Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Для поддержания внимания аудитории оратору необходимо использовать. Методы завоевания внимания

О том, что такое речь, написано и сказано многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять удовольствие - при правильном подходе к делу. Успех и превращение возможной катастрофы в триумф гарантированы, если вы со всем вниманием отнесетесь к следующим советам.

Подготовка

Целая армия так называемых знатоков, выступающих под личиной спичрайтеров и сценаристов, убедила очень многих людей в том, что подготовка и планирование речи - дело необычайно сложное. На то они и мастера блефа.

Первая вещь, которую вам следует усвоить, - это то, что все приготовления к речи есть, в сущности, очень простой процесс, состоящий из двух ступеней. Вам необходимо только:

Определить тему выступления.

Этот вопрос, конечно, могут решить и без вас. Предмет выступления может оказаться таким, с которым вы хорошо знакомы, - например, корпоративный менеджмент, - или же таким, о котором вы совершенно ничего не знаете, - например, тот же корпоративный менеджмент. Иными СЛОВАМИ, предмет не имеет значения. Взяв на вооружение несколько простых советов, вы будете иметь на руках все козыри, что позволит вам пребывать в полной уверенности, что немногие почерпнут из вашего выступления что-нибудь полезное для себя.

Решить, что именно сказать по теме.

Лучше всего, если вам случится узнать что-нибудь о предмете заранее, но если не случится, то не расстраивайтесь. Многие профессионалы живут красиво и безбедно, разглагольствуя на темы, о которых понятия не имеют. Политики и телевизионщики - лучшее тому подтверждение.

Такой подход к подготовке может кому-то показаться чересчур упрощенным. Если вам тоже так кажется, следуйте изложенным ниже советам, чтобы чувствовать себя в своей тарелке.

Методика

Мастерам блефа хорошо известно: ничто так не действует на публику, как внушительность, - в данном случае пачка листков, которые оратор энергично перелистывает на трибуне. Обзаведитесь крупным разлинованным блокнотом и начинайте новый лист, как только вам придет в голову какая-нибудь новая мысль. В этом случае:

Все ваши мысли можно тасовать до бесконечности, точно колоду карт, пока они не выстроятся в удовлетворяющей вас последовательности;

Если вы записали не имеющую отношения к делили просто бесполезную мысль (а таких появится немало), ее смело можно выбросить бет ущерба для селившегося текста;

У любого случайного слушателя, оппонента или просто наблюдателя (не говоря уже о вас самом) возникнет впечатление, что вы уверенно двигаетесь к цели. При этом не важно, развернули вы тему полностью или просто наложили первое, что пришло в голову по каждому из пунктов.

Впоследствии время от времени можно перечитывать каждую страницу, прибавляя что-то новое. И в конце концов обнаружится, что вы нежданно-негаданно накопили достаточно материала, чтобы составить из него вполне законченную речь

Идея сообщения

Есть два широко распространенных заблуждения, о которых вам, возможно, уже доводилось читать или слышать. Первое заключается в том, что речи или обращения якобы должны проповедовать какую-нибудь идею, а второе - в том, что все сказанное вами должно иметь некоторое отношение к слушателям. Изучение реакции слушательских масс сводит на нет оба этих утверждения. Согласно недавнему опросу, проведенному на митинге политической партии, из двадцати трех присутствующих тринадцать человек спали, четверо заявили, что там было теплее, чем под сводами вокзала, а остальные просто заблудились. Легко попасться на удочку, поверив, что люди, которые выдвигают эти аргументы насчет идеи выступления, знают, что они делают. Проблема только в том, что, если вы им поверите, на подготовку к речи уйдет значительно больше времени, чем это необходимо.

Уже давно человечество пришло к заключению, что лучшие решения - это самые простые. Стало быть, и вам следует искать самые простые решения. Помните, что речи и обращения, не несущие никакой идейной нагрузки, требуют минимальной подготовки. Преимуществ при таком позитивном и непредвзятом подходе не счесть. Вот некоторые:

Выступление без необходимости делать идейные обобщения позволяет более творчески мыслить.

Вам никогда не придется извиняться за противоречия и разногласия в своей речи, если вы не делали никаких утверждений.

Написав универсальную добротную речь, не имеющую никаких идей или отношения к кому (чему) бы то ни было, вы сможете зачитывать ее много раз и по разным случаям, экономя все больше времени на подготовке.

Каждый оратор должен воспринять как комплимент следующее короткое высказывание Уинстона Черчилля, непревзойденного мастера блефа в ораторском искусстве:

"Наилучшим из всех ораторов будет тот, кто, перед тем как встать, еще не знает, что сказать; начав говорить, не понимает, что говорит; сев на место, не помнит, что говорил". Вот памятка всякому оратору, стремящемуся к совершенству. Теперь у вас есть конкретная цель.

Структура речи

Так уж заведено, что у речи или выступления должны быть начало, середина и конец. Казалось бы, это само собой разумеется, и тем не менее многие ораторы не делают никакого вступления и еще реже чем-нибудь заканчивают. Слушатели просыпаются только от шума аплодисментов. В этот момент истинные знатоки в аудитории начинают делиться впечатлением, насколько проникновенным и насыщенным идеями им показалось выступление. Если сосед подбивает вас на подобное обсуждение, не поддавайтесь, дабы не рисковать. Ваш сосед, возможно, и не спал.

Оратору следует сконцентрировать всю энергию на первой и последней фразах, ибо известно, что слушатели только их и воспринимают. В промежутке он с успехом может зачитывать результаты футбольных матчей последней недели, не обращая внимания на вспышки храпа в аудитории.

Опытный оратор знает, что вниманием аудитории можно завладеть в любой момент, произнеся бессмертные слова:

"...Итак, подводя итог вышесказанному..." или "...И в заключение..."

Обе фразы немедленно заставляют всех проснуться, и ими можно пользоваться сколько угодно раз в течение одного выступления.

Вступление к речи

Писать вступление - дело мудреное. Настрочив что-то вроде: "Доброе утро (или вечер), леди и джентльмены", вы можете просидеть целую вечность, пялясь на чистый листок бумаги.

Другое дело, если взять в руки свежую газету. Она пишется и издается вашими товарищами по перу, так называемыми журналистами, и охватывает суть предмета в первых двух-трех строчках статьи, побуждая читать до самого конца.

Малоопытные ораторы-любители могут узнать много полезного о том, КАК делать вступление к речи, порывшись несколько минут в местной и центральной прессе. Вот несколько случайных выдержек из разных газет, которые дают общее представление об этом:

"Вчера вечером пятеро заключенных готовились провести вторую ночь на крыше следственного изолятора Рисли".

"Дейли телеграф"

"Согласно последним сводкам, миллионы людей живут не по средствам и сидят по уши в долгах".

"Бэнкинг уикли"

"Стремительно растущий рынок кокаина подтверждает тот факт, что Британия (Германия, Дания...) становится общеевропейской штаб-квартирой распространения наркотиков, и к тому же изрядно обкуренной".

"Грониад"

"Были вынуждены бежать даже застигнутые в момент разгула вакханалии полицейские. Один свернул за угол со спущенными штанами, в то время как другие прятали свои лица от телекамер".

Конечно, начинать послеобеденную речь или деловую презентацию с любой из этих фраз - не лучший выход из положения. Но бывалый оратор умеет заинтересовать аудиторию, кратко набросав самую суть ситуации, и дать представление о содержании своего выступления.

Вводные фразы нужны только для того, чтобы удержать внимание слушателей в первые минуты речи. Дело в том, что для большинства людей характерен очень короткий период концентрации внимания, и по его истечении они начинают дремать.

Завершение речи

Самая большая ошибка - закончить выступление каким-нибудь жалким "благодарю за внимание" и сесть на место. Ораторы, знающие толк в деле, всегда заканчивают на драматической ноте. Они прекрасно сознают, что окончание речи - один из тех редких моментов, когда к ней можно привлечь хоть какое-то внимание публики.

Оптимистическая нота в конце важна всегда, особенно в тех случаях, когда ваша цель - довести до аудитории определенную точку зрения или побудить ее к определенному плану действий. Это может быть:

Апелляция к кошельку.

Все ораторы знают, что с приближением конца речи нехитрая фраза тина "И вот, подводя итог сказанному, уважаемые леди и джентльмены" выведет аудиторию из оцепенения не хуже, чем щепоть нюхательных солей.

Остановившись на секунду, чтобы дать слушателям прийти в чувство, вы можете смело обрушить на их головы парочку ключевых пунктов вашей речи, которые вы желаете закрепить в их сознании. Публике всегда хочется знать, что конкретно это даст ей самой, и, помня об этом, вы победоносно заканчиваете перечислением выгод, которые может принести ей рекомендованный вами порядок действий или поддержка вашей идеи. Среди тех идей, которые могут склонить аудиторию в пользу предложенных вами рекомендаций и брошенных призывов, наиболее популярны следующие:

Угроза того, что все повторится, если они не поймут этого с первого раза.

Обещание легкой жизни. Этот довод действует неотразимо.

Приобретение знаний. Знание чего-то такого, в чем сведущи очень немногие, является печатью гения или того, кто блефует.

Деньги. Существует прямая пропорция между суммой, которая предлагается, и той, что будет собрана в поддержку идеи. В наиболее эзотерических, доступных лишь посвященным дебрях денежных отношений это известно как подкуп.

Бар. Существуют два типа баров, на которые знаток ораторского искусства может сослаться: со свободным входом и с платным. Первые гораздо более притягательны.

Зная это, можно подтолкнуть слушателей вынести затруднительное для них решение, напомнив, что бар со свободным входом закрывается через десять минут. Но предупреждаем: не пользуйтесь этим приемом в двух случаях:

Когда вы обращаетесь к "верблюдам" (см. "Типы ораторов").

Когда вы обращаетесь к большой толпе, стоя в дверях бара.

Содержание

Вне зависимости от содержания, большинство речей представляет собой интерпретацию того или иного факта или положения и часто выражает личную точку зрения выступающего. В принципе речь не должна быть:

Исчерпывающей вопрос,

Истиной в последней инстанции.

Это дает вам идеальную возможность для блефа. Одно зернышко малоизвестной или не имеющей отношения к делу информации произведет гораздо большее впечатление и будет гораздо эффектнее способствовать вашей репутации, чем любые точные факты, причем в каком угодно количестве. Ведь если оратор сообщает что-то неожиданное, то он сразу предстает перед аудиторией как глубокий знаток данного вопроса.

Помните также, что сам факт вашего появления на сцене заставляет как минимум 70 процентов слушателей поверить в непререкаемость вашего авторитета.

Форма подачи сообщения

Придерживайтесь принципа ЧМОК (Читай Морали Очень Кратко), который можно также назвать принципом ГКЧП (Говори Короче, Четче, Проще) или ПДИ (Понятно Даже Идиоту). Вспомните преуспевающих политиков, неуклонно взбирающихся в гору: их речи часто просты до банальности. Если вы будете исходить из предпосылки, что ваша аудитория, вероятнее всего, состоит из людей простых, это сработает.

Однако простота - это еще не все. Поскольку опытные мастера блефа не считают необходимым досконально знать предмет, о котором ведут речь, то, естественно, имеет смысл использовать в речи как можно больше профессиональных жаргонизмов. Еще лучше - сочетать жаргон с массой непонятных четырех- и пятисложных слов. При этом слова вовсе не обязательно должны быть непосредственно связаны с предметом.

С другой стороны, когда вы переходите к тем моментам в вашей речи, которые вам и самому понятны, пользуйтесь только естественным, повседневным языком, на котором общаетесь с друзьями. В остальных же случаях ваша речь будет куда эффективнее и произведет гораздо большее впечатление на публику, если вы будете заменять короткие слова и выражения длинными.

Например:

Принимать активное участие - вместо "участвовать"

финансировать - платить

поставить на службу - использовать

демонстрировать - показывать

санкционировать - позволить

положить конец - оставить (бросить)

произвести - сделать достаточно

приблизительно - около

крупномасштабный - большой

в дополнение к этому - кроме того

тем не менее - но

однако - но

Но если вы все же чувствуете себя в данном вопросе уверенно и хотите быть поняты массами, то в этом случае поступайте наоборот.

Цитаты

Цитировать какую-нибудь знаменитость вроде Сэмюэла Джонсона (Сэмюэль Джонсон (1709-1784) - английский писатель и лексикограф. Наиболее известные работы - "Словарь английского языка" и "Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов". - Здесь и далее примеч. переводчика.) или Жан-Поля Сартра удобно, но, скорее, только для начинающих. В аудитории всегда может найтись человек, знающий больше вас об авторе и лучше понимающий истинный смысл цитаты.

Целесообразнее цитировать какого-нибудь менее известного автора. Чем темнее лошадка, на которую ставишь, тем лучше. Это не только сведет до минимума риск того, что найдется всезнайка, тоже что-то слыхавший об авторе, но и позволит вам перевирать цитаты по своему усмотрению.

Повторы

Любые прорехи в сценарии легко прикрыть повторением уже сказанного, причем многократным. Это не только сэкономит массу времени и чернил, но и сделает более убедительным затронутый вами особо туманный вопрос. К тому же тем самым вы проявите заботу об окружающих: ведь большинство слушателей наверняка ничего не поняли" когда вы в первый раз высказали свою мысль, и следуют за вами на включенном в мозгу автопилоте.

Неплохой прием, часто используемый действительно искусными ораторами, - высказать в своем выступлении одну-единственную серьезную мысль, но повторять ее снова, и снова, и снова.

Анекдоты

Анекдоты или житейские истории можно использовать в качестве прослойки между большими кусками речи, когда вы не можете сказать ничего интересного или же вам вообще нечего сказать.

При этом вовсе не обязательно, чтобы ваши истории имели отношение к существу доклада. Просто старайтесь хоть как-нибудь привязать их к нему, а к месту или не к месту- неважно.

Если хотите увидеть эту тактику в действии, прослушайте все выступления какого-нибудь лектора или писателя во время его недельного турне. Вы услышите все те же самые полюбившиеся ему истории, повторяемые по радио и телевизору. И если они могут выезжать на этом, то кто помешает вам?

Заучивание речи

Идеалисты, стремящиеся к совершенству во всем, похоже, стараются создать как можно больше трудностей в жизни оратора. Мало им того, что вы проводите долгие часы в библиотеках и прожигаете жизнь за изготовлением карточек-шпаргалок, они еще хотят, чтобы вы заучивали наизусть самые важные отрывки. По-видимому, сами они, выступая, не могут прочитать то, что написали. Иначе какая еще может быть причина для зубрежки? Следует, впрочем, обратить внимание на то, что они призывают заучивать только самые важные части текста. А если в вашей речи нет ни важных идей, ни конкретных мыслей, то там не найдется и важных отрывков, которые понадобится заучивать. Вот вам еще время, сэкономленное с помощью и при поддержке нашего путеводителя по миру ораторского искусства.

Карточки

Это вовсе не то, что вы думали: не рекомендация отбросить всякую мысль о предстоящей речи и заняться составлением библиотечного каталога, раскладыванием пасьянсов и игрой в "очко" на раздевание. Это лишь способ напомнить себе, что нужно сказать. Может быть, это интересует вас меньше всего, но, чтобы пользоваться карточками, надо хотя бы приблизительно помнить:

а) слова, которыми вы намерены воспользоваться, и

б) примерный порядок их следования.

Очевидно, что лучше всего в данной ситуации - это сначала написать речь и затем зачитать ее по бумажке.

Зачем же в таком случае усложнять дело, используя еще какие-то карточки?

Но нельзя недооценивать знатоков - они уже придумали ответ на эти сомнения. Записывание речей слово за словом, считают они, занимает уйму времени, и в результате речь становится гипнотически усыпляющей. Проницательный ум задастся вопросом: "А разве цель оратора не в этом? " Конечно же, в этом, и примеры успешного достижения ее у всех на виду. Тут и политики, и известные приверженцы заранее предсказуемых речей -профсоюзные боссы, чье умение нагнетать парализующую скуку в аудитории поистине легендарно. Вы могли бы преуспеть не хуже, следуя примеру этих гуру.

Однако это не тот путь, который проповедуют опытные знатоки. Заведите карточки, настаивают они. На каждой карточке напишите несколько слов, которые послужат подсказкой, а в процессе выступления заполните промежутки между ними каким-нибудь наполнителем. Знатоки говорят, что такая хаотичность "делает вашу речь более натуральной.

Ясно, что чем длиннее речь, тем больше понадобится карточек. А чем больше карточек, тем больше риск. Вдобавок ко всем трудностям многие знатоки изобретают иероглифический код, который, по их утверждению, гораздо эффективнее обычной письменной речи.

Но для блефующих ораторов, которые могут заинтересоваться карточками как способом писать речи, мы приведем несколько ключевых слов и символов. Как вы можете заметить, каждый знак имеет как минимум две интерпретации - явную и скрытую. Первая - это то, что вы имеете в виду, составляя карточку. Вторая может прийти вам на ум в подходящий момент во время выступления.


Если вы все еще верите, что карточки-шпаргалки - это решение всех проблем, то вас может заинтересовать еще одно вспомогательное средство. Знатоки своего дела, допустив какой-нибудь ляпсус, не спешат признать ошибку и блефуют до конца. Прекрасный ход - использовать цветные карточки. Пусть речи не становятся лучше благодаря этому, зато их сюрреалистически разукрашенные карточки можно выставлять в различных центрах современного искусства.

Теперь вместо коллекции карточек одного цвета, способной запутать кого угодно, у вас на руках набор картинок с цветными иероглифами, и вы имеете возможность запутаться в различных полутонах и нюансах. Это, как ни странно, дает массу потенциальных удобств:

Показав кому-нибудь свои карточки, вы сможете убедить любого, что действительно собирались сказать нечто куда более глобальное, нежели то, что от вас услышали.

Аудитория может быть введена в заблуждение, решив, что карточки нарисованы человеком, знающим толк в деле.

После такого прилюдного признания на знатоке вроде бы появляется печать посвященного.

Освоив искусство подготовки карточек, способных привести в благоговейный трепет любого, вы сможете как бы невзначай забыть их на месте выступления: дальнейшие комплименты гарантированы.

Мораль здесь в том, что у каждого свой подход. Если вы желаете уморить аудиторию, зачитывая ей от начала до конца все, что у вас написалось, - что ж, Бог вам судья. С другой стороны, если вы хотите ослепить всех остроумием и находчивостью, то, вероятно, лучше всего посоветовать вам прикарманить чужие карточки.

Репетиция

Древнее изречение гласит: "В нужный момент все получится". Съевшие в своем деле собаку знают, что это так, поскольку долгая практика отшлифовала их мастерство.

Практика - и только практика - даст вам в руки главное оружие оратора: говорить о незнакомом предмете так вдохновенно, как если бы вы изучали его всю жизнь (особенно если вы совершенно в нем не разбираетесь). Это придаст вам уверенности в своих силах. На публику производят впечатление только уверенные в себе ораторы.

Вот несколько правил, позволяющих настроиться на успешное выступление.

Потренируйтесь перед зеркалом

Вовсе не так глупо, как может показаться на первый взгляд. Огромное число знаменитостей тестей тренировались так годами.

Воспользуйтесь диктофоном

Как ни странно, выступать с речью перед пластмассовой коробкой не так-то просто. Не расстраивайтесь. По крайней мере, она вам не ответит. И если вам покажется трудным делом развлекать диктофон, подождите, пока вам не представится возможность делать то же самое с аудиторией.

Снимите свое выступление на видеопленку

Если вас позабавила запись собственного голоса на диктофоне, не откажите себе в удовольствии, снимитесь на видео. Ведь тогда вы сможете не только услышать, но и увидеть себя со стороны. Попытайтесь быть самокритичным и честно ответить на два-три вопроса:

"Есть ли у меня неприятные привычки, о которых я не знал?"

Если вы заметите за собой вещи, которых предпочли бы не видеть, то, вполне вероятно, их не захочет видеть и аудитория.

"Как я выгляжу?"

Говорят, что камера не лжет, но это может оказаться как раз тем случаем, когда вам захочется, чтобы она изменила этому правилу. Есть люди, которые немедленно садятся на диету или год не вылезают из гимнастического зала после того, как увидели себя в видеозаписи.

"Как это звучит?"

После того как вы переживете потрясение от того, что ваш голос звучит совсем не так приятно, как вы думали, постарайтесь внести в него нечто особенное. Меняйте тональность, тембр, голосовые модуляции. Попробуйте петь в ванной. Все с этого начинали. Вступите в местное общество любителей оперного пения. Короче, работайте над собой.

Раздобудьте какой-нибудь реквизит

Некоторым повезло: у них есть очки. Если вы из тех, кто обделен этим счастьем, поспешите к оптикам. Очки - это находка для оратора. Их можно не только снимать, протирать носовым платком или кончиком галстука, но и орудовать ими как указкой в патетические моменты речи; очки - идеальный ораторский инструмент. Ничто не способствует так разглаживанию нахмуренного лба и концентрации мыслей, как задумчивое посасывание концов дужек. Или почти ничто.

Обкатайте речь на родных и друзьях

Конечно, все зависит от того, насколько вы полагаетесь на прочность родственных и дружеских уз. Может быть, и не стоит подвергать их столь серьезному испытанию. Но человек, преданный своему делу, не позволит этим соображениям быть тормозом на его пути к признанию (и получению гонорара).

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
- Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь - первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят , анекдоты и т.п. Юмор - лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив - критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания - как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции - вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

Оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь - усыпляет. Очень быстрая речь - вызывает желание перестать слушать. Одним является пауза - придает значимость сказанному, удерживает внимание.

  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель - это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача - удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого - как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Удачных вам выступлений!

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи -- это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

По определению психологов, контакт -- это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т. е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы -- оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание , т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

Необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет?

Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.

Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина! Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими -- положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.

Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.

Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать и особенности аудитории, в которой предстоит выступить.

Каковы основные особенности аудитории ораторской речи? Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория.

По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории -- количественный состав слушателей. Приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются, в какой аудитории легче выступать -- в малочисленной или многочисленной. Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Даже само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию -- оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор -- такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели -- это одновременно и зрители, поэтому оратор должен обращать внимание на внешний вид.

Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной.

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.

Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.

Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории. Вопрос «Читать или говорить?» -- один из вечных вопросов истории ораторского искусства.

Петр I в 1720 году издал Указ № 740, который гласил: «Указую господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была». Издавая этот указ, великий государь преследовал, по-видимому, свои цели, но вольно или невольно документ подчеркивал действенность живого устного слова

Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал -- это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Умелое произнесение речи имеет огромное значение в ораторской практике.

Итак, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

Ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Аудитория обычно не ждет любого оратора с распростертыми объятиями. Ее, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее. Аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. В процессе выступления также может возникнуть ряд помех. Однако внимание и доверие любой аудитории можно завоевать. Вот несколько практических советов.

Одну и ту же мысль можно выразить как устно, так и письменно. Можно раздать написанный текст, чтобы слушатели ознакомились с вашими идеями, или выступить перед ними и устно изложить те же идеи. В каком случае вы достигнете большего эффекта? Конечно, при устном выступлении.

Сформулируем основные преимущества устной речи перед письменной:

  1. Устное выступление - наиболее древний и наиболее освоенный человечеством вид речи. Многим людям трудно изложить свои идеи письменно, но они легко могут рассказать о них. Устная речь - способ общения, которым в разной степени владеют все, включая детей; письменной же речью владеет не каждый.
  2. Устная речь содержит богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств: мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал Бернард Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать.
  3. В устной речи легче передать эмоцию и эмоциональное состояние говорящего.
  4. В условиях устной речи дополнительно воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность и убежденность.
  5. В устной речи допускается многочисленное дублирование и повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.
  6. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями; он следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли.
  7. Устное выступление часто легче понять слушателям - ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором.
  8. Устное выступление оперативнее письменного; оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация часто занимает меньше времени.
  9. Устное выступление характеризуется простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, копирование текста и т.д.

Основные трудности публичного выступления

Хорошая публичная речь - это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: оратор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боится, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т.д.

Специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора:

  • нельзя прервать выступление, когда хочется;
  • нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;
  • трудно понять отношение аудитории к себе;
  • слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами; с теми, кого видят по телевизору;
  • нельзя вести себя свободно, так, как хочется;
  • по вашему выступлению о вас составят мнение, которое потом будет трудно изменить.

Трудностей много, поэтому первые выступления людей часто оказываются неудачными. Надо учиться анализировать и исправлять свои ошибки.

«Борьба» слушателей с оратором

Ораторы знают, что внимание и доверие аудитории необходимо завоевать. Почему аудитория не ждет любого оратора с распростертыми объятиями? Почему аудиторию, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее?

Во-первых, аудитория инертна. Будучи собрана вместе, аудитория обычно уже имеет определенное мнение, чем и объясняется часто ее некоторый изначальный скептицизм по отношению к оратору: «Ну что он(а) может нам рассказать?». Конечно, часть аудитории может быть заинтересована в получении информации, однако таких людей в среднестатистической аудитории обычно около 30%; примерно 60% не имеют мотивации, и их надо заинтересовать, а 10% обычно вообще «пробить» не удается: это негативная аудитория, которой ничего не будет интересно или полезно из услышанного (в силу разных причин). Таким образом, основная часть аудитории инертна, что создает эффект пассивного сопротивления аудитории оратору.

Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б.Ф. Поршнев в своей работе «Социальная психология и история». По его мнению, «всякий говорящий внушает», слушающий же как личность борется против внушения, так как не хочет подчиняться чужому влиянию, не хочет «подпадать под обаяние» оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере.

Выделяются три самых распространенных способа такой «борьбы» слушателей с речевым воздействием оратора: избегание, подрыв авторитета, непонимание.

  • Стратегия избегания характеризуется следующими признаками: аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься от восприятия выступления оратора, не смотрит на него, стремится сесть подальше от оратора или просто не является на его выступление. Избеганием является и такой «детский» прием, как закрывание глаз. Избегание проявляется также в уклонении от восприятия гой или иной информации. Например, статьи или лекции о вреде курения читают и слушают 60% некурящих и только 30% курящих; остальные 70% курящих просто избегают их.
  • Стратегия подрыва авторитета основана на том, что источник информации квалифицируется как неавторитетный, не специалист в данной области, и поэтому все то, что он говорит, можно всерьез не воспринимать. Повод для подрыва авторитета оратора всегда может быть найден: или он молодой (яйца курицу не учат), или рядовой человек (она не психолог, а простая мать, какие она может дать полезные советы), или слишком модно одет (он думает только о своей внешности), или одет и выглядит старомодно (он отстал от жизни), или он не специалист в данном вопросе (он терапевт, а не фтизиатр, как он может судить о вреде курения) и т.д. Подорвать авторитет оратора у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица. Очень высокий авторитет одного лица может привести к отказу в авторитете всем другим, кроме него (Бога, царя, Сталина, учителя, тренера и т.д.)
  • Стратегия непонимания заключается в том, что аудитория, слушая оратора, идея которого ей не нравится, интерпретирует такую идею или его аргументы как непонятные. На этом основании она отвергает и саму идею, отказываясь вникать в ее смысл. В таком случае аудитория говорит: «Мы не поняли его; мы не поняли, что он хотел нам доказать». Непонимание здесь фиктивное, имеет место просто отказ от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных.

Оратор должен знать и учитывать способы противостояния ему со стороны аудитории.

Контрприемы оратора

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре. Назовем основные из них.

1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?». В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Помехи в поведении слушателей

В процессе выступления может возникнуть ряд помех.

1. Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние факторы. Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на чей-то интенсивный кашель, посторонние движения, хлопок двери, шелест бумаг и т.д. «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека», - справедливо отмечал Д. Карнеги. Преодолеть этот соблазн у аудитории еще не удавалось ни одному оратору или артисту.

Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей? Как отвлечь от него слушателей? Во-первых, не замечать столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его активные действия, сделать паузу: аудитория длительное время не будет на нем сосредоточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»: обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо. В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям: это будет мешать им отвлекаться.

2. Слушатели переговариваются между собой. Не принимайте это сразу на свой счет: их разговоры, скорее всего, никак не связаны с лекцией и тем более с вами лично. Здесь тоже лучше не замечать помеху как можно дольше. Можно также подойти поближе к разговаривающим (это весьма эффективно), посмотреть подольше на них, некоторое время говорить, обращаясь к ним, сделать паузу (можно неожиданную), задать им вопрос: «Вы согласны? Вы не согласны?».

3. Кто-то зевает вам в лицо. Не стоит сразу относить это к себе - может быть, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока вы не поняли, что это уже заметили другие и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать - может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату?».

4. Слушатели встают и уходят. У людей могут быть самые разные причины для того, чтобы уйти с вашего выступления. Никак не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Если кому-то нужно срочно уйти, пожалуйста, выходите, только потихоньку». Никак не показывайте, что это вас задевает.

5. С места раздаются реплики несогласия. Если эти реплики тривиальные, сделайте вид, что не слышали или не поняли. Если же слушатель станет настаивать на своей точке зрения, то тогда нужно вступить в дискуссию, но достаточно формально: «Я понял вашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные аргументы». Если возражение связано не с личными амбициями, а действительно важное, то лучше сказать: «Я вернусь к вашему замечанию, но, если разрешите, - немного позже», и обязательно сдержите обещание. Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, то лучше в дискуссию не вступать, сказав: «Я понял вашу точку зрения. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав».

6. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. В аудитории могут оказаться люди с невысокой культурой, которые хотят показать, что этот оратор не так уж хорош и умен, не так уж и компетентен. Своими репликами они хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание («комплекс Моськи»), Как вести себя с такими людьми? Если реплика являлась разовой, то ее лучше не заметить. Если это невозможно, не показывайте, что она вас задела или обидела, всячески демонстрируйте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!.. Ну тут уж ничего не добавить!» И после паузы: «Ну, а мы все-таки пойдем дальше...».

Можно сказать и иронически: «Да, я понимаю ваши проблемы... Но, простите, нам нужно идти дальше...».

Еще вариант ответа: «Я понял ваш вопрос... (хотя это был и не вопрос вообще, но такая фраза сразу ставит нарушителя в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно на этой проблеме остановиться...». Не надо ставить провокатора на место - это уже перебранка, а ему только этого и надо. Подчеркнуто вежливо и корректно отвечайте на любые реплики других людей - этим вы покажете, что осуждаете провокатора.

Если вы уверены в своих силах, наступайте немедленно, используя иронию, шутку, сарказм, а потому держите наготове острые изречения, басни, анекдоты, поговорки, истории («Вы знаете, эта реплика напомнила мне случай...» - общий хохот надолго посадит хама на место, даже если то, что вы рассказали, и имеет весьма косвенное отношение к его реплике).

Еще один путь - попробуйте его похвалить, найти какое-то рациональное зерно в его реплике и используйте ее, чтобы рассказать дополнительно что-либо интересное. Эффективен также «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но, если позволите, - в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону». А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо отвечать на него?». Обязательно несколько человек крикнут: «Не надо, все ясно!» - «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание».

Можно попросить провокатора минуточку подождать. «Минуточку, я только закончу мысль...». Поговорив еще минуты 2-3, не меньше, обратитесь к провокатору: «Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну тогда мы пойдем дальше!».

Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно».

И еще один путь - если реплика очень груба, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!» (Как правило, второй раз грубость сказать не смогут и вам не придется на нее отвечать.) «Ну тогда идем дальше».

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плоскость. Так, на лекции, посвященной общению в семье, одна слушательница возмущенно выкрикнула: «Так что же, мужу, по-вашему, вообще никаких замечаний делать нельзя?» - «Я понимаю ваши проблемы, - ответил лектор. - Я уверен, что вашему мужу обязательно надо делать замечания». Ответ потонул в общем хохоте аудитории, причем засмеялась и сама слушательница, задавшая вопрос.

Отметим в заключение, что успокоить аудиторию, восстановить дисциплину можно, сопровождая негромкую речь указательными жестами в направлении тех, кто нарушает дисциплину, указывая рукой в их направлении либо просто протягивая руку в сторону нарушителей. Указательный жест успокаивает даже животных. Жестикуляция вытянутой рукой, особенно если еще и подойти к нарушителям спокойствия, оказывает на них весьма эффективное воздействие.

Иocиф Абpaмович Стepнин - доктор филологических наук, пpoфессор, заведующий кафeдpoй общего языкознания и стилистики Вopoнежского государственного университета; член правления Российской риторической ассоциации, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

  • Психология: личность и бизнес

Педагогический процесс ставит перед рядовым педагогом требование - он, педагог, должен обладать арсеналом средств для донесения студентам своего опыта. Эти средства всегда индивидуальные, неповторимые. Кроме слов, голоса, интонации, в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика и др. Но первое и самое весомое -очи! Прежде всего они помогают приковывать к себе внимание.

Психология педагогического мастерства выделяет несколько методов завоевания внимания аудитории, одни из них - пассивный и агрессивный.

Пассивный метод заключается в том, чтобы сфокусировать внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью собирается внимание аудитории в единую педагогическое воздействие.

Агрессивный метод противоположный пассивном. Этим путем идут сильные, умные, экспрессивные педагоги. их чувства и воля освобождаются через интеллект мощным течением и мгновенно привлекают к себе внимание аудитории. С тренированной убежденностью такой педагог будто гипнотизирует слушателей. Хотя в целом гипнотизирование и кратковременное, однако различными средствами его можно поддерживать столько, сколько нужно для решения педагогической задачи. Иногда для этого используются темпоритму-ми и своеобразная педагогическая монотонность. С помощью которых педагог бы "врубается" в сознание слушателей, усыпляя, а затем напрягая ее. доводя себя и слушателей к кульминации чувственных переживаний. Эта кульминация и способствует формированию установок и убеждений личности, их проявления обусловлены тренированностью педагога, уровнем его психотехники.

Понятно, что каждый педагог производит свои индивидуальные средства, пользуясь которыми он предельно приближается к одухотворенности и достигает наивысшей степени.

Педагогическое действие в учебно-воспитательном процессе выгодно отличается от такой же действия в театре наличием постоянного коллектива. Поэтому педагогу, оказывая влияние на личность, важно использовать психологическую силу коллектива, помнить о постоянном движение коллектива, "закон развития" его, непрерывное развитие.

Один из принципов организации и воспитания в коллективе - "принцип параллельной педагогического воздействия". "Воспитывая отдельную личность, мы должны заботиться о воспитании всего коллектива. Практически эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем целеполагании".

Управляя коллективом, направляя его деятельность, педагог должен обладать определенными качествами, которые способствовали бы его совместимости с коллективом и отдельными студентами, которые входят в него. Прежде всего это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что педагога следует специально готовить к этому.

Исследователь проблем поведенческой активности педагог В.А. Кан-Калик предлагает придерживаться определенных общих правил для оптимизации общения со студентами:

к аудитории заходить бодрым, уверенным, энергичным;

общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное;

имеющийся коммуникативный настроение: ярко выраженная готовность к общению;

энергично оказывается коммуникативная инициатива, эмоциональный настрой на деятельность, стремление передать это состояние студентам;

в аудитории создается необходимый эмоциональный настрой;

осуществляется органическое управления собственным самочувствием в проведении занятия и общении со студентами (равный эмоциональный настрой, способность к управлению самочувствием, несмотря на неблагоприятные обстоятельства и т.д.);

добиваться производительности общения;

осуществляется управление общением (оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение сочетать общение с методом воздействия);

язык (яркая, образная, педагогическое целесообразна, высококультурная)

мимика (энергичная, выразительная, педагогически целесообразная)

пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая, насыщенные эмоционально жесты).

К перечисленному следует добавить хотя бы два предложения:

блестящее знание материала;

четкое соблюдение меры.

Вам также будет интересно:

Как приготовить нежный, сочный и ароматный картофель по-французски своими руками Секреты приготовления вкусной картошки по французски
В доколумбовой Америке пользовались календарем инков. А знаете, какой способ применяли...
Ячневый суп Суп с ячневой крупой в мультиварке
Любая хозяйка для засолки сала выбирает кусок свинины получше – без жилок, плёнок и...
Здоровое питание: жюльен с грибами и курицей
Жульен с грибами – это классический «представитель» французской кухни, горячо полюбившийся...
Тушеная утка с картошкой в казане
Утку, тушенную с картофелем в духовке, можно подать в качестве горячего блюда и на...
Как узнать свою судьбу по дате рождения и имени
Первые люди на земле предсказывали будущее по приметам, наблюдая за поведением животных,...