Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Заплетенная коса по соннику

Сонник молоко, к чему снится молоко, во сне молоко

Диетические салаты для похудения

Как употреблять отруби для похудения Тесто из отрубей без муки

Диетические низкокалорийные салаты для похудения – рецепты

Основу внутренней среды живых организмов образует

Анализ дворца супружества в ба цзы модель ваших идеальных отношений Что такое дворцы судьбы в бацзы

Тибетские капсулы. Лекарства и препараты. Кто и как делает тибетские лекарства

Уроки магии: сила магических слов и формул в колдовстве

Пятьдесят фактов: подвиги советских солдат во время Великой Отечественной войны

Самая загадочная цивилизация древности Загадочные цивилизации древности

Бусины дзи значение. Бусины Дзи. Зеленая Тара дзи

Мантры. Мантры - что это? И для чего они нужны? На каком языке мантры

О грамматических ошибках при построении сложноподчиненных предложений Ошибки в построении сложных предложений

За что Адам и Ева были изгнаны из рая?

Что говорили о феклуша гроза. Cочинение «Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза

Феклуша - характеристика персонажа

Феклуша — странница. Странники, юродивые, блаженные — непременная примета купеческих домов — упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно «На всякого мудреца довольно простоты», сцены в доме Турусиной). На сцену такую типичную странницу Островский вывел один раз — в «Грозе», и небольшая по объему текста роль Ф. стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.

Ф. не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно. Во-первых (и это традиционно для Островского), она — важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира.

Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Ка-банихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие, милая, бла-а-ле-пие!», Ф. особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным («Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).

Следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девушкой Глашей она советует присматривать за убогой, «не стянула бы чего», и слышит в ответ раздраженную реплику: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди с песьими головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Ф. начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Ф., что настают «последние времена». Примета этого — повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Ф. называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат». Наконец, она сообщает, что и «время-то стало в умаление приходить» и за наши грехи «все короче и короче делается». Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осознает надвигающуюся гибель своего мира.

Имя Ф. стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.

Странница Феклуша является второстепенным персонажем, но при этом весьма характерным представителем “темного царства”. Странники и блаженные во все времена были постоянными гостями купеческих домов. Например, Феклуша развлекает представителей дома Кабановых разнообразными байками о заморских странах, рассказывая о людях с песьими головами и правителях, которые “что ни судят они, все неправильно”. А вот город Калинов Феклуша, наоборот, восхваляет, что очень приятно его жителям. Сплетни Феклуши как бы поощряют темное

невежество горожан. Все непонятное подвергается критике, а о провинциальном мирке Калинова говорится только в превосходной степени.

На самом деле, по своей сути Феклуша – это лишь жалкая пародия на старинных скитальцев, с помощью которые в древние времена разносились новости и различные сказания. Рассказы Феклуши для Кабановой и Глаши, которые, естественно, не знаю ни книг, и газет необходимы просто для удовлетворения любопытства, кроме того, они помогают скрасить унылые провинциальные будни. Также для Кабановой, которая является яростной охранительницей патриархального уклада жизни, все эти “сказки” служат доказательством правильности ее жизни.

Образ Феклуши – фарсовый, и часто используется для обозначения невежественной ханжи, которая любит распространять различные нелепые сплетни.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Странница Феклуша – весьма значимый образ в пьесе. Вообще, странники, блаженные и юродивые были обычной приметой купеческих домов. Островский довольно часто упоминал их в своих...
  2. Кулигин В пьеса Гроза Н. Островского показан персонаж, который на протяжении всего произведения прикладывает определенные усилия для защиты прогресса и общественных интересов. И даже его...
  3. Дикой Одним из самых уважаемых представителей Калинова является предприимчивый и властный купец Савел Прокофьевич Дикой. Одновременно с этим данная фигура, наряду с Кабанихой, считается олицетворением...
  4. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – так описывает город Калинов его житель, Кулигин, хорошо знающий его изнутри и на себе ощутивший эти самые...

Феклуша в пьесе Островского не относится к главным или центральным образам, однако выполняет значимую функцию. Героиня еще больше оттеняет проблему, поднятую в произведении.

Формально персонаж Феклуши относится к фольклорному образу странника. Мотивы странничества давно вошли в русскую литературу и играли важную роль. Это есть в творчестве Пушкина, Достоевского, Горького и других знаменитых классиков. Они рассматривали странников с точки зрения фольклорной традиции. Странники олицетворяли собой народную мудрость, ведь люди, которые путешествовали по свету, приобретали большой опыт.

Феклуша ведет себя подобно страннице, однако в ее «праведных» словах нет настоящей мудрости или искренности. У Островского давний фольклорный образ предстал в новом свете.

Имя героини подобрано не случайно, оно хорошо отображает ее сущность. Она уже в солидном возрасте, как и Кабанова, но инфантильна, словно ребенок, что подчеркивается детской формой имени - Феклуша.

Внешность героини не описана, но можно ее представить. Подобно странникам, она могла носить лохмотья или быть одетой просто, чтобы казаться благочестивой.

Речь героини чрезмерно слащава и преисполнена «благочестием». Она часто употребляет такие слова, как «сударь», «милая», «ваша светлость». Этим героиня старается задобрить своего собеседника, показать свое расположение.

Феклуша поддерживает купечество, восхваляя его добродетели. Она говорит, что образ их жизни «праведный». Но ее слова не были искренними. Просто так она старалась стать полезной «добродетелям». Пресмыкаясь перед Кабанихой, Феклуша укрепляла ее власть, поддерживала миф о «праведном» способе жизни.

При помощи образа Феклуши читатели должны лучше понять, насколько глубоко в сознании этого общества укоренились ложные принципы.

Феклуша отрицает все новое, считая любой другой уклад жизни неправильным. В разговоре с дворовой девушкой героиня рассуждает о том, что только их закон праведный, а в других странах творится невесть что – землей правят султаны и суд чинят неправедный. Вот только все ее аргументы сводятся к утверждению праведно и не праведно. Так писатель показывает узость ее мышления.

Феклуша говорит о том, чего не понимает, выказывая свою необразованность. Однако она хочет казаться мудрой странницей. На деле же такие, как она, просто не могут осознать важность прогресса.

Образ Феклуши показывает, почему в городке продолжает процветать деспотия купечества. Потому что еще существуют «феклуши», которые восхваляют их способ жизни, под маской благочестия внушают людям, что такие, как – праведные люди со многими добродетелями.

Феклуша не играет решающей роли в сюжете пьесы, но еще больше оттеняет «темное царство». Она пресмыкается перед Кабанихой, укрепляя ее власть. Таким образом тирания и самодурство в городке процветают.

Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд - вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа - Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» - такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный».

Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой - доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Тест по произведению

Вам также будет интересно:

Склонение по падежам слова падеж в единственном и множественном числе Падежи существительных во множественном числе
Склонение имён существительных Склонение - это изменение слов различных частей речи (имён...
Восемь основных триграмм и-цзин
Как уже упоминалось выше, в жилище, а также на рабочем месте (ведь там мы проводим немало...
Всемирная история в лицах Царь лидии крёз и солон
Рассказы Геродота о греко-персидских войнах и еще о многом другом Гаспаров Михаил Леонович...
Существует ли любовь? Есть ли любовь? Существует ли любовь на самом деле наука
На протяжении многих столетий не перестает быть актуальным вопрос о том, существует ли...
Личная триграмма по фен шуй
Понятия Инь и Ян являются очень мощным инструментом исследования и выявления базовых...