Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Урок рисования в детском саду. Старшая группа

Преподаватель декоративно-прикладного искусства

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. <Рисунок 1 >

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки. <Рисунок 2 >

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки. <Рисунок 3 >

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти. <Рисунок 4 >

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками ”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам. <Рисунок 5 >

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). <

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. <Рисунок 1 >

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки. <Рисунок 2 >

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки. <Рисунок 3 >

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти. <Рисунок 4 >

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками ”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам. <Рисунок 5 >

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). <Рисунок 6 >

Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.

Роспись на дереве.

Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту процедуру ещё 2 раза.

На подготовленную таким образом поверхность можно наносить задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают лаком.

Урок ИЗО для старших дошкольников

Радостные краски Петриковской росписи. Мастер-класс. «Цветочно-ягодное панно»

Лери Елена Александровна, воспитатель ТМК ДОУ «Хатангский детский сад комбинированного вида «Солнышко» с. Хатанга, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Красноярский край

Мастер-класс рассчитан для педагогов дошкольного и школьного образования, детей старшего дошкольного возраста, родителей.
Назначение: украшение интерьера комнаты, наглядный материал в познавательной деятельности, а еще такую простую композицию можно использовать для поздравительной открытки.
Цель: знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством Петриковская роспись. Учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера.
Задачи:
- развивать творческие способности детей;
- учить ритмично, рисовать панно, сочетать цвета;
- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- развивать художественный вкус, чувство композиции;
- воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать интерес к народным промыслам, к традициям, к росписи;
Материалы:
Лист плотной бумаги А4 (лучше ватман или полуватман), простой карандаш, несколько кистей разных размеров (самодельных кошачьих или беличий или колонковых акварельных), стакан для воды, небольшую фарфоровую или пластмассовую чашечку, палитру или плоскую тарелочку, которая будет использоваться как палитра, и акварельные краски.


Петриковская роспись - визитная карточка Украины
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Характерные особенности петриковской росписи:
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда.
Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Настоящие петриковские мастера не используют в работе простой карандаш, но наш мастер-класс рассчитан на детей, и поэтому перед началом работы мы придумываем приблизительно свой орнамент и зарисовываем карандашом. Контуры цветов обводим круглым лекалом, чтоб они получились четкими. В ягодах просто намечаем верх и низ. И наметить расположение листьев.


2. К пятому году жизни дети уже знакомы с нетрадиционной техникой рисования «пальцеграфия», и поэтому совсем без труда сделают любые ягодки, на нашем орнаменте это калина.
На самом деле, ягодки можно рисовать чем угодно, но пальцы удобны тем, что они всегда « под рукой» да и причем из пяти размеров.



3. Далее приступаем к рисованию цветов, первый - мы будем рисовать, используя элемент «зернышко».
"Зернышко" - это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы.
Вдоль линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки - "зернышка". Держать кисточку надо так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярный к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и ритма в изображении.






Второй цветок рисуем пальцем. Начиная сверху, плотно прижать палец к бумаге и спуская вниз послабить, сверху ярче и виднее контуры, а внизу получится слабее цвет.




Так же заполняем и середину этого цветка, лепестки получатся короче.


5. Цветок меньшего размера мы исполняем элементом, который называется «изогнутое зернышко».
"Изогнутое зернышко" - очень распространенный элемент, с помощью которого образовывают "перистую листву", "бутоны", лепестки цветков.
Чтобы сделать "изогнутое зернышко" надо кончик кисточки опустить на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к бумаге.


5.3. Вот такие получаются цветочки.


6. Итак, рисуем листики. Я нарисовала основные формы листиков, но это не значит, что нужно ограничиваться примером, вариантов может быть множество, на сколько хватит фантазии. В рисовании листика используется переходный мазок: сначала на кисть набирается более светлый тон, а затем самый кончик погружается в краску более темного тона, вплоть до черного.


6.2. Начинается мазок вестись с кончика кисти (точки) и затем, нажимая к середине все больше и уменьшая к окончанию мазка, снова выходим в точку.


Таким образом делаем зубчики у листка


6.3. Середину листка просто закрашиваем светлым тоном.


6.4. Вот такие получаются листочки


7. Середину первого цветка закрашиваем ярким цветом, я закрасила желтым. И дорисовываем стебельки тоненькой кисточкой.



8. Рисуем маленькие трехлепестковые цветочки,в пустых местах. Так же рисуются с «зернышок» и «изогнутых зернышек».




8.3. Получилось 5 цветочков, можно больше.


9. Таким образом, рисуем и листики цветочков.


9.1. Дорисовываем стебельки просто тоненькой кисточкой. Детям можно предложить дорисовать фломастером.


И вот в самом конце объединение деталей орнамента с помощью "питушинок".

Чтобы композиция выглядела законченной, в петриковской росписи используют так называемое "питушиння", то есть соединение, как отдельных мазков в цветах и листках, так и отдельных элементов между собой. Это могут быть тоненькие линии, соединенные в одной точке в цветах, вдоль центральной линии в цветке, или разнообразные "травинки", "бутоны", маленькие ягодки, бутончики, колосочки и великое множество других мелких деталей, которые размещенные вокруг основных элементов ли вдоль стебля в букетах.
11. Панно «Васельки»

Петриковская роспись, как и прочие виды славянской росписи, получила свое название от наименования села Петриково, в котором и зародилась. Чаще всего узоры в этой технике украшали предметы быта, стены деревенских домов или одежду мастеров, но в настоящее время этот стиль плотно внедрился в современное общество и встретить подобные картинки можно в самых неожиданных местах. Петриковская роспись выполняется легко - в нашей статье для начинающих мы предлагаем рисунки и описания выполнения.

Была даже выпущена монета с Петриковской росписью, после того, как ее включили в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Главным элементом в Петриковской росписи является так называемый бегунок, изображаемый в виде волнистой линии, на которой поочередно появляются другие элементы – листики, цветы и ягодки. В росписи этот бегунок символизирует безграничное счастье семьи, долгую любовь и благополучие в жизни.

Изначально краски для росписи мастера добывали из растений, выпаривая их особым образом, но в настоящее время используются в основном гуашь и акварель. Инструментами для росписи также служили природные материалы – палочки из стеблей трав, кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера.

Петриковские рисунки наносятся последовательно в несколько этапов, но, несмотря на это, никогда элементы узора не заходят один за другой – этот вид росписи не знает наложения красок и многослойных узоров. Следует также отметить, что этот вид росписи не использует шаблоны и трафареты, каждый мастер творит на свой вкус и придерживается лишь общих правил.

Роспись начинается с прорисовки бегунка – для этого зеленую краску необходимо развести до состояния сметаны и провести волнистую линию. После этого с помощью карандаша обозначаем будущий контур, вдоль которого будет размешаться сама роспись.

После этого с помощью подушечки указательного пальца прорисовываем ягодки, а с помощью кисточки - нужные варианты цветов.

Для того чтобы лучше понять Петриковскую роспись, необходимо освоить технику выполнения основных ее элементов, ведь из них складываются все орнаментальные мотивы.

Изучаем основные элементы Петриковской росписи для начинающих с рисунками

Цибульки.

Эти элементы еще называют луковички, с их помощью прорисовываются листики или их отдельные части. Для того, чтобы их нарисовать начинаем мазок с тонкой линии, затем плавно поворачиваем ее, одновременно нажимая и снова переходим к тонкой линии, ослабляя нажим.

Переходный мазок.

Для выполнения этого элемента понадобится две краски – набираем на кисть одну краску, а затем слегка макаем кончиком в краску другого цвета. При этом техника выполнения практически такая же, как и у луковичек.

Ягодки.

Этот элемент прорисовывается с помощью подушечек пальцев – без отпечатка пальца ягодка считается не живой и не вписывается в Петриковский орнамент.

Чтобы научиться рисовать в технике Петриковской росписи предлагаем вашему вниманию мастер-класс для детей по изготовлению панно с цветами, из которого вы узнаете, как рисовать орнамент в этой красивой и яркой технике. Эти уроки могут быть актуальны не только для детей, но и для начинающих художников.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Лист плотной бумаги формата А4;
  • Простой карандаш;
  • Кисти разных размеров;
  • Стакан для воды;
  • Фарфоровая чашечка;
  • Акварельные краски;
  • Палитра или плоское блюдце.
Этапы выполнения работы.

Для начала необходимо выполнить эскиз орнамента, который собираемся расписывать. Мастера Петриковской росписи рисуют свои узоры сразу и никогда не используют предварительные наброски, так как схемы росписи, устоявшиеся и отработанные до мелочей, но так как наш МК рассчитан для начинающих художников, мы воспользуемся предварительным эскизом.

С помощью пальцев и красной краски рисуем ягодки разного размера.

Приступаем к рисованию цветов, для этого используем различные элементы росписи. Первый цветок рисуем с помощью элемента «зернышко», он похож на луковички, только кисть мы не поворачиваем при его выполнении, благодаря чему мазок имеет форму капли воды.

Для изображения второго цветка снова воспользуемся пальцами – начинаем рисовать сверху, плотно прижимая палец к бумаге и плавно спускаем его, постепенно ослабляя нажим. Благодаря такой манипуляции цвет краски сверху ярче, а снизу слабее.

Третий цветок выполняем с помощью элемента «изогнутое зернышко», или «луковички», или «цибульки».

На этом этапе прорисовываем листики, для этого используем переходный мазок, набирая на кисть краску светлого тона и обмакивая ее кончик в более темную краску, вплоть до черного. Середину листика просто закрашиваем светлым тоном.

Теперь необходимо закрасить серединки цветов, дорисовать стебельки, мелкие трехлепестковые цветочки (с помощью элементов «зернышко» и «изогнутое зернышко») и соединяем отдельные детали орнамента с помощью «петушинок» - тоненьких линий, которые объединяют отдельные цветы и листики в единый букет.

Простой, но в тоже время оригинальный и яркий рисунок в стиле Петриковской росписи готов, осталось поместить его в рамку и найти подходящее место, откуда бы он смог радовать глаз.

Вот еще несколько фото с идеями орнаментов в Петриковской технике – они достаточно просты в исполнении и под силу даже начинающим художникам, которые только начинают осваивать эту удивительную технику росписи.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов на тему способов выполнения основных деталей», в которых вы наглядно увидите, как прорисовываются отдельные элементы и объединяются в единый орнамент.

МАТЕРИАЛ, НУ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ...

Петриковская роспись - Урок первый

Вот приблизительно первое упражнение для тренировки рисования мазков.


Перед началом несколько советов:

1. Кисточка должна быть мягкая, хорошо подойдет кисточка из белочки, во
Франции покупала кисточки из шерсти пони - тоже хорошо. Говорят, что
лучше всего кисточка из колонка.

2. Краски: хорошо тренироваться с гуашью, мой пример нарисован
гуашью-темпера. Не советую брать акварель, это очень капризная краска, к
ней нужен особый подход...

3. Разведите понравившийся вам цвет до состояния "сметанки" - т.е. не
очень густо и не слишком жидко. Когда начнете рисовать, то быстро
почувствуете, достаточно ли вы развели краску, если недостаточно, то вы
не успеете завершить мазок, не хватит краски. А если разведете сильно,
то краска будет просто стекать у вас с кисточки.

4. Не набирайте на кисточку слишком много краски, "отожьмите" лишнее на палитре. Должен оставаться острый кончик у кисточки.

5. Сразу научитесь правильно держать кисточку в руках: не как ручку мы
держим, а тремя пальцами с одной стороны и большим с другой вертикально к
бумаге. Так вы сможете поворачивать кисточку, помогая большим пальцем.

Порядок рисования мазка:

Нажим - Поворот - Тоненький кончик
.
Рисуем сверху вниз двигая только пальцами и запястьем и ни в коем случае
самой рукой. Бумагу тоже поворачивать не нужно, лист все время прямо
перед вами.













Петриковская роспись - урок 2-й

В этом уроке начинаем применять разработанные в первом уроке элементы, составляя композиции из мазков.

Первая линия: закрытая луковичка,

Вторая линия: открытая луковичка.

Нужно стараться сводить вместе кончики мазков.

Третья линия: закрытая луковичка в открытой - уже почти получается цветочек.

Четвертая линия будет сложноватой для начала, это просто пример того, что можно вытворять со знакомыми нам элементами.

Петриковская роспись - урок 3-й

Этот урок рассчитан на тренировку переходного мазка. Это один
из основных приемов в рисовании петриковской росписью, поэтому этому
уроку необходимо уделить особое внимание. Переходным мазком потом мы
будем рисовать как цветы, так и листики.

Переходной мазок рисуется двумя красками, желательно хорошо
сочетающимися между собой, но контрастными по отношению к друг другу.

Например: голубой и темно-синий, желтый и коричневый, розовый и бордовый...

Разводим на палитре две краски до состояния "сметанки".

Набираем на кисточку основную краску (легче брать более светлую краску
из двух за основную, хотя можно и наоборот) и кончик кисточки с уже
набранной краской макаем во вторую краску, но только кончик!

Кисточка...

И рисуем уже известные нам элементы.

После рисования мазка на кончике кисточки второй краски не должно или почти не должно больше оставаться, иначе вы набрали слишком много краски
на кончик.

Если переходной мазок недостаточно виден, то краски на кончик надо набирать больше.

Краска на кончике не должна быть слишком жидкой, иначе переходной мазок выходит неаккуратный.

В моем уроке в нижних двух рядах я нарисовала несколько вариантов
"луковички" - очень часто используемый элемент. Луковички рисуются
приблизительно по следующей схеме:

Схема луковички...

Центр цветка смещен к краю круга, как показано на рисунке. Кончики мазков сводим в этот центр.

Петриковская роспись - урок 4-й листья...

Итак, рисуем листики. Я нарисовала основные формы листиков, но это не
значит, что нужно ограничиваться примером, вариантов может быть
множество, на сколько хватит фантазии.

Можно нарисовать сначала контур карандашом, хотя это по желанию. Советую
все-таки наметить контур для листика елочкой, иначе будет сложно
сохранить желаемую форму.

Листики ёлочкой...
Выкладываю пример поэтапного рисования листика ёлочкой:













Вот схемка этого листика: центры боковых мазков постепенно смещаются вниз вдоль центральной оси:

А вот другой пример, когда все мазки сводятся в одно место внизу листка.
Можно рисовать и так, все зависит от того, что хочется получить в
результате. В этом случае получаем что-то вроде пальмового листа.

И схемка:

Раз уж речь зашла о ёлочках,то вот еще вариант:

В центре такого листка надо будет что-то еще дорисовать, это может быть
просто растушевка кошачкой (это мы будем изучать позже, хотя я не знаю
как, так как нужет будет короткошерстный кот, согласный дать себя
обскубать)

Можно нарисовать просто еще листик, получается сложный листик:


Ну а если совсем придраться к деталям, то нужно стараться и дальше
заканчивать все мазки тоненьким кончиком. Но видно, что вы стараетесь их
правильно заканчивать, это главное. Я посмотрела, в моем примере тоже
не все мазки идеальны

И еще мне показалось, что желтая краска в желто-зеленых листиках была
разведена немного жидковато, из-за чего переходной мазок получился
кое-где размыт, а кое-где желтая краска поглощает зеленую. Это придет с
опытом.

Если не держать кисть вертикально, то невозможно придать мазку форму красивого завитка

Петриковская роспись - урок 5-й - сложные цветочки...

Переходим к рисованию сложных цветочков. Ничего принципиально нового,
все те же мазки, листики, луковички, которые мы уже научились рисовать,
просто из этих элементов составляем сложный цветок.

Сверху на моем примере цветочек по типу ромашки с центром в середине
круга. У меня шесть лепестков, но можно делать и четыре, и пять, и
восемь... Рисуем листики и сводим концы вместе в середину.

Снизу на моем примере сложный цветок с центром внизу круга, это как бы
ракурс немного сбоку. Опять же рисуем листики, сводим их в центр, а в
серединке можно нарисовать луковичку, или еще что... Верхние листики не
обязательно доводить до центра, если краска достаточно густая, чтобы
луковичка могла скрыть дырку:

Здесь полет фантазии неограничен, в том-то и вся прелесть петриковской
росписи, из одних и тех же элементов можно нарисовать сколько угодно
оригинальных композиций!

Петриковская роспись - урок 6-й - ягодки...

А теперь отставим в сторону кисти, в этом уроке мы рисуем пальцами!

На самом деле, ягодки можно рисовать чем угодно, но пальцы удобны тем, что они всегда "под рукой" да и при чем набор из пяти размеров!

Ну если не хочется "оставлять отпечатки пальцев" ,
то можно рисовать обратным кончиком пипетки, можно просто обратным
кончиком кисточки, все еще зависит от желаемого размера ягодки.

Больше объяснять нечего, смотрите пример и рисуйте!

7-й урок - О кисточке "кошачка":))

Петриковская роспись - урок 8-й композиция...

Я вставлю свои пять копеек еще по поводу петриковской росписи.
Так как все возможные элементы уже изучены в предыдущих уроках, то пора
составлять из них рисунки. Поэтому предлагаю несколько советов для
составления композиции.

Итак начинать желательно с основных элементов, это, как правило, цветы, но может быть также птица, животное...

При составлении композиции надо учитывать центр тяжести, стараться,
чтобы рисунок не был слишком тяжел вверху например, чтобы элементы были
расположены пропорционально. Вот примеры возможных схем композиций:

А вот пример непропорционального расположения основных элементов, верхний цветок слишком тяжел:

После расположения основных элементов, можно наметить дополнительные элементы: листья, ягоды, мелкие цветочки, бутончики...

Нужно стараться заполнять все намеченное пространство, не оставляя дыр и пустых углов.

Мелкие элементы растушевки добавляются в конце, их заранее планировать
нежелательно, все равно в процессе рисования придется корректировать.

Вам также будет интересно:

Как приготовить нежный, сочный и ароматный картофель по-французски своими руками Секреты приготовления вкусной картошки по французски
В доколумбовой Америке пользовались календарем инков. А знаете, какой способ применяли...
Ячневый суп Суп с ячневой крупой в мультиварке
Любая хозяйка для засолки сала выбирает кусок свинины получше – без жилок, плёнок и...
Здоровое питание: жюльен с грибами и курицей
Жульен с грибами – это классический «представитель» французской кухни, горячо полюбившийся...
Тушеная утка с картошкой в казане
Утку, тушенную с картофелем в духовке, можно подать в качестве горячего блюда и на...
Как узнать свою судьбу по дате рождения и имени
Первые люди на земле предсказывали будущее по приметам, наблюдая за поведением животных,...