Бизнес. Кредиты. Прописка. Материнство. Алименты

Изменения как колея: Александр Аузан об экономических болезнях России. С.в

B последнее десятилетие развитие российской экономической науки проходит под знаком растущей популярности институциональной парадигмы. Однако есть одна сфера экономических исследований отечественных обществоведов, до сих пор слабо затронутая институционализмом, – это экономическая история.

Трактовка институтов как сознательно и/или стихийно складывающихся "правил игры" естественным образом ставит вопрос, как и почему эти правила меняются. Сторонники новой экономической истории в духе Д. Норта делают акцент на сознательном выборе норм, на институциональном конструировании и экспорте институтов. Но есть и другая сторона проблемы изменчивости институтов – институциональная инерция, которая мешает выбирать, конструировать и экспортировать/импортировать институты. Эти аспекты стали главным объектом изучения новой школы экономической истории. Речь идет о возникшей в 1980-e гг. теории path dependence, "зависимости от предшествующего развития", основы которой заложены американскими экономистами-историками П.A. Дэвидом и Б.B. Артуром.

Идеи "новейшей экономической истории" широко известны за рубежом, но в России, к сожалению, их знают гораздо слабее, чем они того заслуживают. Между тем проблема path dependence – один из "русских" вопросов, над которыми наши интеллектуалы размышляют не один век. Всем известны "неразрешимые" проблемы типа "почему Россия не Америка?" или "почему хотим как лучше, a получается как всегда?". Но ведь суть проблемы path dependence можно выразить вопросом: почему в конкуренции институтов довольно часто "плохие" институты (нормы, стандарты и т.п.) побеждают "хорошие"? Эта проблема вбирает в себя анализ и устойчивой российской самобытности, и неудач попыток отказаться от нее в пользу кажущейся более эффективной системы социально-экономических институтов. Однако, несмотря на огромную актуальность для России парадигмы path dependence, ею занимаются пока считанные единицы, и даже переводная литература по этой теме почти отсутствует. Лишь "Экономический вестник Ростовского государственного университета" систематически помещает публикации по этой теме.

Интересным полем для творческой дискуссии экономистов, историков и социологов стал симпозиум, специально посвященный проблеме path dependence, состоявшийся весной 2005 г. в ГУ-ВШЭ (см. [Научный... 2005]), a также параллельная Интернет-конференция.

Обсуждение зависимости от предшествующего развития прошло ряд стадий. Все началось c "занимательной истории" o печатной машинке. Затем обнаружились аналогичные феномены в истории других технологических стандартов. Потом дискуссия перекинулась от анализа технологических стандартов к анализу чисто институциональных правил/норм. В настоящее время концепция path dependence выросла уже до относительно самостоятельной неортодоксальной теории.

Р.М. НУРЕЕВ, Ю.В. ЛАТОВ
Что такое path dependence и кaк ee изучают российские экономисты

Одной из важных примет развития социологической науки в последние годы стало ее стремление интегрировать историческое измерение. Это нашло свое отражение в работах Н. Элиаса, Ч. Тилли или Т. Скокпол. Есть основание говорить, в частности, о появлении нового течения – исторической социологии, на основе которой социологи стремятся преодолеть дисциплинарную раздробленность и выразить нетрадиционный взгляд на объекты и привычные подходы в социологии. Этот подход представляет немалый интерес, т. к. нацеливает исследование на процесс образования и эволюции политических объектов и, в частности, публичной политики. Он связан также с разделением объекта анализа (институты, программы, акторы и т.д.), что предполагает понимание развития политики в относительно длительных временных рамках (П. Сабатье предлагает, например, десятилетние временные рамки).

Наследие

На основе учета исторического измерения некоторые исследователи публичной политики подчеркивают особое значение влияния прежней политики на поведение публичных актеров. Это влияние, по их мнению, имеет большее значение, чем влияние того, что связано с управлением окружением и полезной информацией, или с комплексностью особых отношений в данной подсистеме (например влияние принудительных факторов). Как утверждают специалисты, именно наследие, оставленное предыдущими правительствами, представляется определяющим фактором возможных изменений публичного действия.

Анализируя эволюцию программ британского государства после Второй мировой войны, Р. Роуз показывает, что возможности выбора в изменении публичной политики ограничены прежней политикой. Так, на основе анализа законодательных актов он пришел к выводу о том, что в момент прихода к власти М. Тэтчер в 1979 г. более половины законов (56,6%) были проголосованы до 1945 г.; при этом в период правления королевы Виктории (1837-1901) были выработаны 26% законов, которые действовали и 20 лет спустя.

Можно ли в такой ситуации осуществлять радикальные изменения публичного действия? Если в обществе не проводятся революционные по своей сути преобразования, радикальные изменения в короткие временные сроки просто невозможны: сказываются принуждения, в частности, институционного происхождения, которые оказывают воздействие как на программы публичного действия, так и на политико-административных акторов. Согласно Р. Роузу,

"обязательств перед прошлым не могут избежать те, кто правит в данный момент, в меру того, насколько они встроены в публичное право и институты и осуществляются чиновниками".

С другой стороны, большинство программ реализуются автономно, что само по себе является препятствием для последующей переоценки.

Таким образом, механизмы социального действия, как правило, продолжают функционировать на тех же принципах и правилах, которые действовали и в момент своего создания, в то время как социально-экономическое окружение глубоко изменилось. Изменение публичного действия в таких условиях чаще всего осуществляется механически под воздействием логики самих программ.

Процессы зависимого пути (path dependence)

В изучении публичного действия историческое измерение породило. Как было отмечено выше, особое течение неоинституционализма, называемого историческим институционализмом. Оно ориентируется на изучение социогенеза механизмов публичного действия, а также принципов, ценностей, способов действия и соотношения сил, которые его характеризуют. Внутри этой общей ориентации, наибольшую известность получило понятие "зависимый путь" (path dependence ), которое описывает существование кумулятивных движений, кристаллизирующих системы действия и институционные конфигурации, присущие данной подсистеме и предопределяющие точный ход публичного действия.

Изначально path dependence опирается на экономическое понятие растущей продуктивности (increasing returns ) совокупности механизмов, питающих кумулятивную динамику. Она характеризуется четырьмя основными элементами:

  • 1. Непредсказуемость: если основополагающие события имеют большое влияние, то все равно невозможно предсказать конечное состояние изначальных процессов.
  • 2. Негибкость: чем больше продвигаешься в данном процессе, тем труднее осуществить новые выборы. Невозможно менять путь (path ).
  • 3. Неэргодичность: это понятие предполагает, что происходящие события, в том числе и в ходе процесса, не могут игнорироваться. Они накладывают свой отпечаток на динамику процесса. И уже известная ситуация не может повторяться. Происходит эволюция, но не осуществляется некий цикл.
  • 4. Потенциальная неэффективность начатого пути: начатый процесс не гарантирует оптимума или, по крайней мере, того, что будет найдено эффективное решение. Избранная альтернатива не всегда является такой, что ведет к лучшему результату.

В экономической области такая теория смогла объяснить неравенство экономического развития в зависимости от географических условий теми выгодами, которые все еще получают страны, ранее включившиеся в промышленную революцию.

Другой пример. В работах американских экономистов показано, что фордизм как способ экономической организации стал господствующим в массовом производстве. Однако своим появлением он в большей мере обязан структуре распределения капитала в США и Великобритании, чем своему более прогрессивному в экономическом отношении характеру. Всякий начатый "путь" в конечном счете имеет тенденцию кристаллизироваться и становиться все более принудительным по мере своего развития.

Согласно П. Пирсону, появлению кумулятивного процесса такого типа способствуют определенные условия. Прежде всего, существует процесс рутинизации, при помощи которого актеры привыкают действовать в определенных рамках, стремясь делать и думать определенным образом. Прогрессивное изменение практики в определенном направлении, по определенной оси является принудительным, исключающим возможность отказа от движения в направлении изменения. Изменение является средством улучшения контроля над процессом, что могло не получаться в самом начале его осуществления. Так, координация всего того, что связано с изменением, касается акторов, которые "вращаются" вокруг государства, групп интересов, политических партий, профсоюзов, средств массовой информации, тесно связанных с начатой динамикой.

Наконец, добавляются два фактора адаптивного предвосхищения у периферических акторов. В процессе изменения никто не хочет оказаться в маргинальной позиции, и потому акторы стремятся выбрать наиболее плодотворный путь или наиболее приемлемый.

Осознавая, что использование экономической концепции ставит операционные проблемы для политической науки, П. Пирсон показывает, что характеристики, присущие политике, укрепляют правильность такого анализа. Согласно Пирсону, многочисленные факторы оправдывают то, что процесс path dependence оказывается более приемлемым для политических объектов, чем для характеристики экономической динамики.

  • 1. Политическое поле характеризуется прежде всего высокой институционной насыщенностью. Это является следствием множественности правил процедуры, комплексности законодательства в различных социальных полях, воздействия механизмов публичного действия, которые сами собой представляют принуждение для действия и накладывают отпечаток на поведение акторов.
  • 2. Воспринимая один из первых шагов инкрементализма, П. Пирсон настаивает на неизбежно коллективной природе политического поля. Характерный пример. Большинство публичных благ, произведенных государством, по своей сути являющимся коллективным актором, не предназначены для индивидуального "потребления". И потому в политическом пространстве, более чем где бы то ни было, "акторы должны постоянно адаптировать свое поведение, предваряя поведение других акторов". Эта характеристика применима к тому моменту, когда начинается торг, движение к сотрудничеству и компромиссам.
  • 3. Наконец, П. Пирсон настаивает на комплексности и неопределенности политики. Наталкиваясь еще раз на ожидания инкрементализма и ограниченной рациональности, но уже в другой, более широкой перспективе, нацеленной на относительно строгое определение институтов, он показывает, в какой мере полезна информационная слабость, трудность определения однозначных целей или краткосрочного горизонта действия, зачастую определяемого электоральным ритмом. Все это является принудительными факторами. В том, что касается целей публичного действия, то путаница интересов, множественность принципов и ценностей, присущих каждому актору, является препятствием для утверждения подлинной рациональности.

Учитывая эти различные характеристики, П. Пирсон в конечном счете показывает, что прогрессивная седиментация публичной политики, осуществляемая все более широким и все более разнородным бюрократическим аппаратом, определяет наиболее вероятный способ эволюции публичной политики, создавая тем самым препятствия всякой форме изменения. Втиснутые в пространство комплексного действия, акторы тесно связаны с изначальными процессами, которые служат их интересам и/или удовлетворяют некоторые из их ожиданий, и/или обрамляют или оправдывают их поведение в ограниченном пространстве. Эти процессы к тому же уменьшают неопределенность.

Нужно сказать, что гипотеза изменения публичного действия должна осмысливаться по отношению к этому запутанному пучку элементов, а эволюция публичного действия приобретает чаще всего форму, предопределенную весом различных переменных, которые "выпали в осадок" и институционализировались этими процессами path dependence .

Такой подход был применен П. Пирсоном для изучения реформ государства всеобщего благоденствия в Великобритании и в США. Исследуя потенциально разрушительный эффект программ ультралиберальных консерваторов, на идеях которых М. Тетчер и Р. Рейган были избраны на свои посты соответственно в 1979 и 1980 гг., П. Пирсон показывает, что предпринятые этими политиками реформы имели значительно меньшие последствия, чем это изначально ожидалось.

Чем это объясняется? Проводившиеся в Великобритании и США реформы столкнулись с совокупностью очень комплексных принуждений (скажем точнее – ограничений), которые освободили эти страны от пагубных последствий реформ. Более того, не было разрушено и государство всеобщего благоденствия в этих двух странах. В США произошло, например, соединение институционных элементов. И это соединение стало противовесом объявленным ориентациям: возникли конфликтные отношения между конгрессом и президентом, сказалась роль администраций и давление со стороны профсоюзов, ассоциаций пенсионеров и т. д.

Внутри процесса path dependence П. Пирсон, опираясь на работы ряда исследователей, подчеркивает ту роль, которую играют "ментальные карты" акторов. Поверх институционных механизмов, кумулятивные процессы, описанные выше, определяют специфические когнитивные структуры, которые облегчают понимание реальности и любую форму действия. Господствующие в данный момент когнитивные и нормативные матрицы, в меру их участия в механизмах социального построения реальности в подсистеме публичного действия, приобретают некоторую стабильность хотя бы в "нормальный" период. Они определяют легитимные границы публичного действия, оценивая некоторых политико-административных акторов и тех, кого это касается, системы координат, а потому они функционируют как редакторы неопределенности и определяют некоторые оси эволюции публичных политик.

Такая схема анализа позволяет описывать и анализировать связи, существующие между кумулятивными институционными основами и установившимися обменами между государством и теми, кого это касается. Патрик Ассентефель, в частности, показал как "государство во взаимодействии" способно влиять на эволюцию публичного действия. Анализируя программы различных правительств, нацеленных на уменьшение постоянного дефицита социальной сферы, он смог показать, что различия, существующие между Францией, Германией и Великобританией определяются природой формализованных обменов между врачами, например, и политико-административными актерами в каждой стране

В этой перспективе, обычно обозначаемой path dependence , ее можно понять как новый элемент, соединяя традиционное функционирование администраций и системы действия во взаимодействии публичных и частных акторов. Испытывая зависимость от укоренившихся привычек и принципов и силовых институционализированных отношений, акторы данной подсистемы публичного действия могут сталкиваться с "непонятными" им феноменами. Так, опираясь на свою привязанность к принципам и инструментам кейнсианства в проведении макроэкономической политики, некоторые правительства дали неадекватные "ответы" на экономический кризис 1970-х гг.

Аналогов явления, получившего в институционализме название «path dependence», на самом деле не так уж мало. Даже в неоклассической модели равновесия Вальраса уже присутствует оператор времени, объясняющий, каким образом происходит «нащупывание» равновесной цены. Та же поэтапность изменений воспроизведена и в известной паутинообразной модели равновесия. В микроэконометрических исследованиях прикладного характера (Р. Бланделл) рассматривается феномен, именуемый «зависимостью от текущего состояния» (state dependence). Неокейнсианцы, изучающие проблемы ригидности номинальных переменных, исследуют жесткость цен, объясняя этот феномен, в частности, «издержками на меню» и теориями «эффективной ставки заработной платы». Концепция гистерезиса, получившая распространение в макроэкономике, акцентирует внимание на инерционности изменения макропеременных. Все эти концепции объясняют, почему в реальности происходит плавное приспособление тех или иных переменных, делают акцент на значимости времени как экономической категории и возможности временной рассогласованности событий.
В отличие от этих теорий, концепция «зависимости от предыдущей траектории развития», изучаемая в новой экономической истории, рассматривает проблему развития экономической системы в целом, жесткость которой обеспечивается благодаря относительной неподвижности внутренних институциональных структур.


С нашей точки зрения, можно дать несколько объяснений изучаемому явлению. Представим их.


1. Path dependence легко объясняется с позиций системного подхода . Так, один из представителей современного институционализма Джеффри Ходжсон в своей книге «Экономическая теория и институты» выдвигает положение о том, что любая социально-экономическая система строится на сочетании двух принципов: «принципа преобладания» и «принципа примесей». «Принцип преобладания» связан с наличием в ней некоей доминирующей экономической структуры. В основе «принципа примесей» лежит «закон необходимого разнообразия» Росса Эшби, согласно которому именно внутреннее многообразие и сложность системы позволяют ей отвечать на вызовы внешней среды и сохранять свою устойчивость.
Системность предполагает наличие уровней, иерархий, статусов, относительно жестких горизонтальных и вертикальных связей. До тех пор, пока накапливаемые количественные изменения не приводят к изменению качества, система остается внутренне устойчивой и самовоспроизводится. Удачно принципы построения устойчивых социально-экономических систем были описаны К. Поланьи: симметрия, центральность, автаркия. Последнее условие обеспечивает также внешнюю устойчивость системы: система не может быть излишне открытой, в определенной степени она должна быть самодостаточной. Во французской теории соглашений (Л. Тевено, Болтянски) выделены следующие принципы функционирования подсистем: автономия, системная интеграция, взаимодействие.
Сложные социально-экономические системы строятся по «принципу матрешки»: системы более высокого уровня включают системы второго уровня и т.д. Такая структура является равновесной до тех пор, пока она способствует выживанию каждого из уровней. Это обеспечивается за счет присутствия в ней относительно консервативных элементов, таких как ресурсы, в меньшей степени – знания и технологии, которые, в отличие от ресурсов, более подвижны.


2. Path dependence объясняется наличием доминирующих подсистем , нацеленных на воспроизводство существующих коллективных моделей поведения. Власть в обществе принадлежит тому слою, который располагает более ценным ресурсом. Ценность ресурса исторически задана и определяется отношением его полезности и редкости. Ресурсы, имеющие более высокую альтернативную ценность, приносят их владельцам ренту, которая частично расходуется на создание правил игры, закрепляющих права на данный ресурс (например, ограничивающих вход в отрасль для конкурентов), а частично на создание дискриминирующих правил игры = благоприятных условий для избранных. Более ценные права создают более высокие доходы, которые частично направляются на воспроизведение, укрепление или приумножение этих прав. Возникает замкнутый контур, выбраться из которого, согласно теории Д. Норта, можно только через прорыв в знаниях и технологиях, что изменит относительную ценность ресурсов. Для такого прорыва необходима своя институциональная среда, ориентированная на инновационную производственную, а не на инновационную перераспределительную деятельность.


3. Path dependence объясняется особенностями взаимодействия формальных и неформальных институтов. Если формальные институты с тем или иным успехом могут быть имплантированы из чужеродной среды, то неформальные, как правило, вырастают на собственной почве, хотя и эта почва может быть обильно удобрена заинтересованными и хорошо оплачиваемыми сеятелями (так, немалую роль в пропаганде норм общественного поведения, морали и жизненных стандартов играют СМИ). Формальные правила либо закрепляют неформальные установления, обеспечивая им правовые гарантии (в таком случае «запаздывание» объективно), либо создаются как альтернатива деструктивным неформальным нормам (здесь возможные разные варианты взаимодействия – вплоть до конфликта), либо возникают в порядке инициативы (импорт или институциональное проектирование). Далее идет процесс освоения, обучения, преодоления сопротивления, деформализации формальных правил. Неразвитые формальные институты в сочетании с сильными неформальными институтами (в большей степени) и некоторыми маргинальными формальными нормами (в меньшей степени) могут породить институциональных мутантов. После чего остается лишь повторять афоризм: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».


4. Path dependence объясняется инкрементностью любых изменений . «Природа не делает скачков». Нельзя в один день проснуться здоровым и богатым. И даже принятие закона требует некоторого времени для того, чтобы новые нормы заработали. А для этого нужна масса сопутствующих организационных изменений, разработка новых дополняющих и расширяющих правил более низкого порядка, их освоение, отмена или корректировка других норм.
Хорошим историческим примером подобной «революции» правил является принятие в 1995 г. закона о центральном банке, провозгласившего его независимость от правительства. Разделение монетарных и фискальных властей считается одной из самых важных институциональных реформ периода рыночной трансформации. Центральный банк перестал кредитовать бюджетный дефицит, был объявлен переход к «цивилизованным» способам финансирования последнего через размещение облигаций госдолга. Для того, чтобы новое правило заработало, Центральный банк вынужден был сделать первое отступление от рыночной идеологии – установил коридор валютного курса (тем самым устранив важного конкурента для рынка ГКО и создав специальную благоприятную среду для заимствований правительства). Второе отступление было сделано, когда ЦБ РФ сам стал скупать ГКО на вторичном рынке, так что к моменту августовского кризиса 1998 года в его активах облигации госдолга составляли уже 46%. То есть практиковавшееся ранее прямое финансирование бюджета за счет кредитов ЦБ РФ было заменено более сложной схемой скрытого финансирования, которая воспроизвела прежнюю идею только в более завуалированном виде. Хотели как лучше, а получилось как хуже.
Другой интересный пример демонстрирует, как неработающий закон о банкротстве, «подстроившись» к существующей институциональной среде, стал весьма эффективным. Первый российский закон о банкротстве подкреплялся очень сложными процедурами, предусматривающими в 60% случаев оздоровление предприятия. Он был мало интересен бизнесу и в большинстве случаев инициировался государством. Второй закон “О несостоятельности (банкротстве)”, вступивший в силу с 1 марта 1998 года (а в настоящее время действует третий закон – 2002 г.), существенно изменил положение вещей - в 80% случаев применения он позволял инициировать процедуру банкротства без особых разбирательств с должником (достаточно предоставить данные о трехмесячной задолженности), при минимальным участии государства. В результате для бизнеса открылась реальная возможность извлечения выгоды от действия закона, и закон заработал, превратившись в удобный способ передела собственности, заменивший существовавшие ранее неформальные механизмы этого передела.


5. Path dependence объясняется наличием сетей и устойчивых организационных структур. Кроме производственных и технологических сетей, подробно описанных в литературе, существуют также сети социальные – интегрированные в сеть связи и накопленный социальный капитал. Одной из таких негативных сетей является коррупция, которая предполагает, что человек, попавший в бюрократическую структуру, какими бы изначально благородными принципами он не руководствовался, для того, чтобы остаться в ней, вынужден вести себя определенным образом. В этих сетях, возможно, размыты границы между политической рентой и взятками, то есть рентой в ее неприкрытом (нецивилизованном) виде. Капитализированная политическая рента формирует специфический актив бюрократа, получивший даже собственное название – «административный ресурс». Этот ресурс определяет способность бюрократа создавать избирательные барьеры, неявные правила, для этого нужно занимать определенную позицию в сети, иметь статус. В свою очередь, ценность «административного ресурса» определяется вмененным доходом – политической рентой бюрократа.
Интересна концепция «власти-собственности», в которой власть и собственность рассматриваются в качестве двух комплементарных статусных благ, соединение которых, возможно, дает еще и синергетический эффект. С нашей точки зрения, для этих благ существует своего рода обмен, определяющий относительную ценность их в данный момент времени. Интересно было бы проследить, какие циклы, «волны» существуют в этих обменных процессах. Согласно универсальному закону, предельная полезность накопленной власти снижается (хотя здесь возможные и переломные моменты, когда количество переходит в качество) - так же, как и собственности, значит, возможно некое институциональное равновесие, обеспечивающее равенство предельных выгод двух статусных благ. Однако, поскольку в реальности функции не являются непрерывными (нельзя добиться оптимального сочетания собственности и власти за счет их бесконечной дробности, да и существуют прямые запреты на совмещение предпринимательской и государственной деятельности), система работает через механизм «вращающихся дверей», то есть реализует себя посредством ротации бизнеса и политики. Наиболее удачные, попавшие в цикл, продвигаются по иерархической лестнице, менее удачные «застревают» в дверях.


6. Path dependence объясняется эффектом сопряженности институтов .


7. Path dependence можно рассматривать как зависимость от прошлого опыта. Любая система накапливает «историческую память». Эта память может сформировать определенное отношение к тем или иным действиям, мероприятиям, если люди их рассматривают «по аналогии» с предыдущими событиями. Так, в России, вследствие печального опыта функционирования структур, подобных МММ, «Чара», «Хопер», была дискредитирована в принципе неплохая идея паевых инвестиционных фондов, в то время как в других странах они доказали свою состоятельность и заняли достойную нишу в рыночной экономике. Рассуждая по аналогии, население теперь скептически относится к любым инновациям, связанным с коллективными инвестициями. Деятельность пенсионных фондов, страховых компаний, ипотечные займы рассматриваются через призму прошлого негативного опыта.


8. Path dependence объясняется особенностями человеческого поведения. Как ни странно это звучит, в первую очередь, рациональностью индивидов, когда их целью является достижение приемлемого гарантированного результата при минимуме затрат. Всякие новации связаны с большими единовременными затратами инвестиционного характера, неопределенностью, необратимостью, тратой времени и ресурсов на создание адекватной инфрастуктуры (распространение, продвижение идеи), преодолением сопротивления со стороны старых структур, затратами на обучение. Кроме того, реально существует лаг осознания проблемы, выработки решения, лаг воздействия. Все это обусловливает инерционность поведения. Большое значение имеет также несклонность большей части населения к риску – гарантированный менее доходный вариант может быть привлекательнее высокорискового (вероятностного) более доходного варианта. Степень удовлетворения человека от приобретения чашки гораздо ниже степени расстройства от утраты той же самой чашки (Д. Канеман). Люди опасаются жить в эпоху перемен и другим не желают, даже если эти перемены сулят в будущем лучшее. Так, если бы в стране не произошла «шоковая терапия», которая поставила большую часть населения на грань выживания (достаточно вспомнить значительные задержки зарплаты в начале 90-х годов на фоне обвальной инфляции), в России еще долго не сформировался бы слой «вынужденных» предпринимателей, каковыми можно по полному праву называть большую часть предпринимателей 90-х.



  • 18.05.05 Объяснение path dependence с различных позиций (
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    В . Л . Некрасов

    Path Dependence и ее возможности в объяснении социально-экономической эволюции регионов

    Постановка проблемы. Идея необратимости и зависимости от пути развития в действительности весьма интуитивна, и, безусловно, не является абсолютной теоретической новацией. Тем не менее, до появления в 1980-е гг. пионерных работ Пола Дэвида и Брайна Артура данная идея находилась на периферии общественных наук. Возникнув, как попытка ответить на вопрос: «почему в конкуренции технологий довольно часто «плохие» технологии побеждают «хорошие»?» т.н. QWERTY-номика, теория быстро эволюционировала в направлении анализа институтов. Самая главная из новых идей, предложенных в развитие первоначальной концепции Пола Дэвида, заключается в том, что победу изначально выбранных стандартов над всеми другими, даже более эффективными, можно наблюдать не только в истории развития технологий, но и в истории развития институтов. В 1990-2000-е гг. появилось ряд фундаментальных работ развивающих это новое направление. По словам Д. Паффета: «Зависимость от предшествующего развития для институтов, вероятно, будет вполне подобна зависимости от предшествующего развития для технологий, поскольку обе основаны на высокой ценности адаптации к некой общей практике (какой-либо технике или правилам), так что отклонение от нее становятся слишком дорогостоящим». институт социальный зависимость развитие

    Если при описании истории технических новаций пишут о QWERY-эффектах, то в рамках анализа институциональных инноваций говорят о path dependence - зависимости от предшествующего развития. Дело в том, что при сравнении институтов куда труднее, чем при сравнении технологий, делать однозначные выводы, какой институт лучше, а какой хуже. Однако в истории формировании институтов можно найти момент институциональной выбора («точка бифуркации»), который «программирует» развитие на долгое время вперед и делает невозможным (или сопряженным с высокими издержками) отказ от ранее выбранного института.

    Теорию path dependence называют «новейшей экономической историей», по аналогии с «новой экономической историей» Роберта Фогеля и Дугласа Норта. Оба эти направления являются институциональными подходами к социально-экономической истории. Сторонники Норта акцентируют внимание на сознательном выборе норм, на институциональном проектировании и экспорте институтов. Представители новейшей экономической истории занимаются обратной стороной институционального развития - институциональной инерцией, которая мешает выбирать, проектировать и экспортировать институты. Тем не менее, представителей того и другого направления новой институциональной экономической теории (НИЭТ) объединяет утверждение, что институты имеют значение для результатов функционирования экономических систем, и что длительные различия в функционировании экономических систем формируются под очень глубоким влиянием развития институтов.

    В институционально-эволюционной теории различают три типа отношений между содержанием старых и новых институтов: path dependence - глубокая связь, сильная зависимость новых институтов от старых, path determinacy - менее сильная зависимость, оставляющая место для возникновения совершенно новых институтов, и path indeterminancy, или path independence - отсутствие явной связи между старыми и новыми институтами.

    Нас в данном случае интересует первый тип отношений - path dependence. Институциональные изменения - это сложный процесс, потому что предельные изменения могут быть следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях, в способах и эффективности принуждения к исполнению правил и ограничений.

    В истории развития институтов проявление зависимости от предшествующего развития можно проследить на двух уровнях: во-первых, на уровне отдельных институтов (правовых, организационных, политических), а во-вторых, на уровне институциональных систем. В дискуссиях о path dependence чаще всего рассматривается первый аспект.

    Цель данной работы - обсуждение методологических проблем применения теории зависимости от предшествующего развития в историческом анализе регионального развития.

    География и институты. Значение географии и институтов в долгосрочном экономическом развитии стран и регионов сегодня широко обсуждается в научной литературе. Тезис о том, что «благосостояние в наибольшей степени определяется географическими факторами» не требует пространных комментариев. Более сложным является вопрос о роли институтов в экономическом развитии стран и регионов.

    Любой институт - экономический, социальный, культурный - есть, по определению Д. Норта, «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми». По мнению представителей институциональной теории, институты задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или экономике. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен. Это общее понятие института можно конкретизировать, и привести более полные дефиниции.

    Основоположник «молодой» исторической школы Г. Шмоллер институт трактовал как определенный порядок (ordo) совместной жизни, который служит конкретным целям и обладает потенциалом самостоятельной эволюции. Он закладывает прочную базу для упорядочивания социальных действий на длительный период времени, как, например, собственность, рабство, крепостничество, брак, опека, рыночная система, монетная система, свобода торговли.

    Э. Остром определяет институты как совокупность действующих правил, на основе которых устанавливается, кто имеет право принимать решения в соответствующих областях, какие действия разрешены или ограничены, какие общие правила будут использоваться, каким процедурам необходимо следовать, какая информация должна предоставляться, а какая нет и какой выигрыш получат индивиды в зависимости от своих действий. Все правила содержат предписания, которые запрещают, разрешают или требуют определенных действий или решений. Действующие правила - это такие правила, которые действительно используются, за соблюдением которых осуществляется мониторинг, и они защищены соответствующими механизмами, когда индивиды выбирают те действия, которые они намерены предпринять.

    Еще в начале 2000-х гг. О.С. Пчелинцев отметил, что вопрос институционального обеспечения устойчивого развития не только не решен, но даже не поставлен. На основании, каких параметров (кроме экономики) можно говорить об успешных и неуспешных регионах и их вкладе в развитие страны и культурное многообразие мира? Несмотря на то, что в последнее время растет интерес исследователей к этой проблеме, как отмечает Н.В. Зубаревич разработанные подходы и методики не универсальны.

    Дискуссия о причинах различий в уровне развития стран и регионов имеет давнюю историю. Традиционная неоклассическая теория роста отдает ведущую роль накоплению труда и капитала (рост населения и занятости, инвестиции) и инновациям. С. Кузнец подчеркивал, что экономический рост страны основан на развитии техники и технологии и на необходимых изменениях в институциональной структуре и идеологии. Представители НИЭТ утверждают, что накопление факторов роста, образование и инновации и есть сам рост. С их точки зрения факторами, определяющими рост, являются институты - система механизмов и правил, принятые в обществе, которые влияют на стимулы к накоплению труда и капитала, генерацию и внедрение новых идей. Вместе с тем в последние годы приобретает популярность точка зрения, что и сами институты являются эндогенными факторами. Д. Эйсмоглу, С. Джонсон и Дж. Робинсон выделяют три возможных фактора, определяющих институты: установленные людьми правила, география и культура. В их работе и ряде других работ продемонстрировано, что в различных географических регионах утверждение одинаковых институтов осуществлялось неодинаково.

    Д. Родрик разделяет факторы роста на «прямые» (proximate ) и «глубинные» (deep ). Под «прямыми» факторами, оказывающими непосредственное влияние на рост, понимаются факторы производства (накопление физического и человеческого капитала) и рост производительности труда. К глубинным детерминантам Д. Родрик относит три группы факторов: внешнюю торговлю, институты (являющиеся частично эндогенными) и географию (полностью экзогенный фактор). Следуя его логике, именно факторы более «глубокого» уровня оказывают решающее влияние на экономический рост и дифференциацию развития стран.

    По мнению одного из наиболее известных представителей НИЭТ О. Уильямсона, на более глубоких (по сравнению с обычной хозяйственной деятельностью) уровнях складываются политико-экономические структуры, определяющие правила поведения отдельных участников. Это означает, что институциональные структуры оказываются наиболее глубоким источником долгосрочного развития и экономического роста.

    Тем самым синтез географического и институционального факторов в теории экономического роста выглядит вполне обоснованным.

    Path dependence и региональное развитие. В этом плане теория path dependence предоставляет широкие возможности в анализе «эффекта тропы» в развитии регионов, т.к., по мнению регионалистов - все то, что представляет собой территориальную структуру экономики - крайне инертные категории, и чрезвычайно велика зависимость текущего развития от предшествующего. Ситуация когда «история имеет значение» позволит выйти за пределы общей постановки вопроса, что существенные различия регионов России связаны с характером и особенностями исторического развития данных регионов на протяжении последних десятилетий.

    В современной региональной науке регионы понимаются как многомерные, интегральные категории, с одной стороны, объединяющие различные параметры системных классификаций объекта - от экономики и права до исторической географии и социальной психологии, а с другой интегрирующие разнокачественные подсистемы и основанные на взаимодействии одновременно протекающих природных, технологических и социальных процессов, экономических, демографических, экологических, культурных и политических факторов. Иными словами, регионы - это институциональные системы, т.е. система формальных и неформальных норм и правил, регулирующих принятие решение, деятельность и взаимодействие социально-экономических групп и/или их групп на той или иной территории. В целом же любая институциональная система развивается путем «малых приращений». Каждое последующее приращение опирается на те институты, которые уже существуют; следовательно, линия институционального развития всегда задана всей предыдущей институциональной историей общества. В этой связи возникает вопрос: в чем устойчивость траектории развития того или иного региона?

    Это еще одно из сторон зависимости от траектории предшествующего развития - эффект институциональной преемственности. Значение эффекта институциональной преемственности в том, что он дает научное обоснование факту влияния исторического опыта, культуры и менталитета общества на его сегодняшнее и будущее состояние. Иными словами, институты связывают прошлое с настоящим и будущим, так что история становится процессом преимущественно инкрементного («путем малых приращений» - Н.В. ) институционального развития, а функционирование экономических систем на протяжении длительных исторических периодов становится понятным только как часть разворачивающегося институционального процесса.

    Таким образом, тот выбор, который делают люди (или то направление институциональных изменений, которого они начинают добиваться), в решающей степени предопределен всей предшествующей институциональной историей общества, которая преломляется через неформальные институты культурного характера - традиции, предпочтения и ценностные установки.

    Исходя из того, что, за исключением чрезвычайных обстоятельств, общества не склонны резко менять траекторию своего институционального развития, нетрудно решить и «конечную загадку экономики»: почему одни регионы богатеют, а другие остаются бедными, не желая заимствовать институты у своих более успешных соседей.

    В этой связи будет уместным привести рассуждения Д. Норта, что «история имеет значение не просто потому, что мы можем извлечь уроки из прошлого, но и потому, что настоящее и будущее связаны с прошлым непрерывностью институтов общества. Выбор, который мы делаем сегодня или завтра, сформирован прошлым. А прошлое может быть понято нами только как процесс институционального развития. Интегрировать понятие «институты» в экономическую теорию и экономическую историю - значит сделать важный шаг в развитии этой теории и истории».

    Здесь мы выходит на проблему источников зависимости регионов от траектории предшествующего развития. В действительности, может существовать множество потенциальных причин для зависимости от предшествующего развития, начиная от микроуровня и заканчивая динамикой всей системы в целом. К источникам зависимости регионов от предшествующей траектории развития и необратимости можно отнести такие феномены как периферийность, холодовая дискомфортность, депрессивность, отраслевая специализация региона и др. Учитывая, что однажды выбранную институциональную траекторию трудно покинуть, региональные сообщества не обладающие сильными внутренними источниками развития могут попасть в «институциональную ловушку», и существовать исторически длительное время с устойчиво низкими социально-экономическими показателями, несмотря на все усилия государства.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Подходы к определению и природе социальных институтов. Институциональный подход, социальный институт в теории Парсонса. Бурдье и его теория "структурирующих структур". "Теория структурации" Гидденса. Теория "коммуникативного действия" Хабермаса.

      контрольная работа , добавлен 10.10.2013

      Предпосылки и препятствия становления российского среднего класса. Особенности адаптации бедных и состоятельных семей. Современный подход к проблеме социально-экономической адаптации в России. Понятие социально-психологического подхода к адаптации.

      реферат , добавлен 16.05.2013

      Доктрина "политического класса" Г. Моска. Психологическая теория элиты В. Парето. Концепция олигархии Р. Михельса. Элитистский подход и менеджментная теория элиты. Институциональный подход и теория элиты Р. Миллза. Теории множественности элит (А. Бентли).

      контрольная работа , добавлен 14.03.2011

      Этапы становления научной статистики и основные направления ее развития: государствоведение и школа политической арифметики. Показатели, используемые в социально-экономической статистике. Количественная определенность массовых явлений общественной жизни.

      контрольная работа , добавлен 17.01.2011

      Анализ подходов к определению "социальный институт". Признаки, функции, структура, критерии классификации социальных институтов. Институциональный подход к изучению социальных институтов. Теория объяснения и обоснования социальных институтов Дж. Хоманса.

      реферат , добавлен 04.04.2011

      Социально-философские аспекты феномена институционализации как способа функционирования институтов в рамках социальных систем. Формирование культурных и социально-психологических механизмов обеспечения стабильности и устойчивости общественной организации.

      статья , добавлен 23.07.2013

      Демографические особенности и оценка их влияния на современное состояние и дальнейшее социально-экономическое развитие регионов и страны в целом. Анализ среднегодового темпа прироста населения, его причины и обоснование, половое соотношение, изменения.

      реферат , добавлен 27.01.2015

      Выход социально ответственного поведения бизнеса за рамки внутренней среды, его участие в решении социальных проблем общества как одна из тенденций социально-экономической динамики развитых стран мира. Социологический опрос "Самоидентификация Россиян".

      статья , добавлен 13.05.2014

      Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.

      курсовая работа , добавлен 05.12.2016

      Основные понятия системного подхода в отношении сферы общественных отношений. Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических политических процессов. Построение модели системного анализа. Выявление источников развития системы.

    Что касается анализа функционирования и развития институтов системы государственного управления, то здесь благодаря неоинституционалистам актуализируются такие проблемы как Path Dependence (эффект колеи) и QWERTY-эффекты.

    Название теории Path Dependence принято в отечественной литературе переводить как «зависимость от предшествующего развития» или «эффект колеи». Она обращает внимание на институциональные изменения и на роль институтов в технических изменениях.

    Под QWERTY-эффектами в современной научной литературе подразумевают все виды сравнительно неэффективных, но устойчиво сохраняющихся стандартов, которые демонстрируют, что «история имеет значение».

    Эти эффекты можно обнаружить двумя путями:

    1) либо сравнивать реально сосуществующие в современном мире технические стандарты;

    2) либо сопоставлять реализованные технические инновации с потенциально возможными, но не реализованными.

    Хотя современная экономика давно глобализируется и унифицируется, в разных странах мира продолжают сохраняться разные технические стандарты, не совместимые друг с другом. Некоторые примеры общеизвестны - например, различия между левосторонним (в бывшей Британской империи) и правосторонним движением на дорогах разных стран, различия в ширине железнодорожной колеи или в стандартах передачи электроэнергии.

    К сожалению, QWERTY-эффекты возникали не только на относительно ранних этапах экономической истории, они проявляют себя и в эпоху НТР.

    Теория зависимости от предшествующего развития и близкие к ней научные исследования по альтернативной истории основаны на метанаучной парадигме синергетики - самоорганизации порядка из хаоса. Согласно синергетическому подходу развитие общества не является жестко предопределенным (по принципу «иного не дано»). На самом деле наблюдается чередование периодов эволюции, когда вектор развития изменить нельзя (движение по аттрактору), и точек бифуркации, в которых возникает возможность выбора. Когда «QWERTY-экономисты» говорят об исторической случайности первоначального выбора, они рассматривают как раз бифуркационные точки истории - те ее моменты, когда происходит выбор какой-либо одной возможности из веера различных альтернатив. Выбор в таких ситуациях практически всегда происходит в условиях неопределенности и неустойчивости баланса социальных сил. Поэтому при бифуркации судьбоносными могут оказаться даже совсем мелкие субъективные обстоятельства - по принципу «эффекта бабочки» Лоренца.

    Победу изначально выбранных стандартов/норм над всеми другими, даже сравнительно более эффективными, можно наблюдать и в истории развития институтов. Зависимость от предшествующего развития для институтов, вероятно, будет вполне подобна зависимости от предшествующего развития для технологий, поскольку обе основаны на высокой ценности адаптации к некоей общей практике (какой-либо технике или правилам), так что отклонения от нее становятся слишком дорогостоящими.



    Если при описании истории технических инноваций чаще пишут о QWERTY- эффектах, то в рамках анализа институциональных инноваций обычно говорят о Path Dependence - зависимости от предшествующего развития.

    В истории развития институтов проявления зависимости от предшествующего развития можно проследить на двух уровнях - во-первых, на уровне отдельных институтов (правовых, организационных, политических и т.д.), а во-вторых, на уровне институциональных систем (особенно национальных экономических систем).

    Собственно говоря, любой пример технологических QWERTY-эффектов обязательно имеет институциональную подоплеку, ведь конкурируют вовсе не технологии, а те организации, которые их применяют. Скажем, победа стандарта узкой колеи над более эффективным стандартом широкой колеи - это победа менее эффективной (по крайней мере, по данному критерию) фирмы Д. Стефенсона над его более эффективными, но менее удачливыми конкурентами.

    Таким образом, применение теории зависимости от предшествующего развития к политико-экономической истории институтов позволяет видеть их альтернативные издержки и тем самым делать выводы об эффективности выбора, сделанного в бифуркационных точках социально- экономического развития.

    В зарубежной литературе, посвященной Path Dependence, подчеркивается множественность порождающих его факторов. Если первооткрыватели QWERTY-эффектов обращали основное внимание, в традициях неоклассики, на технические причины этого явления, то Д. Норт и другие институционалисты - на причины социальные, связанные с деятельностью людей.

    Кроме того, необходимо обращать внимание на и такие эффекты как «эффект координации» - преимущества от сотрудничества одних агентов с другими (в этой связи надо указать на низкие издержки (в том числе трансакционные) для следующих общепринятым стандартам, и высокие – для «робинзонов»).

    Следующий фактор - рост отдачи от масштаба (применение любого стандарта тем выгоднее, чем чаще его применяют). Наиболее тривиальный - фактор зависимости от предшествующего развития - также допускает нетривиальное институциональное истолкование: нормы как социальный капитал также могут морально устаревать. Но поменять их гораздо труднее, чем капитал физический. В современных исследованиях причин Path Dependence все чаще обращают внимание на культурологические факторы - ментальность, образование и общественное согласие.

    Вопрос 3. Практическая ценность и перспективы использования НИТ в государственном управлении .

    Что касается практической ценности и перспектив использования НИТ в области исследования государственного управления, то можно отметить, во-первых, теорию согласований и необходимость анализа трансакционных издержек.

    Анализ трансакционных издержек предоставляет оригинальную теоретическую базу для решения проблемы сравнительной эффективности институциональных форм координации взаимодействий. Согласно новой институциональной теории каждой такой форме, как впрочем, и уровню координации соответствует своя, особая конфигурация трансакционных издержек. Так, на основе работ Уильямсона и Пауэлла были выделены «идеальные» структуры управления, которые теоретически могут присутствовать в органах исполнительной власти: иерархия, корпорация и сеть.

    Однако следует помнить об отличиях частного и государственного секторов. Основное отличие заключается в том, что исходной структурой управления в государственном секторе является иерархия. Бывают ситуации, в которых возможно заключение контрактов, но, как правило, деятельность контрагентов строго контролируется. И если в частном секторе неэффективные производители, скорее всего, будут вынуждены уйти с рынка, то в государственном секторе, где большую роль играет политическая поддержка, неэффективные структуры управления могут существовать достаточно долго. Таким образом, теорию трансакционных издержек необходимо адаптировать к специфическим характеристи-

    кам организаций государственного сектора, особенно если предполагается анализировать внутреннюю структуру организаций.

    В этом отношении первое, что необходимо сделать, это - определить понятие трансакции в контексте предоставления государственных услуг. Как правило, результатом работы органов исполнительной власти выступают разработанные правовые акты, проекты, решения по определенному кругу проблем. Таким образом, для органов исполнительной власти основным критерием трансакции выступает делегирование заданий. То есть трансакция в органах исполнительной власти – это передача задания одним служащим другому. Как правило, один из служащих занимает более высокую ступень на иерархической лестнице, но это не является обязательным условием. Процессы, которые происходят в области государственного управления на протяжении последних 20–25 лет, предоставили исследователям обширное поле для проведения не только теоретических, но и эмпирических исследований: начиная с 1980-х гг. в разных странах проходят постепенные реформы в государственном секторе. Уже к середине 1970-х гг. стала очевидной необходимость поиска альтернатив иерархической структуры управления в органах исполнительной власти. В 1980-х гг. в рамках так называемого нового государственного управления организации исполнительной власти начали рассматриваться как корпорации, которые должны управляться профессиональными менеджерами. В 1990-е гг. эта модель государственного управления была дополнена «рыночными элементами», которые предполагали, например, возможность аутсорсинга некоторых функций, выполняемых органами власти; в 2000-е гг. в государственное управление активно стали внедряться сетевые элементы.

    Таким образом, сравнивая структуры управления в государственных организациях, можно выделить идеальные типы и представить их характеристики.

    Учитывая эти особенности в процессе реформирования административно-государственного управления, можно добиться более эффективного использования рыночных инструментов за счет экономии на специфических для каждой формы координации издержек, что является исключительно важным для современной менеджериальной программы административных реформ.

    Важнейший вывод, к которому приходит теория трансакционных издержек, состоит в том, что соединение различных типов трансак­ций с различными механизмами управления ими не является слу­чайным. Каждому классу сделок соответствует особый класс регуля­тивных структур, обеспечивающих их исполнение с наименьшими трансакционными издержками.

    Кроме того, новые институционалисты предложили ряд базовых концепций и понятий; некоторые из них порождают больше вопросов, чем ответов, а большинство нуждаются в дальнейшем теоретическом развитии и эмпирическом обосновании.

    Это – правление как сетевая кооперация вплоть до образования «фрагментированного и дезартикулированного государства» (сетевой институционализм): как соотносятся между собой универсальность / фрагментарность социального и политического порядков; тип лидерства, обеспечивающий символы и значения для тех, кто в сети управления и кто вне ее; укорененность (включая принятие новых технологий (technology enactment)3) – каковы институциональные последствия формирования «электронных правительств»; легитимность (в частности, организационная), которая, как полагают некоторые исследователи, важнее эффективности, – в чем состоит институциональный смысл легитимности и возможна ли институциональная эффективность; ограниченная рациональность, следующая логике пригодности, – как она соотносится с политическим выбором и пр.

    Очевидно, что результаты институциональных исследований, несмотря на неизбежную и подчас очевидную противоречивость, весьма значительны. Конечно, институциональный подход не стал и не мог стать универсальной парадигмой, применимой при исследовании любых проблем.

    При всех издержках институционалистам почти всех школ удалось обновить прежние представления о политике, государственном управлении, политическо-административном процессе и политических акторах на микро-, макро- и мегауровне.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Дайте характеристику основным направлениям неоинституционализма.

    2. Каковы методологические и теоретические предпосылки НИТ?

    3. Охарактеризуйте основные положения новой институциональной теории государственного управления?

    4. Насколько продуктивно использовать теорию трансакционных издержек НИТ в практике государственного управления?

    5. В чем принципиальные отличия Нового менеджеризма и Новой институциональной теории государственного управления?

    6. Какова роль Path Dependence, QWERTY-эффектов в государственном управлении?

    Вам также будет интересно:

    Как приготовить нежный, сочный и ароматный картофель по-французски своими руками Секреты приготовления вкусной картошки по французски
    В доколумбовой Америке пользовались календарем инков. А знаете, какой способ применяли...
    Ячневый суп Суп с ячневой крупой в мультиварке
    Любая хозяйка для засолки сала выбирает кусок свинины получше – без жилок, плёнок и...
    Здоровое питание: жюльен с грибами и курицей
    Жульен с грибами – это классический «представитель» французской кухни, горячо полюбившийся...
    Тушеная утка с картошкой в казане
    Утку, тушенную с картофелем в духовке, можно подать в качестве горячего блюда и на...
    Как узнать свою судьбу по дате рождения и имени
    Первые люди на земле предсказывали будущее по приметам, наблюдая за поведением животных,...