КИК могла быть определена на основании данных финансовой отчетности, необходимо выполнение одного из следующих условий:

  1. контролируемая иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, за исключением государств (или территорий), не обеспечивающих обмена информацией с Россией. На данный момент ФНС России подготовила проект Перечня государств, не обеспечивающих обмен информацией с Россией, который вступает в силу с 1 апреля 2016 г. и включает в себя 111 стран.
  2. в отношении финансовой отчетности предоставлено аудиторское заключение, если оно не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

Таким образом, закон в редакции от 15.02.2016 расширяет возможности компаний использовать свою финансовую отчетность в целях определения прибыли и позволяет использовать ее и в том случае, если в отношении такой финансовой отчетности проведен добровольный аудит в соответствии со стандартом, установленным личным законом компании, или, при его отсутствии, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Ранее закон предусматривал возможность использования финансовой отчетности только при условии проведения в отношении нее обязательного аудита.

Рассчитанная указанным выше образом прибыль учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика – контролирующего лица в соответствующей доле. Прибыль учитывается только в том случае, если ее величина составила более 10 000 000 рублей (при этом прибыль за 2015 и 2016 годы учитывается при определении налоговой базы, если ее величина составляет 50 миллионов рублей и 30 миллионов рублей соответственно). При этом при не достижении указанной величины обязанность по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании и о контролируемой иностранной компании (если применимо) сохраняется.

Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации, а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в РФ. Для соответствующего уменьшения налога необходимо документальное подтверждение расчета налога по законодательству иностранного государства. Налогообложение такой прибыли осуществляется по ставкам, предусмотренным НК РФ, т.е. 20% и 13% в зависимости от того, является ли контролирующее лицо юридическим или физическим лицом. При этом если контролирующее лицо получило доходы в виде дивидендов от контролируемой им иностранной компании в результате распределения ее прибыли, то такие доходы освобождаются от налогообложения налогом на доход, если налогоплательщиком была предоставлена налоговая декларация за соответствующие налоговые периоды.

Закон предусматривает исключения для некоторых контролируемых иностранных компаний, перечень которых достаточно обширен и приведен в ст. 25.13-1. Исключения состоят в том, что прибыль таких компаний не облагается налогом в соответствии с НК РФ. При этом обязанность по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании и о контролируемой иностранной компании (если применимо) сохраняется. Например, одно из исключений состоит в следующем.

Для получения освобождения эффективная ставка налогообложения прибыли для контролируемой иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль российских организаций. Иными словами, речь идет не просто о налоговых ставках, а об эффективной налоговой ставке и о средневзвешенной налоговой ставке, для расчета которых в законе предусмотрены специальные формулы. Фактически это означает, что иностранные компании должны заплатить реальную сумму налогов от исчисленных доходов по рассчитанным ставкам. Для данного пункта закон устанавливает дополнительный критерий: контролируемая иностранная организация должна иметь постоянное местонахождения в государстве, с который у России заключен международный договор по вопросам налогообложения и которое обеспечивает обмен информацией с Россией для целей налогообложения.

Кроме того, прибыль иностранной организации освобождается от налогообложения, если такая организация является активной иностранной компанией, активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией. Закон содержит ряд условий отнесения компаний к активным. В частности, для активной иностранной компании доля так называемых «пассивных» доходов (как указано п. 4 ст. 309 НК РФ, например, дивиденды, доходы от распределения прибыли или имущества иных лиц, процентные доходы, доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности и др.) составляет не более 20% в общей сумме доходов организации за соответствующий отчетный период. Для активных иностранных холдинговых компаний и активных иностранных субхолдинговых компаний предусмотрены также дополнительные условия.

Понятие фактического собственника дохода и особенности применения договоров об избежании двойного налогообложения

Закон по сути касается структур, которые являются иностранными только формально, а фактически находятся под контролем и управлением российских предпринимателей. В этой связи закон вводит понятие лица, имеющего фактическое право на доходы , и предусматривает, что данное определение будет применяться также и при установлении фактического собственника дохода при применении налоговых соглашений России. По смыслу закона лицо, имеющее фактическое право на доходы, – это лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом.

При этом понятие контроля, а также термин «иные обстоятельства» в целях применения данного определения не расшифровываются. Однако уточняется, что при определении лица, имеющего фактическое право на доход, будут учитываться функции, выполняемые таким лицом, а также принимаемые им риски.

Изменения коснулись и применения льгот по договорам об избежании двойного налогообложения. Теперь помимо требования об осуществлении реальной деятельности, иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода от источников в РФ, должна представить налоговому агенту подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения. При этом такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. Кроме того, иностранная организация должна представить подтверждение того, что она имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Льготный налоговый режим возможен только при условии предоставления указанных подтверждений. В противном случае налогообложение будет осуществляться согласно соответствующим положениям Налогового Кодекса РФ.

Понятие налогового резидентства

Расширено понятие налогового резидента (Статья 246.2): таковыми признаются также иностранные компании, местом управления которыми является РФ , если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения. Редакция Федерального закона от 8 июня 2015 г. вносит существенные изменения в порядок определения места управления. Так, местом управления иностранной организацией признается Россия при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  1. исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно (т.е. в объеме, который не является существенно меньшим, чем в других государствах) осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из РФ;
  2. главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в РФ. Руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

Таким образом, соблюдения одного из вышеперечисленных условий достаточно для признания России местом управления организации, а следовательно – для признания организации налоговым резидентом РФ. Если на основании указанных условий невозможно однозначно определить место управления компании (если компания представляет доказательства выполнения таких же условий в отношении иного иностранного государства), то дополнительно проверяется выполнение одного из следующих условий (п. 5 ст. 246.2):

  1. ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в РФ;
  2. ведение делопроизводства организации осуществляется в РФ;
  3. оперативное управление персоналом организации осуществляется в РФ.

П. 3 ст. 246.2 содержит перечисление видов деятельности, которые сами по себе не признаются осуществлением управления иностранной компанией в России. К таким видам деятельности относятся:

  1. подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;
  2. подготовка к проведению заседания совета директоров иностранной организации;
  3. осуществление на территории РФ отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации.

Закон относит к таким функциям стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть. Указанный перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, по смыслу закона основные критерии для определения статуса налогового резидента перечислены в п. 2 ст. 246.2. Если они не позволяют четко установить место управления, то следует обращаться к п. 5 ст. 246.2. Указанные в п. 3 ст. 246.2 виды деятельности даже в их совокупности не позволяют признать иностранную организацию налоговым резидентом РФ.

В целом отметим, что при разработке данной статьи законодатель следовал практике ряда других стран, устанавливающих налоговое резидентство через «связь» компании с тем или иным государством, независимо от места ее регистрации. Например, определение места фактического управления содержится в Комментариях к Модельной налоговой Конвенции ОЭСР, где оно определяется как «место принятия управленческих и коммерческих решений, которые необходимы для осуществления деятельности компании в целом» . Международным тенденциям соответствует и положение о том, что если иностранная организация ссылается на то, что место ее управления находится за пределами РФ в целях применения международных договоров РФ, она должна документально подтвердить наличие квалифицированного персонала и активов в государстве ее постоянного местонахождения (п. 4 ст. 246.2). Иными словами, она должна подтвердить свое реальное присутствие и осуществление реальной экономической деятельности на территории другого государства, что в международной налоговой практике известно под термином substance (эта концепция представлена, например, в Плане действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, BEPS) – см.дополнительные комментарии “ “

Ответственность налогоплательщиков

Закон предусматривает ответственность:

  1. за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом сумм налога в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу, но не менее 100 000 рублей (Статья 129.5);
  2. за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (п. 1 Статья 129.6);
  3. за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (п. 2 Статья 129.6)

Штраф именно за неуплату или неполную уплату сумм налога не взимается в переходный период с 2015 по 2017 гг., а начинает применяться в отношении налоговых периодов, начиная с 2018 года, т.е. в 2019 г. Однако обязанность уплатить полную сумму налога при этом сохраняется.

В целом отметим, что предусмотренные Законом правила достаточно сложны, и на данный момент уже было внесено несколько блоков достаточно обширных поправок. Не исключено, что потребуется дальнейшая корректировка. Кроме того, при разработке закона были использованы многие положения, принятые в международной налоговой практике, в том числе в рамках ОЭСР. Основная проблема, которая может возникнуть в этой связи, состоит в отсутствии практического опыта применения данных положений налоговыми органами и судами, что может привести, например, к произвольному и расширенному толкованию некоторых понятий.

Закон о Контролируемых иностранных компаниях изменил бизнес-ландшафт в России. Контролируемые иностранные компании – новое понятие для российских законов и в то же время новое испытание для бизнеса.

В этом материале мы максимально подробно и человеческим языком, без казённости бюрократов, разберём что же такое контролируемые иностранные компании (КИК), кто попадает под действие закона, какие сложности он вызывает и как с ним взаимодействовать, чтобы и силу оффшорных компаний использовать, и проблем с законом не заполучить.

На данный момент последняя поправка к закону о КИК вступила в силу в марте 2016 года (сейчас май 2017). Актуальность материала сохраняется, как минимум до тех пор, пока не придумают что-то ещё.

Что такое контролируемая иностранная компания

Контролируемая иностранная компания – это иностранная организация, которая не является налоговым резидентом России, но при этом контролирующим лицом этой организации является налоговый резидент России – физическое и/или юридическое лицо .

Иностранной организацией (структурой) признаются, как привычные юридические лица, так и правовые формы без организации юр.лица. В обоих случаях контролирующее лицо должно быть налоговым резидентом России.

Иностранными юридическими лицами признаются АО, ООО, корпорации, холдинги и т.п.

Структурами без образования юридического лица считаются те формы, которые прописаны в иностранном законодательстве и не требуют для своей работы юридического лица. Наиболее известными являются фонды, трасты, партнёрства и товарищества, формы коллективных инвестиций.


Кто считается контролирующим лицом КИК и что означает «контроль» в понимании закона?

Существует три основных критерия, по которым определяется контролирующее лицо:

  1. Лицо (физическое или юридическое), которому принадлежит от 25% контролируемой иностранной компании (до 1 января 2016 года было 50%);
  2. Лица, которым принадлежит более 10%, при условии, что в сумме российским резидентам (физическим и юридическим лицам) принадлежит более 50% КИК. Для физических лиц дополнительная оговорка: доля учитывается вместе с долями супругов и несовершеннолетних детей.
  3. Лицо, которое оказывает влияние или осуществляет контроль над иностранной компанией.

Последний пункт требует отдельного пояснения. Если лицо не владеет долей в компании, но воздействует на неё, вмешивается в управление или иным способом влияет на деятельность или распределение прибыли, то оно также считается контролирующим.

Этот пункт введён для того, чтобы определить не только акционерного или даже номинального владельца, но и бенефициарного – того, который получает непосредственно выгоду от контролируемой иностранной компании.

Как возможно определить бенефициарного владельца, если он не владеет долей компании? Закон выделяет признаки:

  • Налоговый резидент России управляет КИК при помощи генеральной доверенности;
  • Существует трастовая декларация, которая требует от номинальных акционеров держать акции в пользу бенефициара;
  • Поступление информации о банковском счете иностранной компании с владельцем из России (предполагается от автоматического обмена данными);
  • Особые отношения между компанией и налоговым резидентом России.

Налоговый резидент России не признаётся контролирующим лицом в том случае, если ему прямо или косвенно принадлежат доли публичной иностранной организации и эти доли он приобрёл на биржах и у финансовых посредников.


Кто является контролирующим лицом иностранной структуры без организации юридического лица?

Контролирующим лицом траста, фонда и тому подобных структур считается основатель (учредитель). Это базовое положение.

Однако учредитель перестаёт быть контролирующим лицом КИК, если выполнены 4 условия одновременно:

  1. Лицо не осуществляет контроль над структурой;
  2. Лицо не получает, не имеет право получать и требовать получения дохода от структуры (прямым или косвенным способом);
  3. Лицо не имеет права распоряжаться доходами данной структуры;
  4. Плюс всё имущество передано в структуру на условиях безотзывности – права собственности не возвращаются учредителю ни по уставу структуры, ни по закону юрисдикции, ни во время существования структуры, ни после её закрытия.

Иными словами, должен быть сформирован полностью безотзывный траст или структура-аналог, которая не приносит доход и не контролируется его основателем, чтобы РФ признало учредителя НЕ контролирующим лицом.

Это возможно, но далеко не все представители Российского капитала готовы расстаться со своими активами. А доверия доверительным собственникам пока не сложилось. Поэтому форма до сих пор не пользуется популярностью, несмотря на возможность уйти от отчётности.

Эти же требования выдвигаются к лицам, контролирующим фонды (юридические лица, но без участников), которые в связи с личным законом структуры не участвуют в капитале.

Прибыль КИК: как определяется прибыль, какие доходы учитываются?

Прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли резидентов России (компании или физического лица), которые контролируют КИК. Она учитывается при расчёте налоговой базы у контролирующих лиц.

Для физических лиц это будет НДФЛ, а для юридических – налог на прибыль организации.

Прибыль учитывается соразмерно той доли, которая принадлежит контролирующему лицу: или на дату распределения прибыли после окончания финансового года по личному закону компании; или на 31 декабря календарного года после окончания финансового года.

Если у контролирующего лица нет доли в компании, то налог высчитывается исходя из суммы прибыли, которую непосредственно лицо получило или на которую имеет право.

Минимальный порог прибыли, с которой необходимо платить налоги: 10 миллионов рублей (в 2016 году было 30 миллионов, а в 2015 – 50 миллионов рублей).

Прибыль или убыток контролируемой иностранной компании определяется по финансовой отчётности компании или по правилам главы 25 Налогового Кодекса РФ.

Чтобы учитывалась отчётность, необходимо выполнить одно из двух условий:

  • КИК находится в иностранной юрисдикции, с которой заключён международный договор по вопросам налогообложения и осуществляется обмен информацией (хотя бы в ручном режиме);
  • Есть положительное аудиторское заключение.

Учитывается неконсолидированная финансовая отчётность компании или заключение аудитора по международным правилам.

Если лицо решило действовать по правилам Налогового Кодекса России, то следовать им придётся не менее 5 налоговых периодов, как физическим, так и юридическим лицам.

Какие доходы контролируемой иностранной компании учитываются при налогообложении? Те, что считаются пассивными:

  • Дивиденды;
  • Доходы от распределения прибыли и имущества;
  • Процентный доход;
  • Доход от интеллектуальной собственности (в том числе авторское право, товарные знаки, патенты и тому подобное);
  • Доходы от реализации долей;
  • Доходы от продажи недвижимости;
  • Доходы от сдачи имущества в аренду и в субаренду (кроме морских и прочих судов, контейнеров для международных грузоперевозок, газовых труб и хранилищ);
  • Доходы от реализации инвестиционных паёв;
  • Доходы от оказания услуг (консультации, бухгалтерские, юридические, инженерные и прочие услуги);
  • Доход от услуг по предоставлению персонала;
  • Аналогичные виды дохода.

Всё остальное попадает под определение активного дохода и позволяет избежать налогообложения.

Важно отметить : при учёте прибыли и убытков КИК НЕ учитывается доход от курсовой разницы.

Как можно уменьшить облагаемую налогом сумму контролируемой иностранной компании?

Существуют оговоренные законом способы уменьшить сумму для налогообложения прибыли КИК.

Во-первых, это распределённые в отчётный период дивиденды, если они достаются не налоговым резидентам РФ (прямым или косвенным способом).

Во-вторых, налог может быть зачтён полностью или частично, если он уплачивается по месту регистрации компании в иностранной юрисдикции. Это должно быть подтверждено официальными документами, а если у России нет соглашения по вопросам налогообложения с конкретной страной, то документы должны быть заверены налоговым органом.

В-третьих, если по личному закону компании существует обязанность направить часть средств на увеличение уставного капитала, эта сумма вычитается из налогообложения.

Придётся ли платить НДФЛ с дивидендов тем, кто задекларировал прибыль КИК?

Вначале был риск двойного налогообложения одного и того же дохода. Однако теперь конкретизировали и указали, что если лицо задекларировало и оплатило налоги КИК, то платить НДФЛ с дивидендов от этой контролируемой иностранной компании не придётся.

Необходимо предоставить в налоговые органы налоговую декларацию, копии платёжных документов о выплате налога с КИК и документы доказывающие саму выплату дивидендов из прибыли КИК.

Освобождение от налогообложения КИК: 75% от российской ставки, активные компании и активные холдинги

Контролируемые иностранные компании реально освободить от дополнительного налогообложения по российским ставкам, даже если у вас доля более 25% и прибыль выше 10 миллионов рублей.

Существует 3 варианта, как этого добиться.

Освобождение КИК от налога: 75% от средневзвешенной ставки российского налога на прибыль

В этом случае необходимо выполнение двух условий:

  • У государства, где находится контролируемая иностранная компания, должен быть договор по обмену налоговой информацией с Россией и обмен должен реально осуществляться (отсутствие реального обмена приведёт к отказу в льготе);
  • Ставка корпоративного налога в иностранном государстве должна превышать 75% от средневзвешенной ставки налога на прибыль в России (13% для физических лиц и 20% для юридических).

Конкретная формула «средневзвешенной ставки» указана в законе.

Освобождение прибыли КИК от налога: активная компания

Как говорилось выше, пассивные источники дохода облагаются налогом. Все те виды дохода, которые не указаны в нём являются активными. И если компания занимается активными доходами, то ей не нужно платить налоги КИК.

Активная компания имеет право находиться практически в любой стране, в том числе в офшоре из списка Минфина, а не только в той, у которой есть международные соглашения с Россией по обмену информацией в налоговой сфере.

Освобождение прибыли КИК от налога: активная холдинговая и субхолдинговая компания

Иностранной холдинговой компанией считается та, в которой более 75% уставного фонда принадлежит российскому контролирующему лицу на протяжении последних 365+ дней.

Активной же холдинговая компания считается в случае, если соблюдаются все условия:

  • Доходы у холдинга отсутствуют или пассивная часть не превышает 5% от общей суммы (исключая доходы от дивидендов Активных Иностранных компаний и активных субхолдингов);
  • Доля участия в активных иностранных компаниях превышает 50% и холдинг владеет этими долями более 365 последовательных дней;
  • Доля владения активными субхолдингами превышает 75% на протяжении более 365 дней.

При этом юрисдикция не должна входить в «чёрный» список Минфина – это 40+ стран и территорий.

Иностранной субхолдинговой компанией считается та, в которой доля уставного капитала на 75% и выше принадлежит иностранной холдинговой компании в течение не менее 365 дней.

Активным субхолдингом считаются те компании, которые не имеют доходов или пассивный доход не превышает 5% от всех доходов (за исключением дивидендов активных иностранных компаний). Также активный субхолдинг обязан владеть как минимум 50% уставного фонда каждой активной компании в портфолио на протяжении 365+ дней.

Уведомления о Контролируемых иностранных компаниях (КИК): о чём необходимо уведомлять и в каком порядке?

По закону о Контролируемых иностранных компаниях, контролирующее лицо обязано уведомить о своих КИК налоговые органы.

Уведомление подаётся по адресу налоговой и по месту жительства контролирующего лица не позднее, чем через 3 месяца после организации КИК (получения доли в КИК).

Уведомить налоговую необходимо:

  • О прямом или косвенном участии в иностранной организации при превышении доли владения в 10%;
  • О создании иностранной структуры без юридического лица (трасты, фонды, товарищества и т.п.);
  • Об иностранных компаниях, в которых лицо является контролирующим лицом даже без доли.

Отчитываться необходимо в том числе о недвижимом имуществе на территории России, которое принадлежит иностранной компании-нерезиденту.

Уведомление об участии в иностранной компании/организации

Если ваша доля в иностранной компании превышает 10% на 31 декабря указанного календарного года, то необходимо уведомить об этом налоговую. Или сделать это необходимо не позднее, чем через 3 месяца после даты создания компании или изменения вашей доли.

Уведомление подаётся в электронном виде. Физические лица могут выбрать и бумажный вариант.

В нём указывается следующая информация:

  • Дата, когда возникло обоснование предоставить уведомление (появилась компания, доля превысила 10%);
  • Название организации (юридического лица или структуры без юр.лица);
  • Регистрационные и прочие номера компании;
  • Доля участия лица в компании, если владеете напрямую или показать, каким образом обеспечено владение, если косвенным путём;
  • Дата окончания участия в иностранной компании (если она перестала существовать или вы уменьшили свою долю) – подавать в этом случае не позднее, чем через 3 месяца после завершения работы с данной компанией.

Если условия владения не меняются, повторные уведомления о владении компанией подавать не нужно.

Уведомление об участии в контролируемой иностранной компании/организации

Сначала формулировка закона: уведомление о КИК необходимо подавать до 20 марта того года, что следует после налогового периода, в котором прибыль КИК была зачислена в пользу контролирующего лица.

На практике же это выглядит так: компания фиксирует прибыль на 31 декабря 2015 года; контролирующее лицо получает свою долю в 2016 году; а уведомление по этой прибыли подаётся контролирующим лицом до 20 марта 2017 года.

Уведомление подаётся в налоговую по месту жительства в электронном виде или, по желанию физического лица, в бумажном.

В бумагах необходимо указать:

  • Период, за который подаётся уведомление (в 2017 году – за прибыль КИК в 2015 году);
  • Название организации и её регистрационные номера;
  • Дата, по личному закону организации, которая является окончанием финансового года;
  • Дата составления финансового отчета;
  • Дата составления аудиторского заключения;
  • Доля участия контролирующего лица в КИК и раскрытие способа владения (напрямую или через другие компании);
  • Показать причины, почему лицо должно быть признано контролирующим лицом (размер доли более 25%, получение прибыли по иным причинам, генеральная доверенность и т.п.);
  • Показать причины, по котором прибыль КИК можно освободить от налогообложения в России (активная компания, холдинг или субхолдинг, налоговые выплаты в стране расположения и т.п.).

Могут ли налоговики самостоятельно объявить налогового резидента России контролирующим лицом иностранной компании?

Важный момент : контролирующим лицом могут признать не только на основании заявления самого налогового резидента, но и благодаря поступившим дополнительным данным.

Если у налогового органа появилась информация о том, что лицо контролирует КИК и не сообщило об этом, налоговики высылают уведомление. Лицу дают не менее 30 дней, чтобы ответить на претензии и предоставить пояснения и документы доказывающие его невиновность.

Должностное лицо обязано изучить предоставленные документы и принять решение. Если решено, что было нарушено налоговое законодательство, то возбуждается соответствующее дело.

Аналогично поступят, если лицо подало информацию о КИК, но предоставило информацию не о всех контролируемых компаниях.

Откуда налоговики могут получить информацию, помимо уведомление самого налогового резидента? Это может быть сбор данных в ходе расследования и сбора доказательств в суде – требуется найти фактические обстоятельства, которые укажут на контроль над КИК со стороны налогового резидента России.

Также для получения информации существуют международные соглашения.

Во-первых, это соглашения по избежанию двойного налогообложения – у России таких 81 штука.

Во-вторых, соглашения по обмену налоговой информацией (TIEA), которых у России всё ещё нет.

В-третьих, обмен данными в рамках Конвенции ОЭСР по взаимной помощи по налоговым делам, к которой Россия присоединилась в 2015 году. Именно здесь заложен не только ручной обмен по запросу и спонтанный, когда информация приходит по желанию второй стороны, но и автоматический.

И хотя Россия активно пугает автоматическим обменом и его скорым началом, по факту на данный момент нет ни одного отдельного соглашения по обмену информацией. А без них Конвенция и даже общий фреймворк MCAA ничего не даёт.

В течение этого года соглашения могут появиться, но пока ситуация выглядит комично: много пафоса и запугивания и мало действия, направленного непосредственно на решение административных вопросов.

Наказание за нарушение закона о контролируемых иностранных компаниях

Закон предусматривает серьёзные наказания за нарушения, в частности, крупные штрафы.

Если лицо не уплатило или уплатило не полностью налог с КИК, то придётся заплатить штраф в 20% от неоплаченной суммы, но не менее 100 000 рублей.

За период с 2015 по 2017 годы это наказание не применяется.

Если лицо не предоставило уведомление о контролируемой иностранной компании или данные о ней оказались недостоверными, то за каждую компанию грозит штраф в 100 000 рублей.

Если лицо не предоставило данные об участии в иностранной компании (там, где доля владения превышает 10%) или предоставило недостоверные данные, грозит штраф в 50 000 за каждую компанию с нарушением.

Если контролирующее лицо отказалось предоставлять необходимые документы (финансовую отчётность, аудиторское заключение и т.п.) или предоставило недостоверную информацию – штраф в 100 000 рублей.

Если иностранная организация владеет недвижимостью в России и не раскрывает данные об участниках, то ей грозит штраф в 100% от суммы налога на имущество на эту недвижимость.

Не стоит забывать, что в России введена уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства : за уклонение от налогов физическими и юридическими лицами, за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном и особо крупном размерах.

В случае с КИК, если зафиксировано уклонение от налогов в 2016-2017 годах, уголовная ответственность НЕ наступит, если ущерб от преступления возмещён в полном объёме .

ВАЖНО : в качестве источника информации для суда выступают не только данные обмена, расследования и выемки документов, но и данные с открытых источников в Интернете. Это прямое указание на сайт https://offshoreleaks.icij.org/ , на котором собирается информация об офшорных утечках, будь то сам или Panama papers .

Дополнительная информация о КИК и налогах

Важно помнить, что накладываются дополнительные ограничения на работы со странами из чёрных списков, в частности, на чёрный список ФНС .

К тому же специалисты уверены, что закон претерпит изменения в будущем, когда наберётся первый практический опыт, как у налоговиков, так и у бизнесменов.

Первые увидят основные проблемы в сборе информации, а вторые – существующие лазейки и способы уменьшить, как минимум, налогообложение, а как максимум – отчётность в целом.

Повод задуматься есть у всех: согласно данным на начало 2017 года, лишь 30% владельцев офшоров задекларировали свои компании . Но до 20 марта 2017 необходимо было подать первую отчётность именно по прибылям КИК, а значит и подготовиться к уплате налогов. Скоро появится информация о результативности процесса.

За темой КИК необходимо продолжать следить – она касается любого предпринимателя и владельца активов за рубежом. По крайней мере до тех пор, пока закон о КИК действует на конкретного человека.


Как избежать действия закона КИК?

Вариант «закрыть офшоры» мы не рассматриваем – это слишком удобный и полезный инструмент.

Один из вариантов – воспользоваться трастами, фондами и прочими структурами без организации юридического лица. Но в том контексте, при котором связь с вами, как с бенефициаром полностью прерывается. Но возникает вопрос «Траст или КИК? » А у некоторых вопрос гораздо проще: зачем отдавать свой капитал кому-то другому?

Доверительные формы владения капиталом так и не получили популярность в наших краях. Поэтому этим путём пользуются нечасто.

Другой способ: перестроить структуры владения и разделить свои активы на небольшие кусочки. И если перестройка крупной структуры – это сложный процесс, которые требует привлечения множества специалистов, то с разделением немного проще.

Способ особенно подойдёт тем, кто наслаждается пассивными доходами от инвестиций, депозитов и т.п. Подумайте: если компания генерирует менее 10 миллионов рублей в год, то платить налоги не нужно. Лишь отчитываться о наличие данной компании в вашем портфолио.

А если разбить свои активы на несколько кусочков, каждый из которых приносит менее 10 миллионов рублей? Получается рабочая схема для экономии в рамках закона.

Но самым популярным способом разобраться с КИК является отказ от статуса налогового резидента России. Самым громким примером стал Алишер Усманов, который перестал быть налоговым резидентом России в прошлом году. Нюанс с ним лишь в том, что он перестал быть налоговым резидентом из-за работы. Возможно продолжит платить налоги в России, которые по его же словам, за последние 10 лет составили порядка полумиллиарда долларов.

Для смена налогового резидентства требуется минимум полгода прожить за пределами России. И многие выбирают этот путь, чтобы избавиться от отчётности и лишних налогов. Ради этого они даже готовы платить 30% подоходного налога для нерезидентов, вместо привычных 13%.

2017 год станет во много решающим: появится первая реальная статистика по результатам деофшоризации, по налоговым сборам и количеству задекларированных компаний. В 2013-2015 годах прогнозировали миллиарды рублей в виде дополнительных налоговых сборов. Сегодня эти цифры кажутся явно завышенными, как минимум потому, что активный бизнес освободили от налогов.

Если вы ищите конкретные решения для своего бизнеса в эпоху деофшоризации, то обращайтесь за консультацией на

24 ноября 2014 г. был принят закон (Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» № 376-ФЗ от 24.11.2014 г.) , направленный на деофшоризацию, в т.ч. содержащий, так называемые, правила КИК (CFC — Controlled Foreign Company rules). Нововведение направлено на пресечение использования низконалоговых юрисдикций с целью получения налоговой выгоды, аналогичная правовая конструкция многие годы применяется налоговыми органами разных стран. Документ вступил в силу с 1 января 2015 г.


Что такое КИК? Контролируемой иностранной компанией признается организация являющаяся резидентом иностранного государства и контролируемая резидентами РФ (как физическими так и юридическими лицами). В сферу применения правил попадают не только офшоры из так называемого «черного» списка, но любые иностранные компании, контролируемые российскими резидентами. Контролирующим является лицо, доля участия которого в организации составляет более 25% (до 1 января 2016 г. -50%); или лицо доля участия которого составляет более 10%, если доля участия всех лиц признаваемых налоговыми резидентами РФ в этой организации составляет более 50%. Заметим, при определении доли участия в соответствии со ст. 105.2 НК РФ рассматривают не только прямое участие, но и косвенное. При этом при определении доли физического лица учитывается его участие совместно с супругом и несовершеннолетними детьми. Важно, что контролирующим может быть признано так же лицо, не удовлетворяющее вышеуказанным критериям участия, но осуществляющее контроль над иностранной организацией (оказывающее влияние или имеющее возможность его оказывать на решения по распределению прибыли после налогообложения).


Налогообложение КИК. По общему правилу прибыль КИК подлежит налогообложению на территории РФ, при этом уплаченные налоги в иностранном государстве, будут учитываться при определении налоговых обязательств в России. Налогоплательщик обязан включать прибыль КИК в налоговую базу. Вместе с декларацией в ФНС необходимо так же подавать отчетность контролируемой компании и если оно имеется аудиторское заключение. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 млн руб., в 2016 году – 30 млн руб., после 2017 года – 10 млн руб. Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей. Заметим, что при соблюдении критериев установленных УК РФ, за неуплату налога с КИК может грозить уголовная ответственность.
В 2017 г. выпущены методические рекомендации относительно того как надо учитывать прибыль КИК, как признавать доход контролируемой иностранной компании, как переносить убытки КИК на будущие периоды, (письмо Минфина России от 17.02.2017 No 03-12-11/2/9197 и письмо Минфина России от 10.02.2017 No 03-12-11/2/7395)


Исключения. Прибыль КИК освобождается от налогообложения на территории РФ, если контролируемая иностранная компания является резидентом страны с которой у РФ заключен договор об избежании двойного налогообложения (DTT — Double Tax Treaties), данное государство обеспечивает обмен информацией с РФ для целей налогообложения и эффективная налоговая ставка составляет не менее 75% от средневзвешенной налоговой ставки. Средневзвешенная ставка учитывает и доходы от текущей деятельности, и дивидендные доходы (Средневзвешенная налоговая ставка определяется по формуле: СТсрвзеш= (Ст1*П1 + Ст2*П2) / (П1 +П2), где П1 – вся прибыль иностранной компании за исключением дивидендов; Ст1 – ставка налога на прибыль в РФ (20%); П2 – дивиденды, полученные иностранной организацией; Ст2 – российская ставка налога, применимая к дивидендам(9%, 15%). Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации определяется следующим образом: СТэфф= Н/П, где Н – сумма налога, а П – сумма дохода (прибыли) иностранной организации ).

Так же прибыль КИК освобождается от налогообложения на территории РФ, при условии, что доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, продажа активов) не превышает 20% в структуре их доходов, опять же, при обмене информации между странами и наличии договора об избежании двойного налогообложения. Считаем, что в соответствии с последней тенденцией правоприменения, даже при выполнении вышеназванных условий может возникнуть необходимость доказывать налоговой инспекции и суду, что КИК — резидент страны, с которой заключен договор об избежании двойного налогообложения, не является транзитной компанией между организацией из РФ и офшором и существует не только на бумаге.


Обязанность уведомлять ФНС. Резиденты РФ должны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (в течение одного месяца с даты возникновения/изменения доли участия в иностранной компании) и о наличии у них КИК (уведомления подаются не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором прибыль КИК подлежит учету у российского резидента-налогоплательщика). Подчеркнем, что уведомлять необходимо в случае если организация является КИК, вне зависимости от того попадает ли она под критерии исключения по налогообложению ее прибыли. Заметим, что налогоплательщику необходимо раскрывать не только информация о КИК, но и всю структура владения – все организации, через которые реализуется участие в КИК. При наличии у ФНС информации, в том числе , свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации, но такое лицо не направило в налоговый орган уведомление, ФНС направляет этому налогоплательщику требование представить в течение двадцати дней необходимые пояснения или представить уведомление.
10 января 2017 года приказом ФНС утверждена форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях
и порядок ее заполнения. Таким образом, в 2017 г. необходимо отчитаться о собственном налогооблагаемой доходе за 2016 г., включив в него доход от КИК за 2015 г. Подчеркнем, что на момент представления уведомлений о КИК уведомления об участии в иностранных организациях (учреждении иностранных структур) уже должны быть направлены в налоговые органы. Кроме того, в обновленной декларации по налогу на прибыль необходимо отразить налог, исчисленный с доли в прибыли КИК, а в декларации 3-НДФЛ5 – доход в виде сумм прибыли КИК. В случае прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщик так же информирует об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца с даты прекращения участия.
Нарушение обязанности уведомления налогового органа, или направление ложных сведений грозит взысканием штрафа: за неуведомление об участии в иностранной организации — в размере 50 000 рублей; за неуведомление о КИК — в размере 100 000 рублей.


Что это означает для Вас? Новые правила правила направлены на деофшоризацию российской экономики и во многих случаях лишают смысла учреждение офшорных компаний. Однако, нововведения относятся не только к тем, кто использует налоговые гавани для целей минимизации налогов, но и к тем, кто использует компании в «белых» юрисдикциях для ведения деятельности и инвестирования. Действие законодательства о контролируемых иностранных компаниях коснется почти всех, кто использует компании-нерезиденты.

Налогоплательщикам необходимо проанализировать свое участие в иностранных организациях, а так же свою возможность влиять на решения таких организаций, базирующуюся на основаниях, отличных от участия в капитале. При анализе необходимо учитывать:

  • в какой юрисдикции, расположена иностранная компания (наличие договора об избежании двойного налогообложение и наличие организации обмена информацией между государствами);
  • какова доля участия в иностранной организации, какова доля участия взаимозависимых, с точки зрения ст. 105.1 НК РФ лиц;
  • положения учредительных документов, положения соглашений между российской и иностранной организацией (договоров управления, акционерных соглашений, договоров займа, лицензионных договоров и т.д.);
  • ставку налогообложения в иностранной юрисдикции; структуру доходов иностранной юрисдикции (пассивные или активные);
  • текущий и планируемый размер прибыли иностранной компании и др.
  • Необходимо выявить риски и рассчитать финансовую целесообразность действующей структуры владения. Разработать схему реструктуризации деятельности. Стоит учитывать, что юридические процедуры, связанные с переводом бизнеса в другие юрисдикции могут занять существенное время.


    P.S.: В случае возникновения у Вас вопросов по данной тематике, Вы можете воспользоваться нашими консультационными услугами. Специалисты Бизнес Развития могут осуществить проверку текущей структуры владения и составить схему реструктуризации в целях .


    Звоните! Тел.: 8-921-786-43-15 Мы ответим на все Ваши вопросы или договоримся о встрече.
    Так же, Вы можете заполнить и наши специалисты свяжутся с Вами в кратчайшие сроки.


    Данная статья была актуализирована в соответствии с нормативными актами о налогообложении КИК в 2017 г.


    Вам также будет интересно:

    К чему снится Судья во сне?
    Судебное разбирательство - это малоприятный процесс, который сопровождается большой потерей...
    Панчо в мультиварке
    Торт «Панчо» банановый Одним из самых вкусных и известных десертов является торт «Панчо» -...
    Варим вкусную уху из головы лосося
    Пошаговый рецепт приготовления вкуснейшей и низкокалорийной ухи из головы лосося...
    К чему снится забеременеть?
    Сонник зачатие ребенка К чему снится зачатие ребенка? Это символ начала новой жизни.А...
    К чему снится туман К чему снится туман в поле
    Дымка, изморось, влажность, молоко – столько синонимов у этого погодного явления. Оно и...